Прогнозы

Прогноз на 28 мая

Кажется, главная история на пятницу связана с эпистолярным достижением г-на Черномырдина, помещенным в "Вашингтон пост". Вообще, статья хорошая - заставляет даже предположить, что Черномырдин как спецпосланник был придуман именно для того, чтобы нелицеприятно говорить чужим президентам слова, которые не может позволить себе МИД. В самом деле, ЧВС только что не прямо хамит г-ну Клинтону, с которым как бы ведет публичный диспут.

Клинтон: "Россия сейчас помогает найти Белграду способ согласиться на наши условия", а Черномырдин возражает: "Россия взяла на себя миссию посредника между Белградом и НАТО не потому, что она хотела бы помочь НАТО реализовать свою стратегию, в сути которой капитуляция Милошевича и установление фактического протектората НАТО над Косово". И так далее, см. текст статьи.

У американцев реакция была простой. Официальный представитель госдепартамента США Джеймс Рубин заявил, что слова Черномырдина "отражают заявления, делавшиеся российскими лидерами с самого начала бомбардировок". Еще интереснее сказал г-н Солана, заявивший примерно, что мы вообще не ведем с югославами переговоры, а требуем выполнения наших пяти условий - тогда вообще непонятно, про что все эти встречи ЧВС, Тэлботта и др. Увы, из обоих высказываний в сумме следует, что США+НАТО плевать хотели на угрозу выхода России из переговоров.

К этому естественно пристыковывается решение Гаагского трибунала привлечь Милошевича к суду - тут с заказом все понятно, но несколько даже удивляет американская простота и кондовость, тот же Рубин: "Совершенно очевидно, что русские не согласны с нашими мотивами в проведении бомбардировок, но решение Гаагского трибунала является самым очевидным оправданием для наших действий".

То есть угрозам Черномырдина то ли не поверили, то ли не испугались. Ну а угрожал он следующим: "Если в ближайшее время бомбежки не будут остановлены, то я буду рекомендовать президенту России приостановить участие России в переговорном процессе, прекратить все военно-техническое сотрудничество с США и Западной Европой, отложить ратификацию СНВ-2, применить право вето в ООН при рассмотрении резолюции по Югославии. Уверен, что мы найдем понимание среди великих государств планеты, таких как Китай и Индия".

Из всего этого следует ожидать завтра каких-либо телефонных разговоров Ельцина с кем-нибудь западным, ну а если разговоров не будет, то, значит, Россию убирают из международной жизни вообще.

Вторая тема пятницы все та же: что у нас такое с правительством? То есть оно уже есть или его уже нет? Где министр экономики, где вице-премьер по оборонке, и кто, собственно, сегодня Касьянов и Задорнов?

К позднему вечеру четверга ситуация не прояснилась. Так и не известно - министр ли финансов Касьянов и, соответственно, согласился ли в конце концов Задорнов на пост первого вице без министерского портфеля. Но здесь можно отметить возрастание что ли домашности - в прошлый кризис, конечно, тоже было недоумение Владимира Рыжкова, назначенного в министры без всякого его на то согласия, и демарш Шохина. Но это были разовые действия - Рыжков отказался, Шохин отказался. В этот же раз правительство формируется уже как-то совершенно прилюдно, куча народу не может сутки разобраться, кто в стране министр финансов, а граждане государства не без удивления выслушивают рассуждения г-на Якушкина о том, что у всех там свои амбиции, и его же сетования на "удивительное упорство" первого вице-премьера, который никак не может сказать, первый он вице-премьер или нет.

И во всем этом есть нечто вполне даже человеческое, что с несомненностью свидетельствует о процессе изменения характера власти.

Предыдущий выпуск Предыдущий прогноз Следующий прогноз Следующий прогноз