Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040507-kaydyr.html

Чеченский узел: круг второй
Сергей В. Бирюков

Дата публикации:  12 Мая 2004

Трагическая гибель 9 мая в результате теракта в Грозном президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова и группы его сподвижников, а также тяжелое ранение командующего ОГВ в Чечне генерала Баранова резко изменили формат политической ситуации не только в самой республике, но и на всем Северном Кавказе. Федеральный центр потерял представителя влиятельного сегмента чеченской элиты, который после драматических событий в республике в 1998 - 1999 гг. (раскол в среде полевых командиров, экспансия в Чечню ваххабитов, вторжение террористов в Дагестан) сделал ставку на союз со своим бывшим врагом - Россией. Делегитимизированными оказались чеченский режим и связанный с ним механизм управления, в создание (и поддержание) которого Москва вложила столько средств (достаточно памятны регулярно повторявшиеся требования Ахмад-Хаджи о выводе российских войск, переподчинении ему силовых структур и о передаче в распоряжение Грозного основных доходов от нефтедобычи в республике).

Наряду с неизбежным ростом напряженности в Чечне сразу же возник целый комплекс взаимосвязанных проблем. Пророссийский сегмент чеченской элиты явно не имеет на сегодня фигуры, равной по масштабу Кадырову, что связано в том числе и с проведенной последним с молчаливого одобрения Кремля "зачисткой" политического поля республики от возможных конкурентов. "Выращивание" же новой весомой политической фигуры в условиях возникшей нестабильности потребует времени и больших усилий - как, собственно, и проведение новых выборов главы республики. В то же время "внутриэлитная" война в Чечне способна похоронить возникшие за последнее время внешние проявления стабилизации.

Помимо этого, в связи с гибелью Кадырова актуализируется вопрос о "легитимности" ичкерийского экс-президента А.Масхадова, что может стимулировать давление на Россию и подталкивание ее к бессмысленным в сложившейся ситуации переговорам, в том числе и на международном уровне.

А самое главное, трагические события 9 мая в Грозном ставят под удар достижения на поприще стабилизации в Чечне, которые были важным пропагандистским ресурсом российских властей, в том числе и в международном масштабе. Все произошедшее говорит о преждевременности сокращения военного присутствия России в республике и передачи полномочий по ведению контртеррористической операции ФСБ, МВД и местным лояльным военно-силовым формированиям.

Активизация силовых действий в Чечне потребует, в свою очередь, новой и сильной фигуры на посту командующего ОГВ, что представляется проблематичным после удаления на "штатскую службу" (причем не всегда с последующим успехом) В.Шаманова, В.Казанцева и Г.Трошева.

На взгляд автора, только принятие Кремлем ряда решительных и взаимосвязанных шагов способно сохранить полноценный контроль за ситуацией в республике. Прежде всего, необходимо избежать нового раунда борьбы элит за власть и найти приемлемую форму компромисса между ними на переходный период. Во-вторых, необходимо на это же время создать в республике сильную и эффективную власть, наглядно демонстрирующую чеченцам желание и способность российской власти решать их проблемы. В-третьих, жизненно необходимы реальные успехи в деле нейтрализации главарей чеченских террористов и разрушения самой инфраструктуры террора.

Решение этих задач представляется возможным в рамках модели, когда временную администрацию Чечни возглавил бы боевой генерал-губернатор со значительными властными полномочиями (военными и политическими), которому бы подчинялся "технический премьер-министр". Одновременно при временном руководстве Чечни следует создать совещательный орган, в котором были бы представлены лидеры тейпов, условно входящие в пророссийский сегмент элиты, и в котором бы обсуждались и согласовывались ключевые вопросы жизни республики. (Возможно проведение условного Съезда чеченского народа, на котором были бы обсуждены политическая ситуация и перспективы ее развития - в частности, ситуация с предстоящими выборами, а также создание "коалиционного правительства" из представителей лояльных тейпов во главе с действующим премьер-министром республики). В свою очередь, центральная власть должна взять на себя ответственность за дальнейшее осуществление курса на политическое урегулирование в Чечне и стать гарантом выборов нового главы республики. В то же время следует помнить, что по-настоящему эффективными данные выборы могут стать лишь вследствие реальных успехов в борьбе против террористов и поддерживающих их сил. Что, в свою очередь, требует усиления контроля над всеми силовыми структурами и военизированными формированиями, действующими на территории республики.

Естественно, что все эти предложения носят сугубо "рамочный" характер и требуют соответствующего обсуждения и дополнения. Однако очевидно, что долговременное уклонение федерального Центра от конкретных действий может сделать ситуацию в Чечне и вокруг нее неуправляемой.