Русский Журнал
СегодняПолитикаКультураКолонки

События | Периодика
/ Политика / Периодика < Вы здесь
Все слышнее рокочут барабаны войны...
Дата публикации:  10 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе как-то почти незаметно произошли два события, каждое из которых может означать начало новой, крайне дорогостоящей гонки вооружений.

Один шаг сделала Россия, проведя испытания ракетного комплекса нового поколения, который будет беспрепятственно преодолевать защитные барьеры, подобные национальной системе ПРО, развертываемой США...

Другим событием стал новый доклад ВВС США под скромным заглавием "План изменения полетов", опубликованный на прошлой неделе. За этим ничего не значащим заголовком скрывается широкомасштабный план развертывания вооружений в космическом пространстве. На орбите планируется разместить лазерное оружие, космические бомбардировщики, а кроме всего прочего еще и совершенно новое оружие под загадочным названием "пучки гиперзвуковых поражающих элементов".

Третье событие не было столь значительным, зато происходило рядом: вернувшийся в Новосибирск после беседы с президентом Путиным академик Добрецов (председатель Сибирского отделения РАН) объявил на встрече с научной общественностью, что президент пообещал назначить стипендии в 20 тысяч рублей для аспирантов, ведущих исследования по оборонной тематике. Оголодавшая общественность воспрянула духом...

Кстати припомнились многообещающие слова из весеннего послания В.В.П:

"Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа. Именно таков тысячелетний исторический путь России. Таков способ воспроизводства ее как сильной страны".

Что ж, хорошо не жили - нечего и начинать. Хотелось бы, правда, еще чего-нибудь попробовать в жизни, кроме лишений и жертв.

И ведь есть на этот счет интересные предложения! Только что в издательстве ОЛМA-ПРЕСС вышла книга А. Кривова и Ю.Крупнова "Дом в России" с подзаголовком "национальная идея". Авторы - профессиональный градостроитель и публицист-государственник - анализируют тупиковую, по их мнению, ситуацию в жилищном строительстве и предлагают сменить "многоэтажную" жилищную парадигму, начав максимально использовать под индивидуальную застройку последний малозадействованный ресурс отечества - пригородную землю, примыкающую к автомобильным и железным дорогам. У россиян есть возможность перестать жить друг у друга на голове в тесноте и духоте опасных для жизни городов, перестать постоянно метаться между квартирой - работой - гаражом - дачей, а сосредоточить все это в просторной усадьбе с хорошим современным и при этом недорогим (до 200 долларов за квадратный метр) односемейным домом, снабженным автономными системами жизнеобеспечения. Подобный процесс разворачивается в стране и сам по себе - по данным Госстроя, уже половина вновь вводимого жилья строится индивидуальными застройщиками. Но чаще всего это неграмотная, неэффективная и излишне дорогая застройка, сопряженная к тому же с преодолением массы бюрократических препон. По мнению авторов книги, России нужна новая государственная жилищная политика, которая позволит не только решить, наконец, жилищный вопрос, но и создать крупнейшую ориентированную на внутренний спрос отрасль экономики с миллионами рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса.

"Национальная идея" Кривова и Крупнова кажется мне очень привлекательной, тем более что в ней нет ничего нереалистичного. Шестьдесят лет назад предлагаемым путем пошла Канада, создав национальное ипотечное агентство и проведя открытый конкурс на оптимальный тип семейного жилища. Сейчас 80 процентов населения этой страны живут в индивидуальных или сблокированных домах, обладающих следующими общими характеристиками: они недорогие в строительстве и эксплуатации, быстровозводимые, энергоэффективные, автономные, экологически чистые. Многие канадские фирмы производят такие дома на экспорт, и их охотно покупают, в том числе и в России.

- Глупо покупать, если все это мы великолепно можем делать сами, да еще и улучшая строительные материалы, конструкции и оборудование, - говорит новосибирский физик Игорь Огородников, более десяти лет назад переключившийся с оборонной тематики на работу по созданию российской модификации "экологического дома". Сейчас с Огородниковым сотрудничают десятки специалистов Сибирского отделения РАН, их общими усилиями строится демонстрационный дом-лаборатория и небольшой поселок "экодомов", главной характеристикой которых должна стать энергоэффективность. Ученые считают, что если в масштабах страны удастся существенно снизить затраты на отопление жилых и производственных помещений, российская экономика повысит свою конкурентоспособность.

В планах реформирования, уже озвученных президентом Путиным, большое внимание уделяется ипотеке. Но она не решит всех вопросов, о чем свидетельствует, в частности, небольшое исследование, проведенное в Новосибирске по инициативе руководителя местной Торгово-промышленной палаты Бориса Брусиловского. Если судить по результирующей части, авторы исследования весьма близки к точке зрения Кривова и Крупнова:

"По ряду объективных и субъективных причин массовая ипотека в России трудноосуществима и не является достаточным условием для решения жилищной проблемы.

Отсталость российского строительного комплекса привела к тому, что не удовлетворяется даже скромный в масштабах страны спрос на дорогое жилье, поэтому приток ипотечных денег в этот сектор экономики приведет, скорее всего, только к росту цен, а не к увеличению предложения жилья. Зарабатывать на объемах недорогого жилищного строительства маломощная стройиндустрия просто не способна.

Российский строительный комплекс - в прямом смысле слова наследие прежнего режима. В советской парадигме жилищного строительства жилье было бюджетным, привязывалось к градообразующим предприятиям и строилось, в основном, индустриальным методом в железобетонном исполнении. Существующий жилой фонд городов и поселков обеспечен чрезвычайно затратными централизованными системами жизнеобеспечения (в тот период города, в частности, в Сибири, вообще нередко строились по внеэкономическим соображениям). Сейчас все это хозяйство приходит в упадок, многоэтажные дома и целые города переходят в разряд ветхих и аварийных - что усугубляет жилищную проблему в государстве.

В настоящее время повсеместно, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, советская строительная индустрия находится в руинах. В городах строятся почти исключительно штучные кирпичные и монолитные дома для богатых методом "точечной" застройки. При всей дороговизне, зачастую это дома сомнительного качества, привязанные к старым, отслужившим свой век коммуникациям. В результате в "элитном" жилье может, например, месяцами не быть горячей воды.

Отсутствие свободных мощностей по теплу и канализации, предельная изношенность инженерных сетей ограничивают возможность многоэтажного массового жилищного строительства в городах.

Очевидный упадок многоэтажного жилищного строительства отчасти компенсируется ростом индивидуального строительства малоэтажных односемейных домов. Этот процесс развивается стихийно, без внимания и поддержки государства, и идет в двух ценовых группах - как жилье для очень богатых (коттеджи) и для сравнительно бедных (самострой сельского типа на окраинах городов). В принципе, именно в этом секторе жилищного рынка наиболее полно воплощается принцип "доступности жилья соответственно доходам". Эти дома могут быть привязаны к централизованным сетям, а могут строиться в автономном исполнении и быть очень экономичными в эксплуатации. Индивидуальный жилой дом с земельным участком в любом случае является полноценной собственностью, в отличие от приватизированной квартиры в муниципальном доме. Зачастую эта собственность используется владельцами для развития различных видов предпринимательской деятельности, что в условиях постиндустриального общества может считаться благом.

Проблема в том, что в России почти полностью отсутствует предложение современных городских односемейных домов для людей со средними доходами. Они вынуждены покупать старое, пережившее срок эксплуатации квартирное жилье на вторичном рынке. Эти же граждане вкладывают сбережения в строительство домов на садовых участках, которые могут быть весьма дорогими и качественными, но не являются полноценным жильем из-за отсутствия необходимой для постоянного проживания инфраструктуры.

Анализ мирового опыта показывает, что возможно строить жилищную политику государства, поощряя индивидуальное строительство на основе современных технологий. Современные односемейные дома могут конкурировать по стоимости с обычными квартирами и при этом обладают неоспоримыми достоинствами - они просторные, комфортабельные, быстровозводимые, энергоэффективные, автономные, дешевые в эксплуатации. Такое жилье в принципе больше соответствует условиям рыночной экономики. Примеры данного типа жилой застройки имеются и в России, в частности - в Новосибирске (поселок ЗАО "Экодом"). Совместное с канадцами индустриальное производство и строительство легкокаркасных жилых домов освоено в Ростовской области и в Твери.

Для утверждения этой новой парадигмы жилищного строительства требуются на первом этапе меры государственной поддержки - законодательной и информационной".

Законодательно-нормативная база для развития массового индивидуального строительства, в принципе, существует - это 41 статья Конституции, закон "Об основах Федеральной жилищной политики", Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон о местном самоуправлении, Градостроительный кодекс, Закон об энергосбережении, проект Жилищного кодекса. Некоторые положения этих документов следует согласовать в пользу новой жилищной политики, облегчить выделение земли под застройку с помощью согласованных генпланов городов и пригородных территорий, прилегающих к автомобильным и железным дорогам. Минимальная инженерная подготовка территорий под массовое строительство должна проводиться за счет муниципалитетов, что вполне реально при грамотной налоговой политике в жилищной сфере (муниципалитетам выгодно увеличивать базу для сбора земельного налога с владельцев участков).

Так как предлагаемый тип жилья в России почти неизвестен, для ускорения процесса следует предусмотреть меры централизованной пропаганды такого строительства, по аналогии с "внедрением" на Руси картофеля во времена Петра Первого. Демонстрационные дома или даже поселки желательно было бы построить за счет средств бюджета - например, для отставников, выразивших желание поселиться на стратегически важных приграничных территориях.

Перечисленные меры будут способствовать притоку свободных средств граждан в жилищное строительство и позволят быстро удвоить ввод жилья. Речь, в частности, идет о средствах, которые сейчас нерационально расходуются на строительство капитальных домов на дачных участках и на приобретение дешевых квартир в железобетонных домах с ограниченным сроком эксплуатации.

Кроме того, переход на данную жилищную парадигму, в свою очередь, ускорит становление полноценной ипотеки, потому что легкое каркасное жилье канадского типа строится очень быстро - от недели до месяца. Банкам не придется подолгу ждать начала выплат по кредитам.

Производство и строительство легкокаркасных домов во многих странах является семейным бизнесом, не требует больших капитальных вложений и может стать динамичным новым сектором российской экономики".

Вышеописанная жилищная политика, как и все новое, вызывает немало возражений. К примеру, Институт экономики города ссылается на некое социологическое исследование, подтверждающее, что российские горожане предпочитают жить не в индивидуальных домах, а в квартирах. Но комфортабельные усадебные дома по цене квартир россиянам пока не предлагались!

Говорилось также, что Канада нам не указ, у канадцев другой менталитет. Вероятно, он там более индивидуалистический - так ведь и нам на пути строительства капитализма не мешает к этому стремиться. Владелец собственного дома в гораздо большей степени зависит от самого себя, чем житель многоэтажки. Интересными наблюдениями в этом плане поделился депутат Новосибирского горсовета Александр Люлько: жители весьма небогатого "частного сектора" на его избирательном участке гораздо меньше жалуются на коммунальные проблемы и бездействие властей, чем обитатели многоэтажек.

Новая жилищная политика (в отличие от политики военной) не требует от государства больших финансовых и организационных вложений. И она гораздо оптимистичнее. Вот что сказал по этому поводу вице-мэр Новосибирска Валерий Шумилов: "Если не можем предоставить гражданам жилье, так дадим хотя бы землю под застройку и обеспечим минимальную инфраструктуру". Очень своевременные мысли.

написать отзывнаписать отзыв
поставить закладкупоставить закладку

Предыдущие публикации:
Андрей Василевский, No comments /09.03/
"Какая-то свинья с зайцем глумятся над религией, Церковью"
Максим Момот, "Сталин, Стиглиц и Буковский..." /09.03/
Еженедельный "Политический журнал", в экспертный совет которого входят известные российские ученые и политологи, первые страницы своего нового номера, среди прочего, посвящает анализу конституционных основ Российского государства.
Андрей Шляйфер, Дэниэл Трайсман, Страна как страна /05.03/
Сравнительный анализ показывает, что российские реформы шли почти так успешно, как ожидалось. Доказательством может служить то, что реальное сокращение производства за этот период оказалось небольшим и полностью прекратилось к 2003 г., после чего последовал бурный рост.
Андрей Василевский, No comments /05.03/
"Мы исходим из той реальности, какая есть" (Элла Памфилова).
Андрей Василевский, No comments /01.03/
предыдущая в начало следующая
Ирина Самахова
Ирина
САМАХОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru