Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Яйца российского бизнеса
Дата публикации:  5 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В среду стало известно, что председатель правления Тюменской нефтяной компании (ТНК) Виктор Вексельберг приобрел у знаменитого аукционного дома Сотби (Sotheby's) крупнейшую в мире частную коллекцию из 180 ювелирных изделий Фаберже. Коллекция, принадлежавшая до этого семье американских медиа-магнатов Форбс, среди прочего включает 9 яиц от Фаберже.

Британский сиделец Борис Березовский посрамлен. Не подтвердились его оценки и пророчества. До сих пор он пытался внушить общественности, что он - единственный российский олигарх, у которого есть яйца, поскольку он бесстрашно вступил в неравный бой с нынешней российской властью. Правда, с недавних пор он пересмотрел свое отношение к одному из своих коллег - Михаилу Ходорковскому. В памятном полугодичной давности интервью Бориса Абрамовича газете "Коммерсант" он в Ходорковского еще не верил: "Миша ведь слабый человек. Не боец". Правда, в более позднем интервью, уже после посадки Ходорковского в СИЗО, Березовский не постеснялся признать ошибочность своей прежней оценки морально-волевых качеств Ходорковского. Но в целом по характеру публичных выступлений Бориса Абрамовича можно сделать вывод: отношения к представителям крупного российского бизнеса Березовский в общем-то не пересмотрел.

Теперь, очевидно, пересмотрит. Возвращение 9 яиц Фаберже в Россию - это Поступок с большой буквы. И российские власти, и простой народ, и даже, возможно, обычно не оставляющий без внимания столь крупные покупки глава Счетной палаты Сергей Степашин должны оценить этот шаг по достоинству. Для того чтобы показать России яйца, глава ТНК потратил сумму, соизмеримую с расходами Романа Абрамовича на приобретение футбольного клуба "Челси". Точная сумма сделки в данном случае не разглашается. Известно лишь, что стартовая цена ювелирной коллекции на аукционе должна была составить $90 млн. Снятие лота с торгов - случай исключительный, поэтому можно предположить, что дому "Сотби" Вексельберг сделал такое предложение, отказаться от которого коммерсанты просто не смогли. Эксперты считают, что итоговая сумма сделки превосходит вдвое, а то и более, первоначальные $90 млн.

Что и говорить, приятно, справедливо, назидательно, когда люди, нажившие в России огромные состояния, тратят свои личные деньги на благие дела. Возвращение культурных ценностей в Россию, безусловно, является таковым. Однако за всей этой историей угадывается какая-то едва заметная истерия. Словно речь идет не о приобретении произведений искусства, а о чем-то значительно более важном и очень личном. Покупатель готов был переплатить и в итоге переплатил за коллекцию, лишь бы она не была выставлена на открытые торги. "Все пропало! Стулья распродают по одному!" Более того, как выяснилось, глава ТНК был не единственным российским претендентом на покупку коллекции. По данным газеты "Нью-Йорк пост", Вексельберг выиграл борьбу за яйца Фаберже у другого российского бизнесмена, чье имя, правда, не называется.

А в довершении всего представитель г-на Вексельберга поспешил заверить всех, что траты для его патрона являются существенными. Нет, Вексельберг, конечно, богатый человек, но потратить сотню-другую миллионов долларов для него - не то же, что праздничную открытку купить. Кому были адресованы эти пояснения, понять трудно. Вроде бы не простому народу, которому, пока олигарх на свободе, нет дела ни до него, ни до его капиталов. Может быть, это маячок для власти. Если так, то понимать его, очевидно, надлежит следующим образом: "Мне для страны ничего не жалко, а если придете изымать, у меня почти ничего не осталось - потратился".

Абрамович, который парой сотен миллионов долларов покорил чопорную Великобританию, как-то сказал, что неплохо бы признать право богатых граждан распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Возразить вроде бы нечего. Однако, добившись симпатий Запада, Абрамович нажил себе толпу недоброжелателей среди сильных мира сего на родине. Так что прав был и Березовский, когда в уже упоминавшемся интервью сказал, что поддержку нужно искать прежде всего здесь, на родине, а уж во вторую очередь - на Западе. Он, правда, говорил о поддержке народа. Олигархи же по-прежнему ищут поддержки у власти.

Хорошо, что Виктор Вексельберг возвращает в Россию культурные ценности. Плохо, что жест этот напоминает прошение о помиловании. Плохо, что весь российский крупный бизнес пошел по этому пути. Плохо, что Владимир Потанин больше никогда не поставит российскому президенту ультиматум, если вдруг его опять, как уже случалось, будут вынуждать доплатить в бюджет сотни миллионов долларов за приватизацию какого-нибудь комбината в начале 90-х.

У российских олигархов есть яйца. Это яйца Фаберже. Одни на всех. За них президент Владимир Путин и держит весь крупный российский бизнес. Жестко, как в дзюдо.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Ильин, Православный Давос в Сергиевом Посаде /03.02/
РПЦ все более настойчиво проявляет себя в светской жизни, а порой и активно лоббирует свои экономические интересы. И сам патриарх играет в этом далеко не последнюю роль.
Виктор Ионов, Рогозин готовит ответный удар /03.02/
Российские власти очень несправедливы к Сергею Глазьеву. Его прессуют, пока слегка, а ему бы - памятник. За то, что с неутомимостью интригана создает видимость партийной и политической активности там, где давно и не особенно внезапно наступила чугунная стабильность.
Игорь Ильин, Экстремальные гастроли по-прежнему в моде /30.01/
В Германию прибыл Ахмед Закаев. Аналогичным образом регулярно совершают частные и деловые вояжи и другие VIP-обвиняемые генпрокуратуры РФ.
Евсей Вайнер, Чем кончается "Родина" /30.01/
Глазьев возвращает президентским выборам интригу. Избавившись от Рогозина, он может поиграть в жесткую оппозицию, побившись за электорат с шестерками из КПРФ и ЛДПР, а также подхватив ту часть потенциальных сторонников Хакамады, которые не разделяют ее любви к чеченским партизанам.
Игорь Ильин, Измена "Родины" /27.01/
Незарегистрированный кандидат - 1 шт.; самовыдвиженец без необходимых 2 млн подписей и с перспективой уголовного разбирательства по поводу подкупа избирателей - 1 шт.; и Фигаро - Дмитрий Рогозин, с обидой на Глазьева и, возможно, на себя циркулирующий между партийным объединением и кремлевской администрацией - 1 шт.
предыдущая в начало следующая
Игорь Ильин
Игорь
ИЛЬИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru