Русский Журнал / Политика / События
www.russ.ru/politics/news/20040514.html

После Ахмада: власть и ответственность
Максим Момот

Дата публикации:  14 Мая 2004

Экстренное заседание клуба "Открытый форум", посвященное ситуации в Чеченской республике после гибели Ахмада Кадырова, выявило несовпадение оценок и мнений по ключевым вопросам среди российского экспертного сообщества, политиков и представителей чеченской диаспоры. Серьезные разногласия существуют как внутри этих групп так и между ними.

В центре обсуждения оказалось несколько вопросов. Это прогнозирование возможных последствий теракта 9 мая, оценка роли Ахмада Кадырова в мирном урегулировании чеченского конфликта и налаживании нормальной жизни в республике, пути и способы решения проблем Чечни в сложившейся ситуации, а также анализ основных факторов, определяющих политическую ситуацию внутри республики.

Формулируя тему дискуссии, президент фонда "Экспертиза" Марк Урнов отметил: "Теракт и гибель Кадырова ситуацию поменяли. Не вполне понятны рамки, в которых может развиваться ситуация в республике; не вполне понятно, каким может быть оптимальный сценарий". Рассматривать ли последний теракт как событие, значимое для всего Кавказа, в том числе и для Закавказья, или речь идет лишь о событии российской политической жизни, также не ясно.

По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, несмотря на гибель президента Чечни, политику "чеченизации" конфликта необходимо продолжить. Ей просто нет альтернативы. Впрочем, эта политика, на взгляд эксперта, после гибели Кадырова будет менее успешной, поскольку она была связана с ним лично и именовалась политологами "кадыровизацией". Возможно, будет сделана ставка на более широкие слои чеченской политической элиты, реализуется вариант "коллективного Кадырова". За дальнейшую "чеченизацию" конфликта высказался и Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии, по мнению которого сегодня уже можно говорить не о войне в Чечне, а о постконфликтной ситуации там.

В качестве трех главных источников нестабильности в Чечне после убийства Кадырова Тамара Замятина (ИТАР-ТАСС) выделила стремление команды погибшего президента самостоятельно найти ему замену и отомстить убийцам, дележ денежных потоков, которые сейчас пойдут в Чечню, а также межтейповую борьбу. Артур Мяки, член президиума СПС, вообще считает, что активное финансирование Чечни лишь дестабилизирует ситуацию в республике, так как появляются группы, заинтересованные в контроле над этими потоками и сохранении ситуации, при которой Чечню придется восстанавливать вечно.

Григорий Амнуэль, глава "Европейского клуба", полагает, что политическую жизнь России ситуация, создавшаяся после 9 мая, резко обострит, поскольку фигуры, равной Кадырову, в Чечне сегодня нет.

"Кадыров прожил короткую, яркую и страшную жизнь", - отметил Григорий Амнуэль, характеризуя погибшего президента. Выбор Кадырова в качестве центральной фигуры процесса урегулирования конфликта, на взгляд эксперта, был сделан на фоне кадрового голода, который испытывала власть. "В самой России тасуются все те же люди, кроме джокера Фрадкова", - считает эксперт. В этой ситуации Кадыров стал настоящей находкой для Путина. "Реакция Путина показывает, что это его личная трагедия, - подчеркнул Григорий Амнуэль. - Его главная ставка была на Чечню, Кадыров был там его козырем. Неизвестно, кто кому приносил бoльшие соболезнования, Путин Рамзану или Рамзан Путину".

Политолог Андрей Пионтковский достаточно резко высказался о политике, проводимой в Чечне российскими властями: "На десятый год войны, пролетая над разрушенным до основания российским городом Грозным, Путин меланхолически заметил, что его хорошо бы восстановить". Больше абсурда в одной фразе, на взгляд эксперта, трудно было сконцентрировать. "Цель российской политики в Чечне - доказать, что чеченцы - граждане России, но то, что мы делаем, приводит их как раз к обратному выводу", - считает эксперт.

Федеральная власть, по мнению Андрея Пионтковского, становится заложником политики чеченизации, кадыровских отрядов, обвиняемых в нарушении прав человека. В качестве приемлемой кандидатуры на пост главы республики эксперт назвал Асламбека Аслаханова. Последний лоялен к Москве и обладает доверием населения Чечни.

"То, что случилось, не только трагедия, это свидетельство очевидного провала российской политики в Чечне, когда все было завязано на одного человека", - отметил Сергей Митрохин, заместитель председателя Российской демократической партии "Яблоко". Ситуация с кланом Кадырова, на взгляд политика, сегодня непредсказуема. Сам Кадыров был достаточно гибким политиком, но на его место может прийти человек, способный лишь командовать войсками весьма сомнительного происхождения, набранными из тех же бандитов. "Этот клан представляет угрозу и в том случае, если он придет к власти, и если не придет", - считает Сергей Митрохин. - Нужно перестать делать ставку на один клан". По его мнению, необходимо реанимировать институт старейшин "как колоссальный потенциал нормализации жизни в республике". "Нужна плюралистическая модель власти, в которой могут найти место и представители клана Кадырова", - заключил политик.

Политолог Тимур Музаев оспорил два выдвигавшихся коллегами тезиса. Соперничество тейпов, на его взгляд, ушло в далекое прошлое и существует только на страницах московских газет. "Группа Кадырова" тоже миф. "Это сборище людей совершенно случайных, недавно попавших туда, - считает Тимур Музаев, - их объединяла лишь личность Кадырова". Плюралистическая власть, по мнению эксперта, неприемлема для Чечни и повлечет за собой лишь активизацию боевиков. К такому же результату приведет и назначение главой республики невоенного человека.

"В российской элите сильны настроения ритуала", - отметил эксперт. Так что власть скорее всего передадут кадыровцам. По мнению же самого Тимура Музаева, заменить Кадырова могли бы "люди дела". Например, Усман Масаев или Малик Сайдулаев.

"Гибель Кадырова - это удар, если не торпедирование всего проекта последних четырех лет", - считает исламский публицист Гейдар Джемаль. На его взгляд, в Чечне сейчас действуют два основных фактора - националистический и исламский. Националистический фактор, представленный бывшими участниками сепаратистского движения 90-х годов, группируется вокруг федерального центра. Кадыров как раз пытался противопоставить национальную идею исламизму, который представляет Басаев. Впрочем, националистический фактор, на взгляд эксперта, также не предполагает сохранения Чечни в составе России.

После гибели Кадырова, по мнению Гейдара Джемаля, его группировка будет разбегаться и отчасти перейдет в противоположный лагерь, акции Масхадова в мире повысятся. "Альтернатив переговорам с исламским фактором нет", - считает эксперт.

Хаваж Митюнин, президент группы "Центр-Регион", вслед за Тимуром Музаевым отметил, что межтейповая борьба не является сколько-нибудь серьезным фактором чеченской политики, как и кровная месть. "В Чечне пролилось столько крови, что не ясно, кому мстить, - сказал он. √ Убивают без повода, убивают из-за денег, из-за интересов, но очень мало - из мести".

По мнению эксперта, в сентябре в Чечне выберут "технического президента", посредством которого будет осуществляться прямое президентское правление. "В данной ситуации выбирать может только центр, у чеченского народа нет выбора", - считает Хаваж Митюнин.

Экс-сопредседатель партии "СПС" Ирина Хакамада полагает, что выборы президента Чечни в сентябре проводить нельзя, их следует отложить, несмотря на требования конституции Чечни, которыми в сложившейся ситуации следует пренебречь. По существующей конституции, на взгляд Ирины Хакамады, разумнее провести парламентские выборы и "посмотреть, что будет". Для урегулирования конфликта необходимо также "начинать разговаривать с исламским миром". Но самое главное, по мнению Ирины Хакамады, - реабилитация Чечни не может пройти без реабилитации федеральной власти, действия которой придется рано или поздно расследовать.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, подчеркнул, что формирование в Чечне гражданского общества и налаживание нормальной жизни невозможны без появления обширного класса собственников, заинтересованных в сохранении своей собственности.

Виталий Третьяков, генеральный директор ЗАО "Независимая издательская группа "МИГ", отметил, что решение сделать ставку на Кадырова в последние четыре года сработало. Двумя же наиболее серьезными ошибками российских властей в Чечне эксперт считает затягивание решения проблемы устранения Масхадова с политической сцены (не обязательно физического), а также то, что не была вовремя подготовлена замена Кадырову.

По мнению Сергея Маркова, директора Института политических исследований, ни о каком крахе российской политики в Чечне сегодня говорить нельзя. Глав мятежных провинций убивают во всем мире, но к катастрофам это не приводит. Призывать к переговорам с сепаратистами, после того как им уже давали власть в 1996- 1999 годах, на взгляд эксперта, может только безумец. Сергей Марков выступает за введение в Чечне парламентской республики, поскольку президентскую республику строили под Кадырова лично. С этой позицией согласен и Абуезид Апаев, председатель Общества чечено-ингушской культуры "Даймох" ("Отчизна"), отметивший, что неприемлемость для чеченцев единоличной власти доказал еще генерал Дудаев. Институт старейшин, к возрождению которого призывал Сергей Митрохин, Абуезид Апаев считает не соответствующим современным условиям институтом власти, пригодным лишь для решения местных проблем.

Дискуссия, таким образом, получилась достаточно насыщенной. К какому-либо общему выводу ее участники прийти не смогли. Проблемы, находившиеся в центре обсуждения, безусловно, взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Вопрос о выработке целостной и внутренне непротиворечивой программы урегулирования чеченского конфликта остается открытым.