Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Стычка при Белокурихе
Дата публикации:  17 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Экономический форум, получивший неформальное название "Алтайский Давос", в четвертый раз проводился на горном курорте Белокуриха. Инициаторам - депутату Госдумы Владимиру Рыжкову и германскому фонду Науманна - каждый год в феврале удается собирать на Алтае очень солидную компанию экспертов-экономистов, политиков и предпринимателей. Разговор нынче шел о главном - о возможностях, путях достижения и ограничителях экономического роста в России. Политическая ситуация специально не обсуждалась, но была истинным нервом дискуссии.

Видный питерский экономист Сергей Васильевв числе болезней российской экономики назвал чудовищное расслоение в уровне доходов между социальными группами, регионами, а внутри регионов - между центрами и периферией. Он считает такое положение опасным для самого существования государства и призывает спасать малые города путем инвестиций в местную промышленность и социальную сферу.

Возражавший Васильеву советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, наоборот, называет неравенство, "разность потенциалов" важнейшим двигателем экономики. В пример он привел США, где регионы не имеют понятия о дотациях из центра, а соревнуются в создании наилучших условий для развития бизнеса: кто их создает, к тому перетекают капиталы и трудовые ресурсы, тот и процветает. Что касается России в целом, то необходимо перестать действовать во вред национальным интересам, как это было в 90-х годах, когда под давлением извне принимались решения, снижающие конкурентоспособность экономики. Так, по мнению Илларионова, России ни в коем случае не следует поднимать до уровня мировых внутренние цены на энергоносители и ратифицировать международное соглашение об ограничении выброса углекислого газа в атмосферу (так называемый Киотоский протокол). А главным условием устойчивого экономического роста советник президента считает сокращение государственных расходов с нынешних почти 40 процентов ВВП до 22 процентов. По не совсем понятным причинам именно с такого уровня госрасходов начинался бурный рост экономик более чем в 60 странах мира. Свежий пример - соседний Казахстан, где экономика в результате целенаправленной либеральной политики выросла за прошлый год более чем на 11 процентов. Это было достигнуто путем проведения весьма жестких реформ в социальной сфере - к примеру, в жилищном секторе Казахстана были в одночасье отменены все льготы и дотации, и теперь население полностью оплачивает стоимость услуг частных компаний, взявших на себя сферу ЖКХ. Еще пару лет назад многие казахстанские города испытывали огромные трудности со светом, теплом и водоснабжением, люди порой вынуждены были готовить пищу на кострах и умываться в арыках. Сейчас, благодаря усилиям предпринимателей, все это в прошлом.

Депутат Государственной Думы Михаил Задорнов несколько даже растерянно попросил Илларионова указать, какие именно статьи российского бюджета могут быть радикально сокращены в ближайшее время для достижения требуемого уровня госрасходов. Расходы на здравоохранение, соцобеспечение, образование и так мизерны. Резкое увеличение расходов на оборону все равно оставляет их на уровне, который не позволяет надеяться на быструю модернизацию Вооруженных Сил.

Илларионов ушел от прямого ответа, сказав, что решение тут может быть только политическим, отражающим некоторый консенсус в обществе. Возможен ли он - определят выборы 14 марта.

Депутат Госдумы Владимир Рыжков сомневается, что выборы президента приведут к искомому согласию. Они готовятся в условиях нарастания антидемократических тенденций и сворачивания серьезных дискуссий в обществе. В условиях ложного единодушия можно навязать стране реформы, но нельзя рассчитывать на последующий экономический рост, ведь вместе с политическими свободами неизбежно страдают и экономические. В Казахстане, по мнению Рыжкова, экономический рост в условиях авторитарного режима обеспечивают иностранные компании, которые стали фактическими хозяевами страны. А в России набирающая силу бюрократия душит отечественный бизнес, крупных же иностранных инвестиций ждать не приходится, потому что Запад не одобряет нарушения демократических норм, судебный произвол и примеры вольного обращения с чужой собственностью.

К чему приведет взаимное недоверие, показал известный экономист, управляющий директор инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Он считает, что чрезвычайно низкий уровень монетаризации российской экономики не позволяет в обозримое время надеяться на развитие массового долгосрочного кредитования, как бы этого ни хотелось властям. Поддержать становление ипотеки могли бы иностранные банки, но в условиях нестабильности они в Россию не пойдут. Стабильным в цивилизованном мире считается только демократический способ управления обществом.

Представитель фонда Науманна в России доктор Фальк Бомсдорф в своем выступлении тоже выразил большие сомнения в возможности авторитарной модернизации России. Немцы по понятным историческим причинам особенно боятся единодушных голосований, да еще под патриотическими лозунгами.

В предпринимательской среде о политике говорят по-разному. Владелец компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобошвили обмолвился на алтайском форуме, что каждый бизнесмен сейчас чувствует себя рыбкой на крючке, которую могут выдернуть из воды в любой момент. При этом он полагает, что заниматься следует чем-нибудь одним - либо бизнесом, либо политикой. "Но тогда придется смириться с вечным пребыванием на этом самом крючке", - заметил председатель Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский. Он считает, что предприниматели, формирующие своими налоговыми отчислениями львиную долю бюджетов всех уровней, должны активнее формулировать свои вопросы и требования к политикам.

Между тем в России, где на данный момент плоховато как с либеральными реформами, так и с демократией, наблюдается ощутимый экономический рост - почти 8 процентов в год. И это как-то утишает жажду перемен. Господин Илларионов называет подобные настроения обломовщиной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Джадан, Блудный внук Дарвина /17.02/
Глазьеву придется решить, пойти ли по пути политика-харизматика и профанировать свои экономические идеи до уровня "взять и поделить", либо постараться их реализовать, войдя в президентскую команду.
Александр Мячин, По слабому месту /16.02/
На политическом образе Путина лежит неизгладимая печать постмодерна. Глазьев предлагает новый дискурс, основанный на реванше старых культурных смыслов с четким проведением грани между "добром и злом".
Марк Яломан, Патриота ноги кормят /16.02/
Сергей Юрьевич Глазьев перегрыз пуповину суррогатной матери и, блестя фанатичными глазками, пошел гулять по пустому, не для него приготовленному ландшафту.
Борис Устюгов, Излом сросся /16.02/
От афганской войны осталась только дата - 15 февраля. Эпоха рисковых парней, которые готовы погибнуть в горячей точке или на разборке по приказу Родины или коммерческого директора, закончилась.
Глеб Павловский, Новое предложение избирателю /16.02/
Выступление на клубе "Гражданские дебаты" 14 февраля. Именно консерватизм диктует Путину тему неприкосновенности Конституции 1993 года, Конституции, которую долго игнорировали в роли Основного Закона. Недостатком речи президента является излишняя мягкость описания предыдущего режима власти. В сущности, режима неконституционного.
предыдущая в начало следующая
Ирина Самахова
Ирина
САМАХОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru