Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040218_ust.html

День ракетчика
Борис Устюгов

Дата публикации:  18 Февраля 2004

В водоворот мощнейшей пропагандистской кампании, окружающей учения военно-морских сил и войск ПВО, оказались вовлечены космические интересы России. Вечером 17 февраля президент в сопровождении министра обороны Сергея Иванова и командующего космическими силами Анатолия Перминова прилетел на космодром Плесецки сразу устроил там показательное совещание о перспективах развития космических войск страны. В 10 утра в среду Владимир Путин лично присутствовал при старте ракеты-носителя "Молния-М", который вывел на орбиту спутник "в интересах Министерства обороны". Затем президент посмотрел трансляцию еще одного запуска - в этот же день с Байконура стартовала немирная ракета РС-18.

Очевидно, что морские учения на Северном флоте, опять же с применением стратегических ракет, были достойной прелюдией к этому главному фейерверку. Сам президент объяснил такой парад необходимостью тренировок, "которые уже длительное время не проводились". "Мы будем поддерживать ядерную мощь, поскольку ядерные силы - это один из ключевых вопросов нашей безопасности" - так дословно звучал комментарий Путина по завершении учебных стрельб. "Мы не должны вести себя так, чтобы нас боялись, но мы должны вести себя таким образом, чтобы мир воспринимал военную мощь [России] как элемент безопасности", - повторил Путин овеянную временем формулу ядерного щита генсека Брежнева.

По сигналу президента вслед за ракетным залпом последовал пропагандистский - ленты информагентств целый день выстреливали сообщения о плачевном состоянии нашей обороны и недюжинных силах, в нее вложенных. Для начала бывший главком ВВС, сопредседатель вневедомственного экспертного совета по проблемам воздушно-космической обороны генерал армии Анатолий Корнуков обрисовал отечественную противоракетную оборону в довольно мрачных тонах. "Состояние ПРО плачевное. Длительное безденежье привело к тому, что она практически не обновлялась. Входящая в систему ПРО система С-50 имела эффективность 0,98, сейчас она гораздо ниже. Половины боевого состава нет. Система С-135 также не в лучшем состоянии. Огневые средства остались те, что были, когда только система поступала на вооружение, то есть много-много лет назад", - сказал бывший главком ВВС журналистам на круглом столе по военно-космической отрасли (ВКО), который как бы случайно прошел в среду же в Москве. Корнуков мимоходом отметил, что роль ВКО постоянно будет возрастать. "Только одной ВКО войну не выиграешь, но без нее - безусловно проиграешь. ВКО нужна России не для того чтобы стрелять, а чтобы сдерживать". А еще генерал напомнил, что России нужно искать пути адекватной реакции на выход США из договора по ПРО 1972 года.

Затем пиар-служба Минобороны по-военному четко преподнесла стране еще одну новость: испытания зенитной ракетной системы "Триумф" со штатной ракетой дальнего действия будут проведены в срок до 8 марта. В течение года планируется завершить комплекс испытаний этой ракеты. Что касается ракеты 48Н6Е, которая входит в знаменитую систему С-300, то ее испытания уже завершены. Все акты подписаны. Еще одна важная новость: на космодроме Плесецк сейчас проходят летные испытания космического ракетного комплекса "Рокот" (было уже 5 пусков этой ракеты-носителя). До 2005 года будут начаты испытания модернизированной ракеты-носителя "Союз-2" и перспективной ракеты "Ангара"...

От всевозможных аббревиатур и грозных словосочетаний рябило в глазах. В сообщениях пресс-служб Росавиакосмоса и Минобороны не хватало только прайс-листов на различные виды оборудования и услуг.

Очевидно, скоро россияне будут разбираться в сложных закодированных названиях наших ракетных комплексов не хуже, чем в фамилиях игроков канадских хоккейных клубов, - вчера, по крайней мере, все потребители информации четко усвоили, что ракета-носитель "Молния-М" (та, что так удачно взлетела при президенте с Плесецка) состоит из четырех ступеней, принята на вооружение в 1975 году, имеет массу 315 тонн, длину 43,4 метра и может выводить на орбиту груз массой до 2 тонн.

На первый взгляд миролюбивой европейской общественности, российский президент ведет себя как-то странно. Многие еще помнят сенсационные заявления Владимира Путина, которые он сделал в сентябре 2000 года на "саммите тысячелетия" в Нью-Йорке. Тогда никому не известный новый российский президент произвел небольшой фурор своим предложением провести в Москве международную конференцию под эгидой ООН по предотвращению милитаризации космического пространства. "Необходимо надежно перекрыть любые пути распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также средств его доставки. Пришла пора умерить амбиции в вопросах милитаризации космического пространства", - повторил президент через несколько месяцев уже в Москве. На этом мирные инициативы Владимира Путина иссякли.

Все следующие годы гарант Конституции демонстрировал прямо-таки мальчишеский интерес к оружию - за это время он вволю покатался на танках, самолетах и подводных лодках, оставил свою роспись на двигателе стратегической космической ракеты, а вчера даже получил в подарок от сотрудников Плесецка макет пресловутой "Молнии".

Однако столь ярко выраженный военный уклон почти всех последних действий и заявлений российского президента можно объяснить и вполне прозаической конечной целью - остатки военно-космического лобби в кабинете министров умело используют солдафонские замашки верховного главнокомандующего для достижения ощутимых материальных результатов. Ведь игра в возрождение орбитальной спутниковой группировки и прочие космические забавы строителя империи наверняка имеют прицел на коммерческие запуски иностранных спутников и космонавтов (из-за их отсутствия по причине частых аварий и страдала в последние годы вся отечественная космическая отрасль). Недаром во время каждого визита Путина в какую-нибудь экзотическую страну - от Малайзии до Бразилии - в переговорах с их лидерами речь рано или поздно заходит о полетах граждан этих стран в космос на российских кораблях. Своей навязчивостью эти сообщения в последнее время напоминают телерекламу "Тогда мы идем к вам...". А обещания надо чем-то подкреплять. Вот и старается теперь президент бывшей сверхдержавы, в рекламных целях запуская некие военные спутники связи и никому не объясняя при этом, что эти спутники будут делать в космосе и кого с кем связывать - если почти все наземные станции космических войск страны, по словам самих военных, пребывают в глубоком кризисе, а их оборудование давно устарело.