Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040316-sigll.html

Смеясь, мы роем себе могилу
Лев Сигал

Дата публикации:  16 Марта 2004

Лет двенадцать назад для характеристики непримиримой оппозиции было в ходу выражение Козырева "красно-коричневые". Теперь, наверное, нужно говорить о "бело-красно-коричневых"? "Цвет" протестной интеллигенции, от Шендеровича до Лимонова, громко ругает, а чаще - зло высмеивает власть за то, что та широко использовала свои возможности для повышения явки избирателей на недавно прошедших президентских выборах. Хотя очевидно, что выборы при явном лидере, без интриги, с предсказуемым результатом были чреваты явкой ниже допустимого законом порога (50 процентов плюс один избиратель от общего их числа), и в этом случае их пришлось бы объявить несостоявшимися.

Очевидно, что власть, оставаясь в рамках закона и не нарушая демократических принципов (отдельные, пусть и возмутительные, перегибы не в счет), была вынуждена прибегнуть к различным ухищрениям для повышения активности избирателей. В древних Афинах гражданам за участие в народном собрании давали обол. У нас стали проводить лотерею. В некоторых странах, например в Швеции и ряде других, подход гораздо более радикальный. Там голосование вообще не право граждан, а их обязанность, за неисполнение которой штрафуют. С точки зрения нашей новейшей оппозиции, наверное, в Швеции нет демократии?

С другой стороны, в большинстве западных стран проблема активности избирателей не стоит так остро просто потому, что там законом не предусмотрен минимальный порог явки. Голосуют те, кто сделал свой выбор. (При этом графы "против всех кандидатов", например в США, в бюллетенях тоже нет). Остальные могут воздержаться, но кворум они не сорвут - на итогах выборов их абсентеизм не скажется. У нас, к сожалению, смешанная система. Граждане не обязаны являться на выборы, но признание выборов состоявшимися зависит от их явки. Вот и приходится задействовать административный ресурс для повышения явки и тем самым нервировать свободолюбивую интеллигенцию.

Складывается впечатление, что у непримиримой оппозиции что-то похожее на истерику из-за того, что выборы состоялись. Допустим, вышло бы так, как они того хотели: более половины граждан не явились бы на избирательные участки. И что тогда? Кто-то из активных сторонников бойкота задумывался над тем, что произошло бы в случае признания выборов несостоявшимися? В этом случае непримиримая оппозиция фактически своими руками увековечила бы Путина, но уже как лидера с "подпорченной" легитимностью. Ибо не вполне ясно прописанные правовые нормы, безусловно, были бы истолкованы как продление его полномочий еще на четыре месяца - до повторных выборов. Что скверно не столько для Кремля (бог бы с ним), сколько для демократии как таковой, особенно в период ее становления.

Ну, а повторные выборы прошли бы, конечно, в еще более агрессивном ключе, чем президентские выборы 1996 года. Не знаю, как Шендеровичу или Лимонову, но лично мне милее выборы с "подушками и пирожками", с легкими реминисценциями стабильного периода советского прошлого, чем в условиях "холодной гражданской войны". И все равно, разумеется, был бы избран Путин. Пусть со второй попытки.
При том сами же господа нон-конформисты были бы политически похоронены - многие именно их сочли бы виновниками кризиса демократических институтов власти. Но что хуже во сто крат, были бы похоронены зачатки веры людей в демократические институты и в принципы правового государства. На смену надежде пришло бы отчаяние. Ведают ли те, кто поднимает шум, что творят? Господа "последовательные борцы за демократию", пожалейте бедную демократию! Если вас что-либо возмущает, то возмущайтесь. Но не кривляйтесь, не паясничайте, не глумитесь - не превращайте политику в балаган. Кажется, только в наше время и только в нашей стране властителем дум стал не Философ и не Поэт, а Юморист (как в Средние века - юродивый). И это, я полагаю, позор моей страны.

Отечественная протестная интеллигенция третий век своей истории продолжает безответственно жить только эмоциями, по принципу: "На зло маме уши отморожу"? Если так, то она обречена раз за разом наступать на грабли и расхлебывать плоды своей деятельности с горьким вздохом: "За что боролись, на то и напоролись".