Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040323-den.html

Баталии "зеленого сукна", или игра в одни ворота
Денис Коричин

Дата публикации:  23 Марта 2004

Уничтожение лидера группировки "ХАМАС" - вот какой формулировкой оперируют журналисты, описывая утренние события 22 марта. Да уж, действительно, простым убийством это не назовешь. Даже непредвзятому наблюдателю нетрудно догадаться, кто выйдет победителем из противостояния "вертолет - автомобиль". Но если задуматься о причинах подобного "размаха", можно прийти к интересным выводам.

Как и в любой карточной игре, стороны всегда ходят по очереди. Подобное рождает подобное, и лидеры ХАМАСа ожидали ответа израильской армии на теракт в порту Ашдод. В ходе теракта погибло 13 человек, включая двух террористов-смертников; всего пострадало около 40 человек. Значит, израильские власти, пусть даже и привыкшие к "силовым действиям оппонентов", просто обязаны были сделать "ответный ход".

Но заметьте, в рамках этого "хода" произошел некий обмен любезностями - каждая из сторон сделала по устному заявлению: сначала кабинет министров Израиля принял решение ликвидировать всех лидеров группировки ХАМАС, а затем сам шейх Ахмед Ясин (вот злая судьба) заявил, что "...операции, которые проводит ЦАХАЛ в секторе Газы, не только не ослабят ХАМАС, но и наоборот, усилят его". Далее, он пообещал отомстить точечными ударами за недавние действия израильской армии в Газе. Заявление свое он сделал из секретного убежища в секторе Газы, в которое заблаговременно переехал после решения Израиля о принятии радикальных мер.

Как показала история, переезд Ясину не помог. При этом не очень понятно, на что рассчитывал Ахмед Ясин, вроде бы прячась от спецслужб и в то же время появляясь на людях в совершенно конкретное время в совершенно конкретных местах. Поскольку практика точечных ударов знакома не только вооруженным террористам, но и израильской армии, нетрудно было представить, что при необходимости убийство шейха не будет трудной задачей. В 2002 году израильский ракетный удар попал в дом, в котором в тот момент находился Ясин. Случайностью это было или заранее спланированной операцией - теперь сказать сложно. Второй, куда более свежей "весточкой" можно было посчитать точные ракетные удары по мастерским с оружием в Газе и уничтожение дома в лагере беженцев Рафиах. Неужели эти два инцидента не убедили шейха, что его жизнь подвергается опасности? А может, это был планированный риск? Или какой-то сложный гамбит, в ходе которого одну сильную фигуру меняют на позиционное преимущество? Время покажет.

Сейчас же можно говорить только о стихийных последствиях уничтожения духовного лидера ХАМАСа. В палестинском Шхеме открыты пункты записи в шахиды, в Иерусалиме проведена и разогнана стихийная антиизраильская "манифестация гнева".

А что на словах? Обезглавленный ХАМАС грозит превратить жизнь израильтян в ад, обещая ответ в течение нескольких часов. Ясир Арафат говорит о глупости и недальновидности израильского руководства. Кабинет министров во главе с Ариэлем Шароном твердит о виновности шейха Ясина в тысячах смертей и справедливом возмездии.

Мир отреагировал по всем законам тяжелого мирного времени. Действиям Шарона не вынесли порицания только ленивые, в числе которых, кстати, оказались и США. Фондовые рынки застопорились и дали откат. Цены на драгоценные металлы поползли вверх против обычного, да и нефть "подросла". В Египте сотни студентов клеймят Шарона, обзывая его трусом и требуя ответного хода. Там же, в Египте, пройдет совещание больших миротворцев (в их числе, кстати, и Россия), на котором будут обсуждаться стратегии выхода из создавшегося кризиса.

Кто выиграл в ходе этой операции, и в чем, собственно, выигрыш? Да, никто не может помешать Израилю ответить на террористические удары, и в конце концов, притязания Шарона на установление контроля вполне обоснованы. Опять же, отсутствие духовного лидера у организации такого масштаба, как ХАМАС, - куда более сильный ход, чем уничтожение пары десятков полевых командиров. Это децентрализация. Пусть временная, но с устранением духовного лидера и отца-основателя в одном лице ХАМАС все же скорее потерял, чем приобрел.

И та, и другая сторона выиграли раунд в информационной войне - теперь Израиль может сказать, что его методы борьбы с радикальными группировками подходят для общемировой антитеррористической практики. Ведь тактика точечных ракетных ударов - не первая в ряду испробованных Израильским государством на пути урегулирования конфликта. И если государственный аппарат остановил свой выбор на этом методе, значит, у него есть свои достоинства. В конце концов, Израиль не настолько сильное государство, чтобы отказываться от внешней помощи. Помощь, правда, может прийти и из Штатов. И тогда придется выбирать между своей тактикой и тактикой выжженных полей Ирака.

ХАМАС в поле информатизации - точно в выигрыше. Сила любых негосударственных организаций, тем более религиозных или протеррористических - в информационном интересе и узнаваемости. Теперь, после убийства Ясина, о них узнают все, кто посмотрел вечерние новости центральных телеканалов.

Единственная сторона, которая ничего не приобрела, которую и за сторону-то не считают - Палестинская автономия. Она напоминает крестьянина, по полям которого с уверенной в своей правоте напористостью прокатываются то туда, то обратно конные армии красных и белых. Выкрики Арафата о неразумности Израиля, о разжигании новых конфликтов ничего не добавляют и не отнимают. Их вообще никто не слышит - не той силы фигура. Вот и воюют все заинтересованные стороны на палестинской территории.

Подошла ли Палестинская автономия к порогу третьей интифады? Насколько взрывоопасной стала ситуация после убийства шейха Ясина? Думается, что не более, чем раньше. Куда опаснее было оставлять Ясина в живых, ведь свои умеренно радикальные выступления он сменил на реакционные заявления в адрес израильского руководства. Глупость в гуманистической упаковке Израиль не может себе позволить - не то реноме. А значит, нас ждет продолжение затяжной позиционной войны. Приходит время для выхода новых фигур.