Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
"Союзмультсил"
Дата публикации:  26 Января 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В минувшие выходные репортеры, не попавшие на Всемирный экономический форум, были вознаграждены посещением роскошных интерьеров, обрамлявших съезд СПС. (Швейцарский Давос даже в картинке выглядел куда скромнее подмосковного "Холлидея" в Виноградово!) Журналисты задавали подвернувшимся под руку лидерам СПС два главных вопроса: Кого поддержит съезд СПС: Путина или Хакамаду? Сохранится ли "Союз правых сил" как единая партия или "проигравших либералов" ждет низбежный раскол? Под руку подворачивались в основном Ремчуков, Немцов и Хакамада. Прочие сопредседатели и лидеры СПС, имеющие телевизионное право голоса, отмалчивались либо чревовещали через подвернувшихся партийцев.

Глава партследователей К.Ремчуков просвещал прессу, что поражение потерпел не сам российский либерализм, а скорее его финансовые извращения в форме Коха. Недаром в кулуарах съезда в качестве основной причины поражения называли "серию залоговых аукционов с предвыборной тумбочкой, проведенных Альфредом Рейнгольдовичем". Перешагнув через "наследие поражения" и провалившегося сквозь русскую землю "Золоторейновича", Ремчуков плавно переходил к будущим успехам и к свой персоне. Намекая, что он не против единолично возглавить убыточный колхоз СПС и даже может вывести его в передовики.

Борис Немцов публично демонстрировал всем желающим свое "огромное чувство ответственности", заметно увеличившиеся в последнее время. Правда это ответственность реализуется, как всегда, в подростковой форме и проявляется, в основном, в готовности бежать от любого проваленного им дела или "подать в отставку" со ставшего уже ненужным поста. Ирина Хакамада со всей серьезностью кандидата в президенты говорила о проблемах внутри СПС. О том, что Немцов поддерживает партийную подругу, Чубайс с ней уже не разговаривает, а Гайдар "пока еще думает", с кем играть в партийной песочнице.

Действительно, после известного заявления Ирины Мицуовны по Норд-Осту госслужащий Чубайс прекратил всякое каноническое общение с Хакамадой, как с обитательницей чумного барака. Или даже как с "японотроцкисткой", именно такое выражение было популярно в среде госслужащих в 30-х годах прошлого столетия. Было видно, как в президиуме съезда Анатолий Борисович сидел, отвернувшись от Хакамады. Казалось, что он не только дышит в сторону, но само непроницаемое лицо Чубайса было похоже на изолирующий противогаз.

Ведь другое эффектное заявление Хакамады полностью подорвало сами основы существования партии СПС, как союза именно "правых" сил. Она прямо признала: "Исторически этот термин - "правые" - для нас уходит". Действительно, как можно называть "правым" политика, призывающего к свержению существующего политического строя или к бескомпромиссной борьбе меньшинства с существующим общественным Целым. Такой политик не то что "неправ" по определению. Он - просто "левый", даже в троцкистком смысле слова. Не раз уже РЖ писал о том, что распределение на "левых" и "правых" очень условно. Это самоназвание или, скорее, партийная кличка долгое время служили "инструментом политической симуляции" так называемым российским "правым", пока окончательно не сыграло с ними злую шутку.

Действительно, сложно представить себе "правую" платформу, способную объединить диссидентку Хакамаду и комитетчика Немцова с аппаратчиком Чубайсом и ученым Гайдаром. Тем более, что научно-прикладные интересы последнего смещаются от пересыхающей на наших глазах темы "экономики переходного периода" к решению этнополитических проблем. Егора Тимуровича все больше занимает окончательное решение "русского вопроса", например, путем массовой миграции трудовых ресурсов с "конфуцианской трудовой этикой" ("Современный экономический рост и динамика населения России"). Такие опасные игры с национальной идентичностью совсем уж трудно назвать "правыми"!

Откровенно говоря, такая мультикультурность и очевидное различие в политических стилях даже среди сопредседателей СПС дает полное основание изменить название партии. В целях сохранения единства рядов обновленная партия могла бы называться Союзом Мультиполитических Сил или, сокращенно, "Союзмультсил" (или СМС). Это название точнее отражает сущность партии "бывших правых" как медиа-партии или партии-фантома. Недаром ранее уже предлагали партиям "нового" типа "выпускать свои пока обязательные программы прямо в виде мультиков или комиксов".

Однако "виноградовские отдыхающие" пошли по избитому пути: съезд СПС принял решение о свободном голосовании на выборах Президента и признал видимое единство партии. Такая широта взглядов сразу переводит политическую партию в разряд клубов для отдыха по интересам. Но надо признать, что все политические соображения "о врагах и друзьях" сразу меркнут перед прагматической необходимостью сохранения. Но не мифического "единства партии", а логотипа и брэнда СПС. Ведь сколько времени и средств было затрачено на раскручивание одного логотипа СПС, чем-то напоминающего этикетку Пепси-Колы. Сколько усилий затрачено на его продвижение в молодежную среду!

Конечно, в адрес съезда поступали и всякие предложения о покупке перспективного брэнда, например, от компаний по производству прохладительных напитков. Даже предлагалось возможное минимальное изменение логотипа СПС до "Собственных Пивоварен Синебрюхоффа", по аналогии с рекламной компании пива ПИТ. Тем более что предвыборный ролик СПС (с троицей лидеров в белоснежной кабине бизнес-лайнера) полностью ложится в сюжетную канву рекламных мультиков о пивоваре Иване Таранове, с его любовным треугольником и тягой к самолетам. Понятно, что подобные предложения мало пригодны для политического брэнда. А вот к предложению сделать фронтменов виртуальной партии полностью мультипликационными персонажами очень даже стоит прислушаться.

Мало того что "коллективная Масяня" прекрасно бы воспринималась молодежной аудиторией. Такая мультройка не смогла бы выступать с несогласованными заявлениями от лица партии, а уж тем более принимать наличные средства от политически неблагонадежных бизнесменов. В крайнем случае, можно записать на компьютер дежурную отбивку: "Платон Абрамович мне друг, но истина дороже!"

При незначительной доработке виртуальная тройка лидеров могла иметь черты знаменитой гайдаевской троицы - Трус, Балбес и Бывалый. Это гарантированно могло бы обеспечить партии сногсшибательный рейтинг в массах. Представьте себе знаменитую сцену из "Кавказской пленницы" (с пивом на фоне карусели): "Жить хорошо! А жить хорошо - еще лучше!" Чем вам не предвыборный слоган СПС? Или знаменитую фразу - "Я не Трус, но я боюсь...". И далее монолог про угрозу демократии в России. А вся политическая программа таких "Союзмультсил" могла бы свестись к простой, но емкой формуле: "Бамбарбия!.. Кергуну!". Сегодня же, как призналась Хакамада, "люди окончательно запутались, так и не услышав ничего ни о позиционировании партии в отношении власти, ни о ее позитивной программе".

Решение съезда упразднить Институт сопредседателей или, как выразился Борис Немцов, "небожителей" ничего кардинально не меняет. А вот назначение в качестве вождя партии - Анонимного Лидера или Важного Лица, пожелавшего остаться неизвестным, - это, как любили выражаться при Ельцине, "сильный ход". Это сразу отсылает к тайным верованиям древнеегипетской интеллигенции о Скрытом Боге, воплощающим в себе триединое: Силу жизни, Первооснову и Справедливость. Кроме того, появляется возможность намекать с экрана, что нашим лидером партии является "Сами знаете кто". И важно добавлять, что Он проводит Наш курс...

А там, глядишь, и Михаил Касьянов подоспеет!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Виктор Ионов, Правые не тонут /26.01/
К вопросу о "гальванизации политических трупов". Чубайс-политик получает какой-никакой пиар, Чубайс-чиновник - сохранение поста, а Чубайс-олигарх - не такие уж малозначительные в наше время гарантии неприкосновенности.
Петр Муравьев, Битва за армию /26.01/
Время тихих перемен. Сергей Иванов вновь выступил с критикой Генштаба, присвоившего себе слишком много функций. Но опыт свидетельствует, что усиление Министерства обороны пагубно влияет на принятие ключевых решений в военных вопросах. Военный чиновник в планировании и оценке боевых действий разбирается хуже военного аналитика.
Игорь Ильин, Ленин и Путин /26.01/
Время тихих перемен. Несмотря на то, что по заверениям специалистов, тело Ленина, если так можно выразиться, переживет всех нас, его захоронение произойдет все-таки в обозримом будущем. Скорее всего, еще при президентстве Владимира Путина.
Сергей В. Бирюков, Россия - Украина: повторение пройденного? /23.01/
Визит Путина в Киев проходит на фоне острейшего кризиса власти. Украинские элиты загоняют себя в тупик, и какой бы из возможных сценариев ни реализовался, это приведет к ухудшению ситуации.
Алексей Невзоров, Идут на грозу /21.01/
Снова о "проблеме-2008". Установление "прямой связи с народом" делает ненужными профессиональных переводчиков с языка власти на язык толпы и обратно. Но переводчики не хотят терять рынок...
предыдущая в начало следующая
Алексей Невзоров
Алексей
НЕВЗОРОВ
al_nevzorov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru