Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Партактив < Вы здесь
Власть решила опереться на соотечественников
Но многие из них еще не успели встать

Дата публикации:  17 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каюсь - заголовок статьи, как нельзя лучше подходящий к затрагиваемой теме, несколько перефразируя, я позаимствовал из талантливой подборки свежих мыслей Амира Даутова, изредка выплывающих на страницы российских газет.

...Решая основную для себя проблему 2000 года - реформу системы государственного управления, несмотря на серию недавних тяжелых трагедий, Кремль и российский Белый Дом, вероятнее всего, завершат финансовый год с некоторым запасом. Трудно сказать, потянет ли это скромное фактическое превышение годовых государственных доходов России над запланированными расходами на модное нынче (особенно - в США) словосочетание "профицит бюджета", но власть стремится уже в первый год работы Путина показать, что у руля государства встала команда, всерьез настроенная на подъем экономики. Стоит отметить, правда, что интерес россиян к так толком и не объявленному российскому "плану Маршалла" до сих пор остается неудовлетворенным - вероятнее всего, оттого, что, заняв после президентских выборов ключевые посты, окружение Путина тихо ужаснулось объему своей предстоящей работы. Оно и понятно - прежде чем четко и на весь мир заявить о планах вывода России из затянувшегося кризиса, новый российский президент самым естественным образом и достаточно решительно "нажимает" на всех, кто по долгу службы обязан основательно поработать в российских "авгиевых конюшнях". И, поскольку расчистка (как и зачистка) такой большой "конюшни", на которую стала похожа Россия за годы реформ, продлится еще достаточно долго, становится понятной нынешнее стремление власти сделать ряд политических и экономических наработок еще до того, как "план Путина" будет обнародован.

Можно только посочувствовать федеральным министрам - их рабочий день правильнее было бы называть рабочими сутками. Чуть ли ни еженедельно средства массовой информации сообщают то об одной, то о другой инициативах кабинета и депутатов парламента, цель которых предельно ясна - найти деньги. А еще лучше - большие деньги. Внимательные россияне уже, вероятно, оценили, к примеру, только что введенный новый порядок взимания таможенных пошлин на купленные "у них" иномарки непосредственно при пересечении автомобилями российской границы. Вряд ли эта идея пришла в головы руководителей всеми уважаемого ГТК только сейчас... Впрочем, цель этих заметок - не аплодисменты Главному Таможенному Комитету за реализацию столь простого, лежащего буквально под ногами способа сохранения казенных денег. Чего-чего, а идей на тему "где деньги лежат" у нас в России хватает. Вот об одной из них и хотелось бы поговорить.

Сосчитав и пересчитав объемы потенциальных инвестиций на счетах, в карманах и чулках россиян, с недавних пор власть (что совершенно логично) обратила внимание и на чулки этнических россиян - своих соотечественников за пределами России. Не претендуя на открытия в областях политологии и экономики и не призывая на помощь изящную словесность (великолепный стиль многих авторов Русского Журнала), попытаемся же разделить всю массу зарубежных россиян на несколько однородных групп и рассмотреть их с точки зрения скупых статей российского бюджета.

Итак, группа первая. Потомки этнических россиян - эмигрантов первой и второй волны. Опуская за ненадобностью историю российской эмиграции начала XX века, заметим, однако, что посещение во Франции Путиным русских могил практически всеми наблюдателями было расценено не только как дань уважения российским президентом памяти соотечественников, но и как жест, приглашающий их потомков к участию в возрождении России. Несомненно, патриотические чувства у части наших соотечественников, не забывших русского языка и не потерявших связей с исторической родиной, в очередной раз проявятся в виде реализации каких-то гуманитарных программ, целевой помощи отдельным учреждениям российской науки, культуры, здравоохранения. Но ожидания от потомков первых российских эмигрантов массовых порывов и желаний вложить свои капиталы в экономику России в обозримом будущем, вероятнее всего, будут преждевременными. Выросшая и вскормленная в рыночной среде, окруженная такими же, как и она сама, прагматичными бизнесменами из числа "коренного населения", русская зарубежная бизнес-элита раскошелится на инвестиции в Россию только тогда, когда она в этом сама себя убедит. Когда убедится, что законы, защищающие интересы их бизнеса в России, - ра-бо-та-ют! Бизнесмены на Западе тоже смотрят информационные программы с шокирующими эпизодами потасовок на российских предприятиях в спорах за право собственности. Поэтому, переадресовав все вопросы по проблеме участия эмигрантской бизнес-элиты в подъеме экономики России в Государственную Думу и к исполнительной ветви власти, перейдем ко второй группе, обладающей, пожалуй, еще большим инвестиционным потенциалом, чем первая.

Вторая группа - это новая и новейшая, состоятельная и очень состоятельная бизнес-элита, представленная осевшими в своих виллах на "лазурных берегах" стран Запада "новыми русскими". Не останавливаясь на рассуждениях о происхождении вывезенного ими за пределы России капитала и на их неумении умножать эти капиталы за границей, позволим себе утверждать, что, уводя эти самые капиталы за границу, именно они, "новые русские", в недавние времена сами "оперлись" на российскую власть и подставлять сегодня свои расправленные плечи под российский бюджет вряд ли возжелают по указанным выше причинам.

Русская бизнес-элита в государствах СНГ и Балтии, условно помещенная в третью группу, - неоднородна и пока еще заметна. Пережившие и переждавшие развал Союза, межнациональные конфликты и войны, русские владельцы и руководители большого бизнеса в бывших республиках бывшего Союза если сегодня и представляют интерес для российского бюджета, то уже в ближайшие годы интерес этот будет стремиться к нулю. И вот почему. Обладая хорошими знаниями рынков своих стран, знаниями рынка России и управляя своими производственными и коммерческими структурами, наши удачливые соотечественники в странах СНГ все же живут и работают под пристальным наблюдением своих правительств, ратующих за развитие межгосударственных экономических связей, но никак не заинтересованных в оттоке капитала в Россию. Кроме того, количественный и качественный рост бизнесменов из числа представителей "государствообразующей" нации объективно приведет (и уже приводит) к тому, что этнические россияне со временем будут оттеснены на второй план, а затем - еще дальше. Сработает главный фактор - конкуренция на вершине пирамиды рынка труда, когда преимущества почти всегда имеет титульная нация. Процесс этот завершится тем, что через несколько лет в лице большинства нынешних российских лидеров бизнеса в бывших союзных республиках Россия и страны Запада получат обычных экономических мигрантов, которые уже готовят там себе "запасные аэродромы" и понимают, что их время в странах СНГ неумолимо кончается.

Здесь интересно другое - до сих пор россияне по многим статьям проигрывают необъявленное международное экономическое соревнование между диаспорами. К концу 90-х как в Центральной России, так и за Уралом сформировался и продолжает развиваться бизнес многочисленных национальных диаспор из бывших союзных республик. И, кстати говоря, не только из бывших союзных. Вьетнам, Китай, а теперь даже Монголия и Афганистан имеют в России свои четко выраженные сети пусть мелкого, но зато весьма разветвленного бизнеса. Хорошо это для России или не очень, сколько сотен миллионов долларов уходят из России на Юг и на Восток - это не тема нашего обсуждения и совершенно другой вопрос. Но, когда ряд ведущих российских политиков с недавних пор со всей серьезностью принялся за обсуждение теории "Русского мира", напрашивается вывод, что российская власть задумывается и над этой проблемой. Дело только в том, как долго и в каких объемах русская бизнес-элита стран СНГ будет способна к инвестициям в российскую экономику.

Самая многочисленная группа наших соотечественников за пределами России четвертая - основная масса русских и русскоязычных в СНГ, численность которых сегодня превышает 12 миллионов человек. Вероятно, именно эта значительная величина продиктовала Кремлю необходимость включить в программу недавнего визита Путина в Казахстан его встречу с представителями организаций русской диаспоры. Российская пресса, словно спохватившись после почти полного многолетнего молчания о судьбах полузабытых соотечественников, отозвалась на эту встречу цифрами размеров помощи, выделяемых правительством на учебники русским школам, на поддержку русскоязычной прессы, тлеющих "очагов" русской культуры и общественных объединений русских в СНГ. Такого внимания к себе со стороны российского президента диаспора ждала давно - с самого начала развала Союза. Несмотря на то, что в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию 1994-95 годов Б.Ельцин хоть и коснулся положения соотечественников в ближнем зарубежье, этот "воз" так и оставался на бумаге. Сегодня, по прошествии 5 лет со времени оглашения помянутых Посланий, уместно вспомнить дословное содержание еще одного, неофициального, но весьма важного документа. В том же 1995 году Аналитическое управление Президента РФ констатировало: "Сегодня имеется определенный консенсус властных структур относительно политики России в ближнем зарубежье и российской диаспоры, основанный на понимании, что интересы России предполагают социально-политическую стабильность новых независимых государств, а стратегической линией России должно быть содействие интеграции диаспоры в жизнь новых независимых государств" ("Информационно-аналитический бюллетень", 1995, #1, май, с.53). А в ноябре того же года уже и Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, рассматривая проект "Федеральной Программы по поддержке соотечественников за рубежом", не особо мудрствуя, также высказалась за "создание нормальных условий для их добровольной интеграции..." Но, простите, о какой "интеграции" обнищавшей массы русских в ближнем зарубежье можно было говорить, если, к примеру, год спустя, в не столь далеко ушедшем от нас 1996 году, в разгар эпидемии брюшного тифа в Таджикистане, небольшая группа русских переселенцев, еще не забывших, чем пахнет гражданская война, носилась по Москве в поисках вакцины и шприцов, чтобы отправить их в православную церковь, а заодно - и в полузабытое Посольство России в Душанбе, и натыкалась на глухую стену безразличия?

О каком "создании нормальных условий" заявлял Белый Дом, если одни из самых "обеспеченных" (в материальном плане) - офицеры фактически брошенной в 1994 году в том же Таджикистане российской 201-й дивизии уже задумывались над планами самостоятельного прорыва со своими семьями на колесной и бронетехнике в Россию? Об этом горько писать, но "интеграция" наших соотечественников в местные сообщества в странах СНГ происходила в 90-е годы, в основном, на расположенных по соседству православных, мусульманских и католических кладбищах... Поэтому стремления России в том же ключе "опереться" на свою нищую и полуголодную диаспору будут напоминать "восхождение" на коврик у порога, о прямом назначении которого и говорить не хочется. А все попытки такой "опоры" вызовут лишь неописуемый восторг тех тружеников пера, для которых самым сокровенным желанием было, есть и будет - побольнее пнуть российскую власть.

К счастью, - сегодня не 95-й, не 96-й и не 99-й. Хочется верить, что сейчас, когда Россия управляется не из ЦКБ, а из Кремля, такой кошмар уже не повторится никогда. На необходимости наращивания помощи российским диаспорам в СНГ и русским мигрантам из этих стран настаивает (причем, весьма результативно) Комитет Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками, к руководству которым пришли опытнейшие российские политики. За 2 года доказал свою насущную необходимость и Совет соотечественников при Госдуме России. Поворачиваясь лицом к соотечественникам, власть уже приходит к пониманию того, что выбор каждого отдельно взятого россиянина в ближнем зарубежье - интегрироваться ли ему в жизнь нового независимого государства или покинуть это государство - это его личное дело и его свободный выбор. За последнее десятилетие Россия сама уже потеряла более миллиона своих (кстати говоря, весьма образованных) сограждан, покинувших страну по экономическим мотивам. И если Россия действительно и всерьез через несколько лет захочет опереться на массу сегодняшних соотечественников в СНГ и получить от них хоть какую-то выгоду (хотя бы от того, что эти 12 миллионов россиян со временем охотнее понесут свои деньги в филиалы российских банков, чем в банки национальные), основой ее стратегии в первую очередь должна стать реальная и существенная поддержка диаспор.

Упреждая возможных оппонентов, автор этих строк признает, что в этом материале он не ставил целью сказать все и обо всем и далек от стремления объять необъятное. Положение соотечественников в Белоруссии существенно отличается от ситуации в странах Балтии, а у русских в Приднестровье - проблемы совершенно иного характера, чем в Узбекистане. Главное состоит в том, что власть, наконец, уже заметила не только эти различия, но и то, что экспертный прогноз пятилетней давности, согласно которому до 2000 года из стран СНГ в Россию ожидался приток до 2-4 миллионов этнических россиян, - не оправдался. Эксперты ошиблись в два раза, и это - настораживает. Не пожелавшие стать гостями на своей родине, из стран СНГ и Балтии в Россию уже перебрались 8 миллионов человек. И, поскольку эта цифра достаточно точно отражает далеко не благополучное положение россиян в странах их исхода, виднейшие российские ученые давно уже рекомендуют Кремлю и федеральному правительству отказаться от единой политики по отношению к соотечественникам и не только пересмотреть стратегию государства с учетом ситуации в каждой отдельно взятой стране, но и корректировать ее (стратегию) в зависимости от происходящих изменений. Конечно же, переосмысление политики России по отношению к соотечественникам потребует некоторого наращивания усилий, особенно - Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики. Обнадеживает, однако, тот факт, что министр Александр Блохин имеет за плечами хорошую дипломатическую школу и за недолгое время своей работы во главе этого министерства уже дал понять, что не только привык доводить дела до логического завершения, но и знает, как это делать.

И наконец, о не столь многочисленной, но, пожалуй, самой интересной для бюджета России - пятой группе наших соотечественников. Материал этой статьи был уже готов к отсылке в редакцию, когда наши СМИ растиражировали прекрасную иллюстрацию высочайшего потенциала этой группы россиян за рубежом. В первой декаде ноября Сергей Шойгу вернулся из Ливии, где на встрече с ее президентом было достигнуто соглашение о строительстве в этой стране двух объектов стоимостью несколько сот миллионов долларов. Слава Богу, Россия еще не оскудела на квалифицированные кадры, потребность в которых во многих странах мира продолжает оставаться достаточно высокой. Можем ведь! И комментарии, как говорится, излишни.

Одна из прописных истин, какие приводятся в учебниках психологии, - так называемый "закон ностальгии" (который, кстати, очень любят "поэксплуатировать" в ходе избирательных кампаний некоторые российские политики) - если удается нащупать и оживить в человеке воспоминания, связанные даже с одним-двумя приятными эпизодами его прошлого, он станет гораздо доверчивее, мягче, добрее...

Заставить человека вычеркнуть из памяти воспоминания о приятном - невозможно. Изменения, произошедшие в последнее десятилетие, навсегда отрезали россиянам возврат к прошлой жизни. Но именно поэтому, оказавшиеся в одночасье за пределами исторической и духовной родины, сполна вкусившие "комфорт" жизни в своих ставших вдруг чужими странах, наши соотечественники обязательно - кто раньше, кто позже, - но обратятся к своей исторической памяти - к России. Так поможем же им. Сегодня.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Илья Лепихов, По писанием - 7 /14.11/
Что для России пользительнее - национализм или мессианизм? В частности, на примере государственного гимна: "Подданные русского государя словно бы стесняются самого слова "Россия" √ они обожествляют самый принцип осуществления власти: "Боже, Царя храни!"
Евгений Кузнецов, Реформы и реформаторы - 2 /14.11/
"План плохо - рынок хорошо, социализм плохо - либерализм хорошо, море таких простейших инверсий, понятных и дарящих радость открытия любому недотепе, стали определять нашу действительность". Однако реформы требуют не жертв, а обратной связи.
Евгений Кузнецов, Реформы и реформаторы - 1 /10.11/
"Именно многократный "стон реформаторов" с их многочисленным поиском виновников в неудачах и есть первый признак их профессиональной непригодности". И далее - размышления о механике реформ.
Илья Лепихов, По писанием - 6 /08.11/
Умер великий панславизм. Для его возрождения может понадобиться прорыв вовне цивилизации.
Илья Лепихов, По писанием - 5 /31.10/
Корни русского национализма надобно искать в Германии, более того славянское движение в целом "являлось закономерной и необходимой фазой развития немецкого национального мифа".
предыдущая в начало следующая
Андрей Захватов
Андрей
ЗАХВАТОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Партактив' на Subscribe.ru