Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040426-yuka.html

Подстраховаться решил не только ЮКОС
Максим Артемьев

Дата публикации:  28 Апреля 2004

В то время как внимание обозревателей и аналитиков финансового рынка направлено на возможные дивиденды, которые получат основные акционеры ЮКОСа от вхождения в состав директоров компании Виктора Геращенко (с возможным последующим назначением его председателем Cовета директоров), стоит задуматься и об интересах самого экс-председателя российского Центробанка.

Виктор Геращенко уже третий раз в своей жизни пережил болезненный процесс низвержения с Олимпа. Первый раз это случилось, когда после распада СССР исчез союзный Госбанк. Во второй раз - в 1994 году, когда на него возложили ответственность за "черный вторник". В третий раз - в 2002 году, когда Геращенко - достаточно неожиданно - был вынужден уйти по настойчивой рекомендации Кремля, дабы очистить место для ставленника т.н. "питерской группировки" Сергея Игнатьева.

В конце прошлого года популярным именем "Геракла" решило воспользоваться молодое политическое объединение "Родина". Приглашенный в проходной список, Геращенко не отказался воспользоваться благоприятной конъюнктурой, чтобы вернуться к активной общественной деятельности, вступив на новое для себя поле публичной политики.

Однако, судя по его последним заявлениям, эксперимент оказался не особенно удачным. В Госдуме Виктору Геращенко, не являющемуся членом фракции "Единая Россия", не удалось возглавить профильный комитет, в президентской гонке участия он также не принял, так как Центризбирком отказал ему в регистрации по формальным основаниям.

В комитете ГД по собственности, где экс-банкир является заместителем председателя, он не нашел своего места - специфика слишком далека от его прежних занятий, к тому же быть заместителем у энергичного и сравнительно авторитарного Виктора Плескачевского ему, видимо, не к лицу.

В этом смысле предложение ЮКОСа должно казаться "спасительным якорем" не только для переживающего трудные времена нефтяного гиганта, но и для нереализованных амбиций Виктора Геращенко.

Но на ту ли "лошадку" сделал ставку основной акционер ЮКОСа Group Menatep? Главные проблемы компании - политические, и вряд ли они связаны с неумелым хозяйствованием, непрофессиональным менеджментом или неверным макроэкономическим анализом. Отражение иска налоговиков на 3,5 млрд. долларов, шантажа миноритарных акционеров, привлекших известного адвоката Брюса Маркса, который прославился своими скандальными процессами, отнюдь не требуют познаний г-на Геращенко.

Судя по всему, на него возлагается задача установления (восстановления?) добрых отношений с президентской администрацией в частности и с властью вообще.

Но заслуженное в банковских и финансовых кругах реноме не разделяется автоматически кремлевскими структурами, в которых выработаны свои критерии оценок тех или иных деятелей. Все-таки лучшие времена Геращенко - в прошлом. И его отставка два года назад произошла не случайно. Тяжеловес эпохи Рыжкова-Павлова-Черномырдина не вписывался в антураж команды Грефа-Кудрина-Касьянова.

Конечно, авторитет есть авторитет, и Геращенко всегда примут, выслушают, благо ушел он без скандала и, кроме того, оказал определенную услугу кремлевским технологам, согласившись войти в списки "Родины". Но моральные обязательства перед ним не переходят на опальный ЮКОС.

Представляется, особенно в свете последних инициатив налоговой службы и неослабевающей хватки Генпрокуратуры, что замысел "дела ЮКОСа" гораздо шире и не связан с судьбой конкретных персоналий, будь то Михаил Ходорковский или Платон Лебедев.

Сможет ли повлиять на стратегический и, видимо, далеко идущий план Кремля Виктор Геращенко, станет известно уже в июне, когда будет окончательно решено, изберут ли его в Совет директоров. Вполне возможно, до него может быть донесено мнение, что, мол, "Ваше пребывание, Виктор Владимирович, в Государственной думе важнее; считаем нецелесообразным баллотирование в Cовет директоров ЮКОСа". Как человек государственный, Геращенко не сможет противиться такому совету.