Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040119-ion.html

Гальванический эффект
Виктор Ионов

Дата публикации:  19 Января 2004

Сегодня стало известно о создании "Комитета-2008" - общественной организации, которую СМИ также называют политическим клубом, куда вошли известные политики, журналисты и общественные деятели, так или иначе связанные с проигравшей думские выборы демократической оппозицией. Среди учредителей - Борис Немцов, Евгений Киселев, Юлия Латынина, Виктор Шендерович, Борис Надеждин, Ирина Ясина. Председателем комитета стал Гарри Каспаров. Декларативная цель организации - подготовить свободные выборы президента в 2008 году.

Несмотря на заявленную роль Каспарова, шахматиста и популяризатора квазиисторических штудий Фоменко, главная политическая звезда нового объединения - естественно, Борис Немцов. Каспаров - всего лишь что-то вроде асимметричного интеллигентского ответа борцам и гимнасткам в политсовете "Единой России". А вот Немцов - все еще политик первой величины, даже с учетом падения политических акций правых после провала в Думе и отказа партии от выдвижения кандидата на президентских выборах (Хакамада, напомним, - самовыдвиженец). И, в отличие от всех прочих участников новосозданного комитета, для него речь идет о сохранении уже достигнутых позиций и спасении собственной партии.

В интервью "НГ" сам Немцов так поясняет смысл создания комитета: якобы существует угроза "конституционного переворота", то есть попытки обеспечить Путину возможность избираться на третий срок вопреки действующему ныне Основному закону. Правда, сам Путин прямо заявлял, что на третий срок не собирается, но, допустим, у Немцова есть основания не верить действующему президенту. И тем не менее, совершенно непонятно, каким образом группа политиков, оттертых от законодательной деятельности, сумеет помешать конституционному большинству в парламенте (после присоединения "райковцев" у ЕР оно наличествует) изменить Конституцию и каким образом этому будут способствовать "широкие дискуссии о демократической альтернативе для России после Путина", к которым, кажется, сведется деятельность "Комитета-2008". Соответственно, прочую риторику лидера правых можно рассматривать в качестве разговора в пользу бедных и попытаться понять - кому и зачем нужна подобная организация на самом деле.

Интерес Немцова очевиден: думской трибуны он лишен, обещанного приглашения в правительство тоже пока не дождался. Когда решался вопрос о президентских выборах, Хакамада, по ее собственным словам, не смогла разыскать Бориса Ефимовича, чтобы как-то согласовать позиции. Четыре года дожидаться следующего шанса в качестве лидера маргинальной партии с невнятным будущим - не слишком блестящая перспектива. "Комитет-2008" дает Немцову шанс хоть как-то держаться на плаву. Не стоит упускать из виду и еще один момент: задолго до думских выборов недоброжелатели твердили о конфликте в СПС и угрозе раскола. Единоличное решение Хакамады об участии в президентской кампании, а также избранная ею стратегия делают раскол почти реальным. На выходных состоится съезд СПС, и каковы гарантии, что реальный хозяин партии - лояльный президенту Анатолий Чубайс не попытается избавиться от оппозиционного балласта? Теперь, имея поддержку вне партии, Немцов получает шанс сохранить и внутрипартийное влияние.

Кроме того, решается и вопрос об отношении к заявлениям (без преувеличения скандальным) Ирины Хакамады касательно "Норд-Оста" и вообще ее участию в президентских выборах. Демонстративно концентрируясь на "проблеме 2008 года", Немцов словно бы легализует свое устранение от участия в выборах-2004. Если на съезде СПС такой ход сработает, поддержка Хакамады превратится для каждого из членов партии, включая ее руководство, из политического шага в проблему личного выбора. Это избавляет и от необходимости немедленно вступать в конфликт с действующим президентом, и от возможных обвинений в предательстве по отношению к соратнику по партии.

Итак, при всех выгодах, неразрешимым для Немцова остается только один вопрос - позволит ли регулярное участие в дискуссиях о будущем России сохранить внимание избирателей на протяжении долгих четырех лет, хватит ли комитета для того, чтобы в 2007-м вернуться к борьбе за место в реальной власти? Положительный ответ нам кажется чрезмерно оптимистическим, но надо иметь в виду, что выбирать Немцову не из чего. Хотя это общая российская беда.

Среди прочего вызывает интерес факт участия в комитете Ирины Ясиной. Вероятнее всего, это дело ее личного выбора, но теперь разговоры о нефтяном следе и деньгах ЮКОСа неизбежны. Тем более что общество к восприятию этой версии готово: Хакамаду спонсирует Невзлин, Рыбкин тоже намекает на наличие в его фонде средств нефтяной компании. Молчание Брынцалова на этом фоне выглядит даже загадочным. Но если предположить, что все это правда, вырисовывается странная картина. Покупка контрольного пакета Думы, когда ЮКОС одновременно вкладывался в "Яблоко", КПРФ и СПС (последнее в упомянутом интервью прямым текстом подтверждает Немцов), провалилась, пусть и не без участия генеральной прокуратуры. Распыление усилий явно себя не оправдало. Но ставки на любое потенциально антипутинское движение в новых условиях и вовсе ничего, кроме прямых убытков, не сулят. Зачем скупать на корню бесперспективных кандидатов, отправившихся в погоню за полутора процентами голосов на всех?

Впрочем, это приватное дело вкладчиков. Кому футбольные команды в Англии нравится скупать, кому - маргинальных политиков на родине. Иной вопрос, что создание демократической оппозиции в очередной раз подменяется дорогостоящей и лишенной всякого смысла гальванизацией политических трупов. Но то - уже печаль избирателя, а избиратель на выборы за бесплатно ходит.