Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / События < Вы здесь
Точка возврата
Дата публикации:  22 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Новое обострение конфликта в Косово сюрпризом для аналитиков не стало. Не ясно, правда, кто стоит за организацией беспорядков в крае и были ли они вообще спланированы.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, в комментарии РЖ отметил, что обострение ситуации в Косово выгодно в первую очередь руководству албанцев, которое хочет покончить с неопределенностью вокруг статуса края. Ценой сохранения в Косово анклавов сербов с общей численностью населения порядка 30-35 тыс. человек может стать его отделение от Сербии.

Методы ООН и НАТО, к сожалению, не приводят к урегулированию конфликтов. Примером здесь может служить, скажем, кипрская проблема. Противостояние на острове греков-киприотов и турецкого населения сохраняется, несмотря на все усилия международных организаций.

"Классический метод урегулирования конфликтов не действует", - считает эксперт. После столкновений в регион конфликта обычно вводят войска. Например, в Абхазию были введены воинские контингенты СНГ. Люди там разделены, они не общаются. Соответственно, не может произойти и примирения. В подобной ситуации взаимодействуют лишь политики. К решению проблемы такой сценарий не приводит.

Лидеры албанцев не могли не знать о готовящихся атаках на сербов. Заявления албанского руководства, в которых осуждается насилие против сербского населения, не стоит принимать всерьез. "Каждый раз сквозь зубы что-то об осуждении говорят и лидеры палестинцев после терактов в Израиле", - отмечает Владимир Жарихин. Даже представители НАТО признают, что последние события в Косово были хорошо спланированы. "Действия албанцев, - считает Владимир Жарихин, - это принуждение мирового сообщества, сил KFOR встать на одну из сторон в конфликте".

Перспективы урегулирования проблемы не ясны. Более того, собеседник РЖ считает, что в настоящее время решить проблему вообще не представляется возможным. В Абхазию после войны вернулось 40 тыс. грузин, но в Косово ни один серб не вернулся.

"Будем говорить честно - Косово от Сербии отвалилось, там осталось только 50 тыс. сербов, остальные - албанцы, - говорит Владимир Жарихин. - Сначала они провозгласят широкую автономию, а потом присоединятся к Албании. Они добились своего".

С такой точкой зрения согласны не все эксперты. Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, в интервью РЖ отметил, что сейчас в Косово нет серьезных политических сил, которые выступали бы за присоединение края к Албании. Лидеры косовских албанцев, действительно, требуют независимости, но ни в ООН, ни в НАТО не готовы ее признать. Независимое Косово может стать серьезной угрозой стабильности на Балканах.

От обострения конфликта могут выиграть лишь преступные кланы и организации, превратившие Косово в крупнейший перевалочный пункт для транзита наркотиков, оружия и женщин в бордели всей Европы. Конфронтация лишь подрывает репутацию НАТО, Евросоюза и ООН. Беспорядки были также серьезным ударом по административным структурам косовских албанцев во главе с президентом Руговой.

В любом случае жизнь для сербов в Косово в последние пять лет после войны была кошмаром. Это был кошмар проживания в изолированных анклавах с постоянной угрозой для жизни и собственности. "Столкновений такого масштаба не было, но конфликты на этнической почве происходили постоянно, - подчеркивает Евгений Кожокин. - Все телеканалы показали, как в Косово уничтожали православные церкви, но их уничтожали все эти пять лет". Убийства сербов также не прекращались. Просто сейчас напряжение прорвалось наружу.

Сергей Колмаков, вице-президент Фонда развития парламентаризма в России, отмечает, что предпосылки для решения проблем края не созданы. Процесс выдавливания сербов, особенно из незащищенных анклавов, продолжается. На севере Косово все больше будут концентрироваться сербы, выдавливая оттуда албанцев, на юге ситуация будет противоположной.

По мнению Сергея Колмакова, обострение конфликта может быть выгодно крайним силам внутри самого Косово, представителям той радикальной части Армии освобождения Косово, которая проиграла выборы. Сейчас главой края является считающийся умеренным политиком Ибрагим Ругова. Усложнение ситуации может быть вызвано тем обстоятельством, что приближается 2005 год, на который было отнесено решение конституционных проблем Косово.

На разногласия в албанском руководстве в качестве возможной причины эскалации конфликта указывает и Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги. Есть радикалы, стремящиеся продемонстрировать несостоятельность умеренной линии Руговы и взять руководство краем на себя. Никто из внешних игроков в обострении ситуации не заинтересован.

Одна из причин осложнения ситуации - неготовность Европы к эффективным действиям по предотвращению конфликтов в зоне своей ответственности, к которой, безусловно, относятся и Балканы.

По оценке Дмитрия Тренина, идея присоединения к Албании не пользуется популярностью в Косово. Единым государством они никогда не были, да и уровень жизни косовских албанцев выше, чем в соседней Албании.
Конфликт, скорее всего, удастся притушить, но его окончательное урегулирование займет много времени. Сербское руководство предлагает план раздела Косово, предусматривающий присоединение районов, населенных сербами, к Сербии. Правда, проблемы святых мест и ряд других вопросов все равно остаются нерешенными.

"Там все ужасно на самом деле. Видимо, этнические чистки - это результат недальновидной политики Евросоюза и структур, которые занимались этой проблемой", - так прокомментировал обострение конфликта в Косово Игорь Виноградов, главный редактор журнала "Континент".

Николай Александров, обозреватель телеканала "Культура", обращает внимание на невыгодность обострения конфликта для албанцев в период распространения антиисламских настроений на Западе. Беспорядки, на взгляд собеседника РЖ, возникли стихийно. Попытки урегулирования при этом наталкиваются на взаимную ненависть сербов и албанцев.

Более резкую оценку последним событиям в Косово дал писатель Андрей Дмитриев. "Преступная беспомощность натовцев - это продолжение преступлений Милошевича", - сказал он в комментарии РЖ. Придя к власти, обещавший построить великую Сербию Милошевич заявил, что "Сербия там, где сербские могилы". Накликал.

Неспособность международных организаций предотвратить кровопролитие - "это импотенция мировых структур в сочетании с самолюбованием". "Сербы уйдут из Косово, но ничего хорошего от этого не будет, будет ситуация Чечни после Хасавюрта, - считает писатель. - Я достаточно оптимистичный человек, но что касается Косово, то тут у меня нет оптимизма". Точка возврата пройдена, как говорят летчики, когда нет горючего вернуться обратно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Невзоров, Восемнадцатое брюмера /22.03/
Для тех, кому история России небезразлична, встает вопрос: с каким историческим лицом можно сравнивать Путина - с Кромвелем или Сталиным, либо с Наполеоном и Луи Бонапартом? Чтоб не приходилось гадать, "кто из Путиных настоящий: термидор, брюмер или робеспьер".
Борис Устюгов, Героиновый национализм /22.03/
В автономном крае Косово ожидается паломничество официальных лиц. Все они хотят лично засвидетельствовать заинтересованность в решении неожиданно возникшей проблемы, а также лично разобраться, почему после стольких месяцев относительного затишья в Косово опять начались погромы (на этот раз сербские).
Татьяна Локшина, Косово 2000-2004 /22.03/
Работа международников не позволяет развернуться широкомасштабной резне, но и не решает конфликта как такового. Присутствие сил KFOR - не более чем борьба с симптомами, но не с причиной болезни.
Борис Устюгов, Черное солнце пустыни /19.03/
Если оставить в стороне человеческую трагедию этой войны, которая только усилила мучения затюканного хусейновским режимом иракского населения, остается геополитика. Аналитики еще долго будут разбираться в том, кто выиграл и кто проиграл от очередной ближневосточной заварушки. Мира она не принесла, но это было понятно и до начала операции.
Таис Максимова, Апология народного авторитаризма /17.03/
Право же, так и хочется воскликнуть: очнитесь, господа! Нет никаких "византийских интриг", нет "страха перед будущим", нет "мести вероятным конкурентам", нет "тайных сделок с олигархами". Все четко и прозрачно.
предыдущая в начало следующая
Максим Момот
Максим
МОМОТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'События' на Subscribe.ru