Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040309-max.html

Новый расклад
Максим Момот

Дата публикации:  9 Марта 2004

Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, комментируя РЖ последние назначения в правительстве Михаила Фрадкова, отметил отсутствие каких-либо кардинальных перемен среди руководителей министерств. На взгляд эксперта, это еще раз свидетельствует о том, что основная цель перетряски правительства состояла в отстранении от рычагов управления государством лично Михаила Касьянова.

"Я уверен, - говорит Александр Храмчихин, - что поиск премьера начался после отставки Касьянова". Кремль страшила ситуация, которая могла сложиться при недостаточной явке избирателей на выборы президента и признании их несостоявшимися. Михаил Касьянов становился тогда и.о. главы государства.

Наиболее заметная перемена в правительстве - смещение Игоря Иванова с поста министра иностранных дел и назначение его секретарем Совета безопасности - может означать некоторое ужесточение российской внешней политики. Вывод об излишней покладистости Игоря Иванова следует уже из того, что он был замом у Козырева и Примакова, министров, проводивших противоположную политику.

Сергей Иванов свой пост сохранил. Возможно, это подтверждает предположения аналитиков, согласно которым именно из него попытаются вырастить преемника Путина.

Андрей Пионтковский, президент Центра стратегических исследований, также высказался в том смысле, что отставка кабинета явилась лишь инструментом для снятия Касьянова. "Это перетасованный состав того же правительства, - считает эксперт. - Ключевые фигуры в силовом и экономическом блоке остались те же".

Совсем иную оценку последних назначений в правительстве дал в комментарии РЖ Александр Ципко, обозреватель газеты "Россiя". На его взгляд, состав правительства серьезно изменился. Из него были выведены все люди "семьи" - Рушайло, Швыдкой, Лесин. Александр Починок, хотя в семью и не входил, был тесно связан с либералами и Егором Гайдаром, с которым, по некоторым сведениям, согласовывал свои проекты. Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства и рыболовства, связан не с семьей, а скорее с Примаковым.

"Налицо желание Путина расстаться с ключевыми фигурами ельцинского наследства, смотрящими на него "глазами" Ельцина, - полагает Александр Ципко. - Это правильный шаг, нацеленный на укрепление стабильности". Страна нуждается в сильном, уверенном в себе президенте, который не опасается подвохов от собственного окружения.

Алексея Кудрина оставили в правительстве как специалиста, тем более что последние его заявления были сделаны с позиций государственника. Сергей Лавров по квалификации не уступает Игорю Иванову.

Михаила Швыдкой, по мнению Александра Ципко, поплатился за "культурную революцию" - попытку совмещать в себе человека культуры и шоумена. Кроме того, к нему негативно относилась региональная патриотическая интеллигенция России.

Совсем по-другому о Швыдком отзывались деятели культуры, с которыми удалось связаться РЖ.. Алексей Алехин, главный редактор поэтического журнала "Арион", назвал его "самым выдающимся министром культуры". Отнюдь не худшим министром Швыдкого считал и лауреат премии А.И. Солженицына, поэт, публицист Юрий Кублановский. На его взгляд, человек, занявший кресло Швыдкого, будет стараться поддерживать большее равновесие, в частности, на канале "Культура". Слово нужно давать не только либералам, но и патриотам. Да и двух Михаилов Ефимовичей для правительства явно многовато.

Слияние Министерства культуры с Министерством печати и средств массовой информации Алексей Алехин оценивает негативно. Львиная доля Министерства печати относится к области СМИ, которые используются в политических целях. Объединять это с вопросами культуры недопустимо.

Подобного мнения придерживается и Юрий Кублановский. "Два министерства - гигантские и самостоятельные, - отмечает он. - Объединять их - значит огрублять их работу". Настораживает и то, что новым министром стал ректор консерватории, музыкант. Как он будет взаимодействовать с литературным миром, пока не ясно.

В любом случае уже ближайшие несколько месяцев могут показать, насколько удачными были новые назначения.