Русский Журнал / Политика / Руглый стол
www.russ.ru/politics/polemics/20001222.html

На каком языке власть говорит с народом,
или Сказ о том, как спичрайтер в баню ходил

Андрей Захватов

Дата публикации:  22 Декабря 2000

Понимает ли власть свой народ?

Власть - это, наверное, не совсем то, что мы себе представляем. Власть - это очень небольшая часть народа, продвинутая снизу или, что случается чаще, подтянутая сверху. Находясь наверху, власть регулярно показывается остальному народу и, уходя на пенсию или по болезни, возвращается в него. Взять, к примеру, ту же Германию. Живет себе спокойно какой-нибудь федеральный министр в отставке, как простой смертный среди простых смертных... В России - такое бывает редко. Раньше, покидая узкие площадки на вершине пирамиды власти, российский чиновник обычно за что-нибудь - но мог зацепиться. Не важно за что - за депутатское кресло, за доморощенную партию или Фонд своего имени. Не важно, что очередной Фонд ненадолго переживет своего родителя, а скудость его банковского счета войдет в пословицу. Важно то, что во главе Фонда стоит Сам. Важно, что Он - при деле, что Он и после окончания Его карьеры остается слугой Своего, пусть небольшого (человек до 30-40), но - народа. И наоборот. Поэтому не будем грешить против истины - власть о своем народе всегда помнила и понимала его. И чем отличаются грабли от лопаты - тоже помнит. Спасибо ей за эту память. А за понимание - отдельное спасибо.

Понимает ли народ свою власть?

Попытаемся же, не претендуя на мандат, полученный от всего народа, предпринять попытку не просто ответить на этот вопрос, но и доложить власти, насколько она была, есть и будет понятна народу. Полистать сегодня порядком пожелтевшие газетные страницы второй половины 80-х - дело интересное, а местами - даже забавное. Не находившая сути, того самого "сухого остатка", в огромных (почти как у Фиделя) статьях и речах Михаила Горбачева, большая советская страна уже к 1987 году обнаружила, что в ней (стране) по просьбе трудящихся произошла первая большая, не совсем понятная (и не совсем приятная) для него перемена. Огрызнувшись анекдотами на антиалкогольную кампанию, советский народ выстроился очередями в винно-водочные отделы, а его (народа, а не очередей) передовой отряд единодушно проголосовал на партсобраниях за "линию партии". Линия, однако, рисовалась весьма приблизительной. Развал Союза последовал настолько быстро, что власть просто не успела внятно объяснить народу, что же она заготовила ему взамен светлого будущего. Не успела? Не смогла объяснить, потому что не знала, куда вести народ? Или постеснялась объяснить, зная, куда ведет?

Прилавки 91-го были по-прежнему пусты, но финансовая система Союза оставалась живой, а кормораздатчики в коровниках еще загружались сеном. Еще работали те, кому можно было еще платить и мычали - кого можно было еще доить... Без сомнения, Русский Журнал еще предоставит свои страницы серьезнейшим исследованиям программы "500 дней", первой экономической программы, которую держали в руках все, кому было дело до возрождения страны, - от первых свободных российских фермеров до первых российских долларовых миллионеров. В российской истории прошедшего десятилетия этот смелый проект впервые (и, к сожалению, в последний раз) членораздельно, внятно и доступным для понимания языком излагал то, что было понято тем самым народом, ради которого в конце концов и создавался этот документ. Судя по тому, что программу "500 дней" соратники Горбачева, а позже - и Ельцина, ревниво (идея-то не своя, а чужая, а потому - чуждая) замолчали, - в ней все-таки что-то было. А если что-то было, то за авторство - пришлось бы платить. И не деньгами, а по бартеру - тем самым креслом, рядом с которым кресло под самим плательщиком могло вскоре угрожающе закачаться. А если такое опасение только закрадется в чью-нибудь сановитую голову - пиши пропало. В таких случаях власть обычно прислушивается не к гласу народа, а к шепоту своих советников: имиджмейкеров и спичрайтеров.

Лирическая минутка

Приходит как-то спичрайтер в городскую баню. Спрашивает:

- Бабуля, баня функционирует?

- А это как понимать?

- Ну, баня работает?

- Работает.

- А вода циркулирует?

- А это как?

- Вода, говорю, есть?

- Есть.

- Выпиши мне билет на одно лицо...

- Милок, а спинку и остальное все мыть не будешь?..

Конец лирической минутки

Вот так или почти так власть объяснялась с народом со 2 января 1992 года. Пока великий российский народ протирал глаза у магазинных ценников, власть приучала его к новым словам - "ваучер" и "инфляция". А чтобы "инфляция" казалась не такой уж страшной - грозило чудовищем "гиперинфляции". Уважаемый Егор Тимурович и его команда до последнего дня своего пребывания в российском правительстве так и не поняли, что их не поняли. Искрутившийся, как ободранная белка в колесе, хмелевший от дешевого спирта "Рояль" и вновь трезвевший российский народ, к счастью своему, вспомнил, что искусство выживания принадлежит ему - народу. И - выжил. Но все, что говорил Гайдар о макроэкономике и о фондовом рынке, - так и не понял. Народ, знающий на каком рынке он торгует картошкой, был польщен предложением поторговать на рынках ценных бумаг и фондовом. Но вот где расположены эти диковинные рынки, народ в основной своей массе - так и не понял. Пришел Кириенко достойно продолжил дело предшественников: всех научил новому слову - "дефолт" называется. А вот Примакова и Степашина народ просто не успел понять - времени не хватило. Но за то, что пережили дефолт и не передрались, - спасибо Примакову (осенью 98-го чуть было жареным не запахло)...

Выраженные в рублях, чисто экономические потери государства, последовавшие только от неумения власти говорить с народом на понятном языке, экономисты обязательно определят, только - в следующем веке.

О политической технологии, рейтингах и грядущем творческом наследии Путина

Строго говоря, в словосочетании "политическая технология" вместо слова "технология" с тем же успехом можно поставить практически все, что с ним рифмуется, - "стоматология", "египтология", "геология"... Просто в нужный момент времени просто Политологи, напрочь "позабыв", что такое "техно" и что такое "логия", пожелали именоваться Политическим Технологами. Что ж, пусть будет так. Не совсем по-русски, зато звучно. А то на светском приеме рядом с просто Олигархом стоять просто Политологу как-то даже и неприлично. "Политтехнолог" не слово - музыка... Народ у нас в России - музыкальный. Можно даже добавить еще одну мелодичную "нотку", скажем - "пассионарная политическая технология". Совершенная несуразица, но как звучит! Наверняка народу должно понравиться...

Тем временем, изучив опыт возведения и эксплуатации пирамид (Хеопса, Мавроди и др.), Путин, решительно отказавшись от реконструкции "пирамиды власти", взялся за построение ее "вертикали". А поскольку "вертикаль" даже троечнику из седьмого "В" представляется в виде длинной палки о двух концах, многие российские чиновники быстро поняли, что всем им вольготно расположиться на неприютной вертикали едва ли удастся. Палка - она и есть палка - это вам не пирамида какая-нибудь. Вот и началось... В ходе последних предвыборных кампаний из регионов стали поступать первые громкие самоотводы бывалых чиновников. Но - странное дело! - сошедшим с дистанции кандидатам попросту нечего сказать. Вот они и молчат, отделываясь односложными и вполне русскими словами. Не означает ли это, что мы вступаем в принципиально новый этап политической реальности: время власти говорить своему народу наукообразные слова о том, как следует ему жить, - завершается.

Сама же жизнь, несмотря ни на что, продолжается.

Ну и что с того, что мода на издание полных собраний сочинений вождей - прошла безвозвратно? Ударно потрудившиеся и за 70 лет изрядно уставшие собирать и тиражировать печатное и непечатное (в смысле - сказанное устно) творческое наследие трибунов революций и отцов народов, редакции книжных издательств в один прекрасный день с удивлением обнаружили, что производить макулатуру - по меньшей мере невыгодно. И, сделав это нехитрое, всему миру давно известное открытие, дружно переключились - кто на астральные прогнозы, НЛО и кроссворды, кто на детективы. Родившиеся же в ХХI веке исследователи новейшей российской истории вместо увесистых томов будут вставлять в компьютер лишь один лазерный диск. Поэтому полного собрания сочинений Путина в привычном книжном виде ни нам, ни внукам нашим не видать, как своего затылка. Да и не к чему. Но вот то, что уже вскоре мы увидим четкую и понятную народу программу возрождения России, которая вместит в себя все старые и новые здравые идеи (включая, может быть, - и "500 дней"?), - сегодня совершенно ясно. Годичный "капитальный ремонт" власти, начатый Путиным, подходит к концу. Фигуры на доске почти все расставлены. Как это там пишется в гороскопах: "Начинается эпоха Водолея?"

Она уже началась...