Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040127_ilyin.html

Измена "Родины"
Игорь Ильин

Дата публикации:  27 Января 2004

лазьеву отказать", "Геращенко поддержать" - таковы результаты завершившегося вчера поздно вечером закрытого заседания совета блока "Родина". По итогам тайного голосования, единственным кандидатом в президенты от блока на предстоящих выборах будет Виктор Геращенко. Главе "Родины" Сергею Глазьеву в поддержке верхушка блока отказала. Между двумя партийными лидерами пробежала черная кошка. Третий представитель верхушки этого партийного объединения - Дмитрий Рогозин еще раньше сильно повздорил с Глазьевым. Вчера Рогозину удалось подбить 11 человек из 21 членов политсовета "Родины" проголосовать против Глазьева. Можно себе представить, как это проходило. На ум почему-то приходит картинка из давнишнего телесюжета о том, как Рогозин с коллегами репетировал демонстративный выход из зала заседания ПАСЕ.

Все это, признаться, напоминает телесериал для умалишенных.

То, что в верхушке блока неблагополучно с головой (как минимум с двумя из трех), стало ясно сразу, как только одновременно с формальным выдвижением Геращенко от блока самовыдвинулся и Глазьев. Однако на первых порах инициатива Глазьева не тянула на масштабный скандал - так, мелкое нарушение партийной дисциплины, не более. Ситуация обострилась лишь после того, как ЦИК отказал Виктору Геращенко в регистрации. Тут вдруг не выдержали нервы у Рогозина. Говорят, он был очень недоволен. Он так и сказал Глазьеву: "Сергей, ты не прав, мы считаем, ты не должен идти на президентские выборы". Глазьеву это тоже не понравилось, и тогда он прогнал Рогозина. Рогозин затаил обиду и побежал в администрацию президента за советом, а заодно и пожаловаться. Там ему сказали: "Ничего не бойся, мы за тебя все придумаем". Там такими вещами обычно не шутят.

Но вернемся на "Родину". Итак, что мы имеем на сегодняшний день: незарегистрированный кандидат от блока - 1 шт.; самовыдвиженец, пока без необходимых 2 млн подписей и с перспективой уголовного разбирательства по поводу подкупа избирателей - 1 шт.; решение добиваться регистрации незарегистрированного кандидата в суде - 1 шт.; и Фигаро - Дмитрий Рогозин, с обидой на Глазьева и, возможно, на себя циркулирующий между партийным объединением и кремлевской администрацией - 1 шт.

После всей этой каши невольно возникает вопрос: "А чего они все хотят?" Ясно, что не в президенты этой весной. Так чего же? С Геращенко, похоже, все просто: он отрабатывает свои партийные обязательства и, возможно, стремится использовать статус кандидата в президенты для популяризации своих экономических и политических взглядов. При этом г-н Геращенко, в отличие от своих более молодых коллег по объединению, свободен от политических фобий, комплексов и т.п. По большому счету, ему, должно быть, все равно, как выступит он на этих выборах и дадут ли ему вообще выступить. Трибуну он уже получил даже как незарегистрированный кандидат.

Ситуация, в которой оказался г-н Рогозин, значительно более щекотливая. Ему нужно делать политическую карьеру, извлекать дивиденды из победы блока "Родина" на парламентских выборах и подтверждать лояльность власти. Ведь без благополучной "Родины", то есть без поддержки кремлевской администрации он - никто, как, собственно, и весь этот политический блок. А первым номером на повестке дня у администрации президента значатся выборы. И тут покровителям г-на Рогозина потребуются доказательства его лояльности. Вот он и доказывает. Дело в том, что действующий режим нуждается как в высокой явке избирателей на выборах, так и в подавляющем преимуществе Путина. В зависимости от этого и тасуется список потенциальных кандидатов. Возможно, поэтому и держат в подвешенном состоянии обоих выдвиженцев "Родины". Глазьев, безусловно, может повысить своим участием избирательную активность, но и одновременно отобрать некоторое количество голосов у действующего президента. Судя по последним шевелениям губ Рогозина, Кремль принял второй сценарий и, следовательно, не заинтересован в допуске к выборам таких сильных игроков, как Глазьев. Тогда "удобнее" выглядит кандидатура не имеющего самостоятельного предвыборного опыта Геращенко. Все идет к тому, что "рогозинская" "Родина" готова принести Глазьева в жертву. Кто из них в этом случае больше потеряет - еще вопрос.

Сам же Глазьев нуждается не столько в поддержке "Родины", сколько в серьезной засветке на предстоящих президентских выборах. Это необходимо для реализации последующей, уже настоящей попытки побороться за президентство в 2008 году. Однако Глазьев стал заложником собственных стремительных политических успехов. С одной стороны, он как перспективный политик не может остаться в стороне от президентской кампании. И в сложившихся условиях Глазьев будет вынужден строить свою избирательную кампанию, выступая против действующего президента. В такой ситуации трудно однозначно оценить электоральные перспективы Глазьева. У него явно есть поддержка значительной части населения и самостоятельный электоральный опыт. Он также может ожидать поддержки части электората партий, не прошедших в Госдуму. Теоретически при каком-нибудь (почти нереальном) стечении обстоятельств он мог бы даже перевести выборы во второй тур.

Именно поэтому выборы для Глазьева, если завтра он сдаст в ЦИК 2 млн подписей, закончатся досрочно. ЦИК уже попросил прокуратуру Москвы расследовать скандал с подкупом избирателей во время сбора подписей в поддержку Глазьева.

Геращенко, возможно, даже допустят к выборам. Впрочем, сам он сразу после выборов, очевидно, сочтет свою миссию выполненной и покинет "Родину" или останется ее номинальным членом. Рогозин же станет единоличным харизматическим лидером остатков "Родины", потерявшей в весе после ухода из блока сторонников Глазьева. На несколько лет Рогозин растворится в серой депутатской массе. Но, возможно, постепенно, поступательно от выборов к выборам он станет новым Жириновским. Правда, значительно менее смешным.