Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Стенка на стенку
Дата публикации:  24 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

23 февраля в Международном суде справедливости в Гааге началось трехдневное слушание по запросу ООН о легитимности строительства Израилем "антитеррористической стены" на Западном берегу реки Иордан. Интерес к этим слушаниям оказался столь велик, что впервые в истории предполагается вести вещание с заседаний суда через Интернет в живом эфире, а потом и в записи.

Из 44 стран, проголосовавших за передачу дела в международный суд, показания непосредственно в Гааге выразили намерение дать 13: Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Малайзия, Иордания, Алжир, ЮАР, Бангладеш, Белиз, Мадагаскар, Сенегал, Судан и Куба.

Стороны готовятся к великой битве за общественное мнение. Делегация поддержки Израиля в составе около 2000 евреев со всего мира уже прибыла в Гаагу, и ее активисты занялись разъяснительной кампанией на улицах. В Гаагу также прибыл покореженный остов автобуса, взорванного палестинским террористом-смертником в прошлом месяце в Иерусалиме. Уже отправлены многочисленные фото- и видеопленки, а также другие материалы о палестинских терактах. К ним добавились, естественно, и фотоматериалы о новом теракте в иерусалимском автобусе, произошедшем накануне открытия суда. Кроме всего прочего, группа, отвечающая за пропаганду возведения "стены безопасности", дала рекомендацию для улучшения внешнего вида стену покрасить. А перед самым началом слушаний, как бы невзначай, Израиль начал демонтаж 8-километрового участка "защитной стены".

Что касается отношения Израиля к собственно судебному разбирательству, то после напряженных споров относительно уровня своего участия Израиль решил ограничиться письменным изложением своего мнения, но представителя в суд не посылать. Председатель израильской парламентской комиссии по иностранным делам и обороне объяснил эту идею следующим образом: "Не участвовать в судебных заседаниях, не посылать туда никаких документов и позволить этой провокационной затее умереть, задохнувшись в собственной скуке".

Однако все говорит за то, что три дня заседания суда не будут скучными. Так, пресс-служба Арафата в Рамалле опубликовала призыв ко всем палестинцам отметить начало заседаний Международного суда в Гааге массовыми беспорядками. С 12 до часа дня в палестинских городах будет проведена часовая забастовка. Занятия в школах отмененят, а дети отправятся на "акции протеста". Вдоль всей "защитной стены" палестинцы и активисты международных организаций в эти дни намерены проводить демонстрации.

Руководство Палестинской автономии теперь всерьез опасается, что новый теракт, проведенный перед самым началом слушаний, может повредить разъяснительной кампании в Гааге. Поэтому оно поспешило отмежеваться от упомянутой акции, заявив устами палестинского премьера, что "теракты дают в руки Израиля оправдание строительства стены и репрессий". В Израиле же высказываются мнения, что автором взрыва являются мусульманские радикалы, которые уже давно пытаются "подставить ножку" Арафату.

Палестинская сторона, по-видимому, будет концентрировать усилия на разъяснении гуманитарных последствий возведения стены. По данным палестинцев, многие дети оказались отрезанными от школ, а крестьяне - от своих участков земли. Арабский город Калькилия, по заявлению его мэра, стал "городом в тюрьме". Дополнительные КПП приводят к тому, что больные умирают по дороге в больницу и т.д. Палестинцы также пожаловались, что их представители, везшие документы в Гаагу, были задержаны в израильском аэропорту, обысканы, а их документы - сфотографированы. Для стратегов израильской разъяснительной кампании такая информация может иметь высокую ценность.

Развернута и кампания палестинцев непосредственно в Гааге. Всевозможные студенческие левые и арабские организации пообещали провести акции протеста против строительства "стены". Члены израильского кнессета от левого арабского блока отправились в Гаагу, чтобы выступить перед Международным судом в поддержку позиции палестинцев.

Другие "голубиные" круги Израиля, впрочем, согласны в том, что данный вопрос следует решать внутри государства, а не выносить на международное обсуждение. Стало известно, что после консультаций израильского премьера со своим юридическим советником Шарон вынужден был отдать распоряжение об изменении "маршрута" прохождения стены.

Как уже было сказано выше, за день до начала суда в Гааге был поспешно начат демонтаж 8-километрового участка "стены безопасности" с целью перенести строительство в менее спорное место. По этому поводу один из израильских министров заявил: "Израиль напоминает преступника, который перед судом пытается замести следы".

Тем не менее, чем бы ни закончились слушания, стена, призванная навеки разделить два народа, будет построена. Палестинское государство будет создано, и недружные соседи получат наконец "официальный развод". Между тем трудно найти два народа, родство которых была бы столь же очевидна, документирована и взаимопризнана, как родство евреев и арабов. Дело не только в том, что и те, и другие - семиты (другими словами, имеют национальные языки семитского происхождения). Родственность евреев и арабов затрагивает куда более интимные области племенных мифов об общем происхождении и последующем разделении "дома Ицхака" и "дома Исмаила".

Оба народа произошли из союза кочевых семитских племен. Из бедуинов - как сказали бы сейчас. В обоих случаях народ, поначалу презиравший земледелие (вспомним спор скотовода Авеля и земледельца Каина) и промышлявший когда торговлей, когда - набегами, захватил новую для него территорию, осел и предложил местным земледельческим народам-идолопоклонникам религию монотеизма. Ревнивого "Бога пустыни" - бога кочевников. В отличие от победы татаро-монголов, победа семитских кочевников оказалась не только военной и политической, но и идеологической.

Показательно, что иудаизм и ислам - две религии, которые взаимно признают, что их последователи поклоняются одному и тому же божеству и имеют близкие символы веры. Иудаизм видит в исламе форму поклонения неевреев "истинному" (то есть, в данном случае, - "еврейскому") богу. Ислам, в свою очередь, признает священный характер еврейских религиозных книг. С христианством у иудаизма, например, уже нет подобной близости догматов. Несмотря на признание определенной общности происхождения, в рамках иудаизма христианское учение определяется как "авода зара" - идолопоклонство.

По причине такой близости иудаизма и ислама ставшее модным определение политического спора между Израилем и палестинцами как "войны религий" выглядит весьма искусственно. Религиозные положения двух религий близки настолько, что "идеологическая война" иудаизма и ислама напоминала бы свифтовскую войну остроконечников с тупоконечниками. А ведь кроме религиозной, есть еще культурная близость, цивилизационное сродство евреев - выходцев из мусульманских стран (а это половина населения Израиля) с арабами. Есть также историческая память о временах католической инквизиции, когда единственными странами, где евреи находили себе убежище, были страны мусульманского Востока.

Однако на практике оказывается, что близости двух народов и памяти о веках сотрудничества недостаточно для того, чтобы остановить кровавый арабо-израильский конфликт, уже более 50 лет требующий усилий мирового сообщества для своего прекращения. В этих усилиях по мере своих возможностей принимает участие и Россия.

Как известно, вопрос о строительстве Израилем заградительных сооружений дважды обсуждался Генассамблеей ООН - 21 октября и 8 декабря 2003 года. По итогам первой дискуссии была принята резолюция, осуждающая эти действия Израиля. Россия, как и большинство государств-членов ООН, проголосовала тогда за принятие такой резолюции. В комментарии российского МИД по этому поводу говорится: "Cтроительство разделительной стены на палестинских территориях является контрпродуктивным шагом, подрывающим усилия по преодолению палестино-израильской конфронтации".

В дальнейшем во время повторных слушаний вопроса о сооружении этой стены Генеральной ассамблеей ООН 8 декабря 2003 года было принято решение послать запрос Гаагскому суду. Россия в данном случае воздержалась. В официальном комментарии было на этот раз отмечено, что "передача вопроса о законности строительства стены безопасности в Гаагский суд может быть истолкована как свидетельство того, что международное сообщество смирилось с нынешней ситуацией на оккупированных территориях". Тем не менее отрицательное мнение России о строительстве израильских заградительных сооружений в дальнейшем было официально представлено в Международный суд.

Россия, как видно, опасается, что рассмотрение вопроса в Международном суде может затруднить проведение сторонами мирных переговоров. Кроме того, вполне возможно, у России есть дополнительные причины не считать Гаагский суд самым подходящим местом для рассмотрения вопросов, касающихся безопасности и отношений между государствами. В этом смысле РФ, так же как и США, имеет основания опасаться международных исков, подобных тем, который был предъявлен в бельгийский суд против израильского премьера Шарона, обвиненного в военных преступлениях.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Борис Устюгов, Госдуме незаметно исполнилось 10 лет /20.02/
Кепочка ЛДПР, флажок СПС, трогательный портретик Зюганова и тяжелая бронзовая медалька с медведем - ясно чья.
Андрей Василевский, Так сказалось /20.02/
На скамье подсудимых оказались пять конкретных граждан, обвиняемых в конкретных преступлениях по конкретным статьям УК РФ. Следствие не смогло представить доказательства, которые убедили бы присяжных в виновности двух обвиняемых. Значит, по данному делу эти граждане невиновны.
Марк Яломан, Оправдан Хозяин Червяков /20.02/
Российский еврейский конгресс прислал в редакцию РЖ пресс-релиз с призывом "называть фашизм фашизмом". Вчера суд присяжных - самый справедливый суд в мире - вердиктом ответил на этот призыв.
Борис Устюгов, Туркменская пасха /19.02/
19 февраля - день рождения Сапармурата Ниязова. Он отмечает праздник вместе с посланницей президента РФ Валентиной Матвиенко.
Максим Момот, Два осла над пропастью /19.02/
Газовый конфликт с Белоруссией вроде бы разрешился. Москва сумела настоять на своем. Однако прозвучавшие из Минска заявления грозят окончательно похоронить идею создания союзного государства. Комментарии экспертов: Александр Ципко, Виталий Третьяков, Владимир Жарихин.
предыдущая в начало следующая
Игорь Джадан
Игорь
ДЖАДАН
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru