Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
/ Политика / Руглый стол < Вы здесь
Хотят ли русские "волны"?
Дата публикации:  28 Августа 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

(По поводу статьи Ярослава Шимова "Чтобы волна не пошла вспять")

Статья Я.Шимова - весьма символичное (и обычное) для нашего времени явление. Мораль ее проста: мир делится уже не на капиталистический и коммунистический. Он раскололся - тоже на две части, но по другому признаку: с одной стороны, "не очень хороший" недемократический Восток, с другой - прочее "хорошее" демократическое человечество. И раз Россия назвалась демократической страной, то должна принять активное участие в защите "демократического" лагеря, иначе... ни больше ни меньше как четвертая мировая война.

Пожалуй, ключевым в статье является утверждение: "РФ де-факто уже стала прифронтовым государством четвертой мировой войны. В этих условиях поиск долговременного союза с мощными геополитическими группировками становится жизненно необходимым. Выбор союзников сегодня у России невелик: ориентироваться можно либо на западных, либо на дальневосточных соседей. Последний путь представляется еще более опасным, чем самоизоляция".

Как видим, южные и восточные государства исключаются из числа партнеров в этом заповеданном процессе. Трудно не усомниться в истинности этого тезиса. Более того, хочется его оспорить. Непримиримых противоречий между Россией, Югом, Западом и Востоком - нет. Доказано жизнью и тоннами литературы: Россия - такая же часть Востока (включая южных соседей), как и Запада, и любые спекуляции здесь бесплодны и неуместны. Восток так же неоднороден, как и Запад (чего не может отрицать г-н Шимов). Огромная часть населения Земли, представляющая этот самый Восток, состоит не только из террористов, экстремистов и наркоторговцев. Взгляд г-на Шимова на причину "нехорошести" мусульманского мира таков: "Вероятно, объяснение нужно искать в том, что мусульманский мир - самая молодая из ныне существующих гомогенных цивилизаций. 1300 лет, минувших со времен пророка Мухаммеда, - для истории не такой уж большой срок, и вполне вероятно, что именно в наши дни исламский Восток переживает, в терминологии Л.Гумилева, третью волну пассионарной активности... Таково возможное социально-психологическое объяснение, во-первых, того факта, что мусульманская цивилизация остается бастионом авторитаризма в современном мире, а во-вторых, нынешнего небывалого подъема исламского экстремизма и терроризма".

Цивилизационная модель, о которой идет речь, гораздо старше пророка Мухаммеда, еще древние греки набирались ума на Востоке, и уже тогда возникали "глобальные геополитические" конфликты. Великий Искандер Двурогий, как и его последователи - вплоть до Наполеона и Гитлера, спотыкался именно на этой цивилизации. Агрессии Востока точно так же "увязали" на подступах к Европе - в России, на Пиренеях или на Балканах. "Приграничные" территории были святыми бастионами, которые не должны были принадлежать целиком ни восточной, ни западной цивилизациям. Жизнь здесь всегда опасна, но интересна, и именно эти земли - родина "глобальных" человеческих проектов и достижений: отсюда пошли Колумб и Циолковский. Тем, кто всеми силами пытается "притянуть" Россию или к западной цивилизации, или только к восточной, - вряд ли светит успех. Нейтральная приграничная зона должна жить по своим законам, и в этом бессознательно и сознательно заинтересованы те, кто Россией разделен. Тем более, что "соседям" жить в России непросто - им почти всегда было холодно и трудно, но тем не менее они всегда приходили, а кто-то и оставался.

Любой востоковед может назвать вам множество положительных черт тамошних "недемократических" режимов. Но в современном мире "правильность" государственного устройства определяется уровнем обороноспособности и уровнем развития производительных сил. "Слабых" и "неправильных", несмотря на политкорректность, предпочитают учить жизни, а особо строптивым устраивают экономические и прочие блокады, которые никакими экстремистскими выходками не снять. И на любом конфликте делается капитал (в том числе, политический).

Решение спорных вопросов путем глобальной войны между Западом и Востоком делает Россию заложником ситуации, первой жертвой этого конфликта. И России нужно не потакать этому процессу, а перевести противоречия в другую плоскость. Да, нынешнее положение России незавидно, будущее смутно. Огромная территория и сокращение численности населения "притягивают" потенциальных агрессоров, как никогда. Последние события с тем же "Курском" напоминают (по состоянию армии и страны) времена Крымской войны XIX века или проигрыш в русско-японской войне начала XX века. В то же время эти события, показав слабость государства российского, способствовали, в частности, отмене крепостного права и революции 1905 года со всеми вытекающими последствиями.

Россия оживала после множества потрясений. Если верить тому, что любые процессы (в том числе, в общественной жизни) саморегулируются, причем с минимальной тратой энергии, современная ситуация также разрешится "несмертельным" исходом для россиян. И во многом благодаря геополитическому положению страны.

На Земле нет столь же высокоразвитой нации, живущей в таких экстремальных природных условиях. В Северной Америке, например, канадцы сосредоточились у границ США, потому что севернее √ холодно: экономически и человечески там жить невыгодно. Наполеон, даже захватив Москву, не знал, что делать на таких просторах, в такой культуре, и заморозил свою армию в буквальном смысле. Татаро-монголы обходились сбором дани (и разве мы не платим сейчас Западу?). А китайцы, корейцы, японцы и так проникают на Дальний Восток, без всяких войн захватывая территории и рычаги российского хозяйства. И российские ядерные ракеты лишь охраняют такое положение дел.

Это многих устраивает. Естественно, конфликт в Чечне, постоянное давление с юга на государства Средней Азии обостряют ситуацию на границах России, но корни этих конфликтов - не в противостоянии демократии и недемократии и, тем более, не в противостоянии России и мусульманского мира (подавляющее большинство российских мусульман прекрасно уживаются с представителями других религий в России).

Когда людям не дают проявить себя в общественно-полезной деятельности, они проявляют себя в общественно бесполезной и в общественно вредной. Российская и среднеазиатская реальность не дает гражданам возможностей для конструктивной работы - отсюда проблемы и войны; западные демократии не дают проявить себя в созидании Востоку и Югу - получают те же проблемы. Здесь переплелось множество противоречий, но решать их нужно не в узком кругу демократических государств (как предлагает автор рассматриваемой статьи), а совместно - с почему-то не очень уважаемым остальным миром. Как-то "недемократично", "политически некорректно" получается. Прямо "двойные стандарты" какие-то.

"Перекос" в сторону Запада в настоящее время и есть источник многих российских бед. Новые "крестоносцы", интересы которых призывает отстаивать г-н Шимов, не заслужили такого трепетного отношения. Три войны (включая "холодную"), которые потрясли мир; три волны, последняя из которых разрушила социалистический лагерь, - вызывают восхищение г-на Шимова. Ведь они несли победу западной демократии. Победе СССР во второй мировой, естественно, отведена "подсобная" роль: "В числе победителей трех мировых войн всегда были демократические страны (в 1918 и 1991 годах - только они, в 1945-м - совместно с тоталитарным СССР)". Неужели миллионы советских граждан погибли ради торжества западной демократии? "Россия - средство, а не цель", - вот истинная сущность наших "западников", проявившаяся и в начале XX века, когда на стране испытывались западные марксистские идеи с планами на всемирную победу пролетарской революции. Но там хотя бы была ярко выраженная идея социальной справедливости, которую и поддержал народ. В конце XX - начале XXI века горячие головы опять рассматривают Россию как плацдарм для "четвертого мирового" похода - на этот раз за дело опять же западной, но уже демократической идеи. Правда, трудно объяснить россиянам, за что они должны будут бороться.

"Однако, на мой взгляд, главные задачи складывающегося мирового сообщества демократических государств гораздо шире и сложнее. Помимо уже названного Л.Даймондом, отмечу также необходимость выработки (вернее, доработки) общих ценностей, разделяемых демократическими нациями, и главное - объединение этих наций перед лицом новой глобальной угрозы, которую можно обозначить как четвертая мировая война. Первые бои этой войны уже идут на "дуге нестабильности от Косово до Филиппин", - пишет Шимов.

Выступает ли г-н Шимов против войны? Скорее наоборот. Поскольку он предлагает, созвав клуб демократических государств ("Хельсинки-2"), запретить распри между его членами, фактически запретить расширение клуба ("пока базовые принципы сообщества демократических государств не выработаны и не одобрены его членами, о дальнейшем расширении этого сообщества нужно забыть"). Заметьте, что нет и речи о диалоге и взаимодействии с противником, ему даже не дается шанс стать таким же "демократическим", да никто, оказывается, толком не знает, что это такое, поэтому "возникает необходимость в новых общих ценностях, о которых сильно разросшийся за последнюю четверть века "свободный мир" мог бы сказать: вот во что все мы верим и что защищаем".

И, наконец: "Демократическое сообщество должно также создать мощную систему защиты от внешних угроз, прежде всего - со стороны радикального исламизма. Ради этого не грех воспользоваться, в частности, опытом создания "санитарного кордона" против большевизма в Восточной Европе в 20-е - начале 30-х годов. Новый "санитарный кордон" может включать в себя страны Средней Азии, а также другие мусульманские государства, с которыми у демократического сообщества установились конструктивные отношения (аравийские "нефтяные королевства", Египет, Иорданию, Тунис, Марокко). Эти же страны могут со временем положить начало четвертой волне демократизации. Хотя никакой четвертой волны может и не быть. Ведь даже среди либеральной части западной элиты и корифеев общественных наук в последнее время множатся сомнения в том, что этот мир когда-либо будет приведен к некоему общему знаменателю. Куда важнее, на мой взгляд, другое: чтобы количество "холодных" и "горячих" мировых войн ограничилось тремя. Ей-богу, этого вполне достаточно", - таковы слова Я.Шимова.

Да, не будет ее, "четвертой волны", и не потому, что "даже среди либеральной части западной элиты и корифеев общественных наук в последнее время множатся сомнения", а потому что те "победоносные" три войны принесли миру не только идею демократии, но и вознесли идею социальной справедливости до невиданных до тех пор высот. После первой мировой катастрофы возникли не только демократии, но и Советы. А после второй - возник уже целый социалистический лагерь с "филиалами" как на Западе, так и на Востоке, в Азии, Африке и Латинской Америке, которые оказали на мировое развитие (в т.ч. и развитие капиталистических стран) огромное влияние, в отличие от "новых" демократий, ничего принципиально нового миру не предложивших. Сейчас, после установления однополярного мира, дефицит социальной справедливости ощущается особенно остро и любое движение к установлению этой справедливости приветствуется (косвенное подтверждение - недавняя победа социалистических правительств в Европе). Об этом нужно думать, а не о "санитарных кордонах". Многомиллиардный мир ждет справедливости, а не пустых разговоров о демократии. И если эта справедливость придет с Востока, а не с "преобразованного" Запада - он примет ее с не меньшей радостью. А каким "измом" справедливость будет называться, и какая страна будет первой ее встречать - какая разница? Хотелось бы видеть Россию "впереди планеты всей"?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Земляной, Невежество как демоническая сила /11.08/
Газета "Известия" пропагандирует невежество и русофобию в исполнении старинного американского советолога Ричарда Пайпса.
Сергей Земляной, Интернет как русский кабак /25.07/
Я все думал, какие смутные ассоциации вызывает в сознании этот текст. А потом понял: "Ведь русские мальчики как до сих пор орудуют? Вот, например, здешний вонючий трактир, вот они и сходятся, засели в угол. О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли бессмертие?" Замените трактир на Интернет, социализм и анархизм замените на космополитизм, постнационализм и постиндустриализм, и вы получите меморандум Петра Щедровицкого с планом переделки народа российского и всего человечества.
Сергей Усольцев, Ошибка президента /21.07/
Усмирение губернаторов и построение федеральной вертикали власти закончится к осени-зиме. Что после этого будут делать окружные структуры, созданные для действия в чрезвычайной ситуации ползучего развала страны?
Максим Кваша, Запоздалый ответ Павловскому /25.06/
Павловский хочет получить подряд на строительство политической и пропагандистской машины государства. Но аргументация его в лучшем случае спорна, а в худшем - просто подтасована. В ответ на статью "Я пишу тебе в альбом..."
Андрей Мадисон, Реплика в сторону /31.05/
Об односторонней переписке Б.А.Березовского с В.В.Путиным. Березовский, формально отстаивающий свободы и права человека, фактически покушается на самую фундаментальную из человеческих свобод: свободу творчества.
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Мисюров
Дмитрий
МИСЮРОВ
dmisyurov@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Руглый стол' на Subscribe.ru