Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040226-usstug.html

Подвиги разведчиков
Борис Устюгов

Дата публикации:  27 Февраля 2004

Настораживает уже то, что МИД России обнародовал информацию об аресте сотрудников СВР, хоть и спустя неделю, - по неписаным рыцарским законам плаща и кинжала аресты сотрудников разведслужб при исполнении обязанностей в идеале вообще не должны выноситься на открытое обсуждение. Утечки допускаются только тогда, когда обычные в таких случая методы торговли с противником исчерпаны, и раскрытым резидентам светит тюремный срок. В этой ситуации родина шлет гневные ноты протеста и торговля за спецагентов идет уже в открытую. Судьба таких бойцов невидимого фронта обычно предрешена - после возвращения на родину они в лучшем случае становятся невыездными и завершают свою карьеру в должности какого-нибудь письмоводителя во внутренней службе.

Здесь же и.о. главы МИДа Игорь Иванов не только признал факт ареста сотрудников российского посольства в Катаре и предъявления им обвинения во взрыве яндарбиевского джипа, но и сообщил, что арестованные арабами россияне являются сотрудниками СВР (Службы внешней разведки РФ): "Указанные российские граждане, один из которых имеет дипломатический паспорт, являются сотрудниками российских спецслужб. В рамках своего статуса прикомандированных к посольству они пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму. Эти действия полностью вписываются в усилия государств - участников антитеррористической коалиции по выявлению источников и каналов финансирования, организационных механизмов и иных средств поддержки террористических организаций". Комментируя действия катарских властей, Иванов отметил, что они "вопреки элементарным нормам межгосударственных отношений не проинформировали незамедлительно о своих действиях российское посольство. Более того, в нарушение международного права на протяжении семи суток российским гражданам отказывали во встрече с представителями посольства России".

Оказалось также, что сразу после ареста троих разведчиков в Доху (столицу Катара) вылетел МИДовский переговорщик и что ему удалось добиться освобождения одного из агентов - как раз того, который был защищен дипломатическим паспортом. Его имя, разумеется, не разглашается, но очевидно, что именно этот россиянин возглавлял российскую резидентуру в Катаре.

Версий покушения на Зелимхана Яндарбиева существовало несколько. Официальную точку зрения российских властей президент Чечни Ахмат Кадыров "аргументированно" подтвердил вчера: "Наши надежные источники указывают на то, что Яндарбиев незадолго до смерти получил на проведение терактов в России от ближневосточных спонсоров довольно крупную сумму. Деньги дошли до адресата, но впоследствии Басаев и Масхадов обнаружили существенную разницу между обещанным и полученным". Именно это и доказывает, что российские спецслужбы никакого отношения к убийству Яндарбиева не имеют, а убили его обиженные нечестностью коллеги Аслана Масхадова. Руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки генерал Борис Лабусов полностью согласился с опытным чеченцем, заявив "Интерфаксу", что "ни СВР, ни ее предшественник - Первое главное управление КГБ СССР - подобного рода вещами не занимаются с 1959 года" (в этом году был ликвидирован Степан Бандера).

Скромность - одно из непременных качеств любой спецслужбы. Однако ничего необычного в уничтожении преступников за пределами собственных государств вроде бы нет. Ликвидация провинившихся перед страной людей давно стала визитной карточкой и главной пиар-фишкой израильского "Моссада", чьи сотрудники умудряются "мочить" своих недругов практически в любом помещении любой точки земного шара. Американцы, в мае 2002 года расстрелявшие ракетами автомобиль с одним из активистов "Аль-Каиды" в Йемене, тоже не думали скрывать своей причастности к этой акции устрашения. Отличительной особенностью западных контртеррористических операций от наших является только то, что по-настоящему ценных фигурантов "Моссада" и ЦРУ ловят живьем и после долго допрашивают, выясняя массу интересного. Просто это обычно остается за пределами "необходимой информации", предоставляемой СМИ.

У российских спецслужб почерк свой. За все время безуспешной борьбы ФСБ с чеченскими террористами в тюрьме оказался только медноголовый Салман Радуев, да и тот очень быстро умер, ничего толком не успев рассказать.

Несколько судебных процессов над исполнителями терактов в российских городах только подчеркивают общую политику разведслужб в этой области. С момента, когда в 1996 году прямым попаданием ракеты в Чечне был вроде бы убит Джохар Дудаев, и до ликвидации всех боевиков, захвативших "Норд-Ост", уничтожения Хаттаба и смерти того же Радуева ни один сколько-нибудь значимый чеченский террорист так не был арестован.

В СМИ несколько раз проходили сообщения о том, что летом 2003 года МИД России практически уговорил катарские власти выдать Зелимхана Яндарбиева. Тот факт, что главный казначей Ичкерии продолжал жить на своей вилле в дипломатическом районе Дохи, сам по себе ни о чем не свидетельствовал. Яндарбиев в качестве "беженца без права политической деятельности" был на виду у всех. За ним следили не только доблестные российские разведчики, но и американцы. А уж для них возможные контакты Яндарбиева с коллегами из многочисленных исламских "благотворительных фондов" были особенно интересны. Менее интересно для ЦРУ, но крайне важно для СВР было бы проследить, как именно Яндарбиев сносился со своими эмиссарами в южных республиках бывшего СССР.

К примеру, в Азербайджане, где американцы, в отличие от российских спецслужб, имеют широкую сеть резидентов. Для СВР была важна не только слежка, но и полная конфиденциальность в отношении ее результатов. Отечественные компетентные ведомства лишь раз допустили "слив" информации о том, что в Баку недавно поселился чеченский эмиссар Ходж-Ахмет Нухаев, который организовал в местной гостинице "Апшерон" чеченскую штаб-квартиру и занялся через Яндарбиева информационным обеспечением боевиков. По некоторым данным, Нухаев является главой Американо-кавказской торгово-промышленной палаты (зарегистрирована в США) и через турецкий "Коч-Банк" в открытую занимается финансированием "воинов Ислама" на сопредельных с Россией территориях. Большая статья об этом появилась в официозной "Российской газете", и то, что отечественные спецслужбы не сделали ничего, чтобы помешать загадочному Нухаеву в организации бакинской штаб-квартиры, наводит на грустные мысли. Если бы ко всему прочему России по доброй воле катарских властей достался бы живой Яндарбиев, то следователи, очевидно, не знали бы, что с ним делать. Не секрет, что российская политическая и финансовая элита давно и крепко увязла в чеченских деньгах, а потому явление прокурорской общественности показаний главного финансиста чеченских боевиков со схемами и каналами движения средств накануне президентских выборов в стране было бы очень некстати. Убивать же Яндарбиева по-тихому в СИЗО было бы совсем уж некрасиво.

Очевидно, теперь круг вопросов, связанных с катарскими делами, должен неминуемо перейти в новую плоскость - российских разведчиков все равно вернут на родину. Не важно, они или не они взорвали Яндарбиева. Теперь предстоит разбираться, кто сдал наших резидентов катарским властям. Либо это сделали американцы в порядке мелкой мести за испорченную игру, либо тут подсуетились арабские спецслужбы, чтобы спихнуть собственную удачную операцию на непричастных к ней русских агентов и обезопасить себя от возмездия недобрых партнеров Яндарбиева. Впрочем, аналитики из СВР ответ уже знают...