Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040114_ionov.html

Ирина Муцуовна Березовская
Виктор Ионов

Дата публикации:  14 Января 2004

Ирина Хакамада, кандидат в президенты РФ, выступила сегодня с громким заявлением. Вспомнив двухлетней давности события в театральном центре на Дубровке, сопредседатель СПС обвинила действующего президента Владимира Путина ни много ни мало в государственном преступлении.

В ряде СМИ на правах рекламы опубликовано ее открытое письмо к родственникам жертв теракта. "Раньше я не предавала гласности многое из того, что увидела в Театральном центре, и тем более, как президент и члены его администрации отнеслись к моей попытке спасти людей. Я не говорила об этом раньше, потому что заблуждалась, думая, что президент Путин в конце концов поможет установить правду и раскается за свой приказ использовать смертоносный газ", - признается в своем обращении Хакамада. Теперь же она решила отреагировать на призыв родственников тех, кто погиб в результате взрывов жилых домов в Москве в 1999 году и при штурме "Норд-Оста". 12 января они призвали всех кандидатов в президенты дать оценки этим терактам, их расследованию, помочь добиться правды и наказать виновных. "В результате моих переговоров с террористами в Театральном центре 23 октября 2002 года и последующими событиями я пришла к убеждению, что террористы не планировали взрывать театральный центр, а власть не была заинтересована в спасении всех заложников, - утверждает Хакамада. - Оценивая происшедшее, я прихожу к неизбежному выводу: этот теракт помог подстегнуть античеченскую истерию, продолжить войну в Чечне и удержать высокий рейтинг президенту. Я убеждена, что действия президента Путина по сокрытию правды в данной ситуации - по сути, государственное преступление, и поэтому я приняла решение выставить свою кандидатуру на президентские выборы". Она пообещала, что когда станет президентом, "граждане России узнают правду о взрывах домов, о трагедии в Театральном центре и о многих других преступлениях власти".

Выдержка Ирины Муцуовны не может не удивлять - все же она крепилась более года, прежде чем поведать народу правду. Еще того интереснее, что по сути она не говорит ничего нового - аналогичные обвинения высказывались всеми критиками режима во главе с Борисом Абрамовичем Березовским непосредственно после штурма "Норд-Оста". Никакими фактами эти обвинения не подтверждались тогда, не подтверждаются и сейчас. Факты появятся, как следует из заявления, потом, когда Хакамаду выберут в президенты, то есть, как обычно, никогда. Правда, в отличие от многих борцов с "гэбухой в Кремле", Хакамада пока не утверждает, что и сам теракт был организован спецслужбами. Ведь определенной - правда, весьма незначительной - прослойке населения России давно известно, что все теракты, включая авиа-атаку на нью-йоркских "Близнецов", организует ФСБ по прямой указке Путина.

Можно только предполагать, чего ради Хакамада решила поиграть в Березовского. На этот счет высказываются версии весьма экзотические.

Прежде всего, сама история с выдвижением сопредседателя СПС в кандидаты в президенты под давлением неких пикетчиков не лишена загадочности. После провала в декабре правые, казалось, не собирались биться за президентское кресло, и решение Хакамады, по слухам, стало для ее коллег полной неожиданностью, причем неприятной. Ведь только бойкот выборов, пусть даже "бархатный", без шумных деклараций, позволял им сохранить лицо. Уже тогда, в самом конце декабря, некоторые политологи предполагали, что решение свое Ирина Муцуовна согласовывала с Кремлем: Путину явно не хотелось вступать в борьбу с мелкой партийной сошкой и городскими сумасшедшими. Участие Хакамады в выборах эту проблему хоть как-то снимало. Если эта версия верна, есть большой соблазн предположить, что и сегодняшний демарш произведен не без участия кремлевских мудрецов.

В конце концов, куда более страшные обвинения в 1999 году не повредили Путину, и кроме того, большинство избирателей террористам не сочувствует и склонно требовать от властей самых жестких мер по отношению к ним. Соответственно, и обвинения Хакамады способны найти отклик лишь в душах тех, кто и без того винит Путина во всех смертных грехах, включая потопление подлодки "Курск" и неважный климат средней полосы России. Зато Хакамаду такой ход отодвигает в ряды политических маргиналов и лишает поддержки тех, кому нынешний президент кажется недостаточно либеральным, но кто при этом одобряет его жесткий курс по отношению к чеченской проблеме. Хакамада, таким образом, окончательно возвращает Путину основную часть немногочисленного правого электората. Такой расчет со стороны администрации президента, хоть и выглядит иезуитским, не кажется невозможным.

Слух о финансировании Хакамады из средств "Открытой России" и версия о том, что столь неоднозначным образом НК ЮКОС пытается нанести ответный удар, пока не оправдываются. А само появление слухов свидетельствует о некоторой переоценке наблюдателями степени наивности нефтяников. Кроме того, появление такой информации обусловлено тем, что в разработке президентской кампании Хакамады принимает участие Марина Литвинович, работавшая ранее в штабе СПС, затем - в "Открытой России". Однако дело в том, что в "Открытой России" Литвинович больше не работает. Сегодня подал в отставку и заместитель председателя "Открытой России" Леонид Невзлин, решивший поддержать Хакамаду. По его собственному заявлению, это сделано, "поскольку участие в политике не соответствует характеру деятельности этой благотворительной организации".

Из прочих предположений наиболее верным представляется, как это часто бывает, наиболее простое. Возможно, штабу правого кандидата просто нечего предложить своим избирателям. Попытка превратить Путина в "кровавого тирана" бессмысленна - поскольку он таковым, несмотря на некоторые перегибы во взаимоотношениях со свободными СМИ и частными корпорациями, очевидно не является. Кроме того, проблемы СМИ даже либерально настроенную часть электората не особенно занимают, а новые методы работы с олигархами ей даже нравятся. Правительство при этом реализует вполне либеральные реформы. Схема лояльности по отношению к президенту - условно говоря, "теории малых дел", - когда очки зарабатываются не на противостоянии идеологий, а на разработке отдельных и частных (пусть даже очень значимых - как реформа армии в случае СПС) вопросов, доказала свою полную несостоятельность в ходе выборов в ГД. К тому же для чего с такой программой идти на президентские выборы, и вовсе непонятно.

Остается только играть на музыкальном инструменте Березовского, если уж не плясать под звуки, которые оный житель Лондона из своего инструмента извлекает. Чем, собственно, и решила заняться Ирина Хакамада. И сегодняшнее ее заявление - подпись под официальным признанием краха либеральных проектов ельцинской эпохи. Старым правым нечего предложить избирателю, кроме старых песен о Главном, которые избиратель не захотел слушать даже тогда, когда они были сравнительно новыми. Главный звонит в колокола и совершает визиты, ожидая неизбежного переизбрания, а новых правых все нет. И даже "Новые правые" (кавычки здесь многозначительнее, чем кажется) куда-то делись, недолго помелькав перед телекамерами после думских выборов.