Русский Журнал / Политика / Несвоевременные размышления
www.russ.ru/politics/reflection/20030801-kryl.html

Критика нечистого разума. Вып. 3
О покаянии (окончание)

Константин Крылов

Дата публикации:  1 Августа 2003

3.

Итак, идеологема вины и покаяния имеет двух адресатов: невинных (то есть господствующих, "эффективных собственников") и виновных (то есть угнетенных, русских).

Само же это разделение, в конечном итоге, и создает легитимность современной российской власти как гаранта этого разделения. Власть позиционирует себя как справедливое наказание для русского народа, который "заслуживает свое правительство" и поэтому должен его терпеть1.

Именно эта идея - власти-как-наказания - и удерживает в равновесии всю конструкцию РФ. Это позволяет властям черпать легитимность даже из самых гнусных своих деяний. "Вы все это заслужили, - говорит власть народу устами либералов, - все это по вашим грехам". Соответственно, для невиновных та же идеология является не только оправданием, но и стимулом идти еще дальше, лютовать еще более. Каждая невыплата зарплаты, каждая криминальная разборка, каждая мерзость, случающаяся в России, только укрепляет эту систему. "Ага, вы и это стерпели. Ну и дерьмо же вы. И заслуживаете еще худшего, вплоть до окончательного покаяния" - вот что говорят невинные виновным, затевая какую-нибудь "реформу ЖКХ".

Что касается русского народа2, то проповедь покаяния поддерживает в нем то состояние, которое точнее всего можно определить словом обида.

4.

Что такое обида? Это совершенно особое чувство, отличающееся от ситуации простой вины, с одной стороны, и простой несправедливости, с другой.

Ситуация вины понятна: человек, совершивший нечто дурное по отношению к тем, которых он уважает и чью власть над собой признает справедливой и правильной3, ощущает свою вину перед ними. С виной можно поступить трояким образом: искупить; выпросить прощение (или дождаться его); ее можно, наконец, забыть (или отрицать). Первое считается правильным решением, второе - приемлемым (и иногда удобным для обеих сторон), третье - позорным и недостойным. При этом, в принципе, все три пути не исключают друг друга: можно насколько-то искупить вину, в чем-то добиться прощения, а остаток запихнуть в дальний угол памяти и больше не трогать... Но здесь важно то, что "правильные" пути выхода из ситуации есть.

Противоположность вины - претерпевание несправедливости, оскорбленность. Это ситуация, когда другой виноват перед нами. На оскорбление можно ответить трояко: отомстить4, простить и стерпеть. Как и в предыдущем случае, первое считается правильным решением, второе - приемлемым (и иногда удобным), третье - позорным. Опять же, все три пути не исключают друг друга. Но, как и в предыдущем случае, здесь важно, что правильный выход из ситуации существует, хотя бы теоретически.

Ситуация обиды - самая безысходная из всех возможных. Обида - это претерпевание несправедливого оскорбления от тех, которых ты уважаешь и чью власть над собой признаешь правильной и законной. Например, пьяный отец со всей дури бьет подвернувшегося под руку сынка. При этом сын любит отца, восхищается им, "хочет быть как папа", и так далее. Это делает отцовские побои особенно обидными.

Из ситуации обиды достойного выхода не существует. Обиду можно либо стерпеть, либо забыть - что, как мы уже видели в предыдущих случаях, является позорным и недостойным. К тому же и то, и другое разрушающим образом действует на сознание обиженного.

Первое - претерпевание обиды - предполагает, что обиженный своей обиды не забыл. Но само понимание того, что он "так и ходит обиженным", то есть находится в состоянии позорном и недостойным, понижает самооценку. Человек начинает все больше чувствовать себя ничтожеством и впадает в ничтожество. Но это парадоксальным образом примиряет его с обидой: ничтожество на то и ничтожество, что его можно обижать, ибо оно не заслуживает уважения. В конце концов устанавливается равновесие между самооценкой и совершенным действием. Сын, побитый отцом, начинает определять себя как "того, кого можно бить просто так", и начинает жить соответственно этому. Получая оплеухи от сверстников, он уже не обижается: он знает, что "так с ним можно".

С другой стороны, обиду можно забыть, вытеснить из памяти. Это путь в чем-то более конструктивный, потому что таким способом можно сохранить сколько-нибудь приемлемую самооценку. "Этого не было, я не хочу об этом думать" - иногда это вполне приемлемый ответ на предъявляемые реальностью вызовы5. Однако и здесь подстерегает ловушка: освоивший технику вытеснения легко уходит в вымышленный мир, в котором нет места не только обидам, но и неудачам, нерешенным проблемам и так далее. В результате такой человек тоже впадает в ничтожество, поскольку перестает обращать внимание на реальность. Когда его унижают, обирают, смеются над ним, он все это терпит - не как должное, но как неинтересное, не стоящее внимания - как что-то, о чем можно быстро забыть. Маниловское добродушие объясняется именно этим.

Эти два сценария имеют и свои крайние точки. Например, несправедливо наказанный может не только придумать себе вину, но и поставить себе в вину нечто невинное (например, придумать дополнительный запрет, который якобы был им нарушен), вспомнить какую-нибудь свою тайную вину (например, вообразить, что проницательный отец наказывает его за детский онанизм или "допущенную непочтительность в мыслях"6) и т.п. В конце концов, всегда есть традиционный выход в ничто: самоубийство. Лучше умереть, чем жить под тяжестью несправедливого наказания. Ибо мир, в котором такое возможно, не стоит того, чтобы в нем жить.

Точно так же вытесняющий память о несправедливом наказании может вытеснить ее куда дальше собственной памяти - например, "сорвав зло" на другом невиновном... Но в любом случае все эти выходы далеки от какого бы то ни было "достоинства".

Разумеется, все это предполагает, что ситуация обиды - очевидная невиновность обиженного и очевидный авторитет обижающего - не разрушается. Разрушить же ее можно двумя способами: либо все-таки признать свою вину, либо отринуть авторитет обидчика.

Интересно, что второе сделать обычно сложнее. Мальчику, которого стукнул отец, легче придумать, за что он был наказан, чем признать отца неправым (а в перспективе - потерять к нему всякое уважение). Потому что это признание разрушает его мир, изгоняет из него последний уют - а обижаемые и несчастные очень дорожат остатками уюта. Именно тот человек, который вечно терпит унижения, особенно нуждается в том, чтобы хоть где-то существовала справедливость, чтобы к нему хоть кто-то относился "по-человечески". И он будет цепляться за эту веру даже в том случае, когда факты ей очевидным образом противоречат. Утопающий, хватающийся за соломинку, никогда не признает ее соломинкой.

5.

В настоящее время русский народ живет в обстановке всеобщего презрения и ненависти к себе. Все народы мира, во всем остальном враждующие между собой, едины в одном - в своем отношении к русским. Это касается именно всех народов: русские попали в ситуацию коллективной травли, вселенского мальчика для битья, которого с гоготом гоняет по школьному коридору куражащаяся шпана7. Разумеется, у компании есть заводила (сильный Запад8), есть ближайшие прихлебатели и подпевалы (те же "новые независимые государства"), а кто-то не участвует или почти не участвует в развернувшейся травле9. Но при этом максимальные моральные травмы русским наносит их же собственная элита - или те, кого они считают10 своей элитой. Воинствующая русофобия как национальная идеология РФ поддерживается прежде всего за счет внутренних ресурсов.

Ее стержнем является именно идеологема национальной вины - и, соответственно, покаяния как тотального признания этой вины и дальнейшей "жизни в муках" как справедливого ее искупления.

Каково должно быть это искупление, редко говорится прямо. Впрочем, нельзя сказать, что это "совсем непонятно": на "языке покаяния" можно сформулировать утверждения и требования, которые иначе прозвучали бы чудовищно.

Разберем это на единственном, причем не самом вопиющем, примере. "Не последний в России человек" преспокойно говорит следующее:

Насколько можно судить по югу России, по Ставрополью, где я часто бываю, именно по русской его части - там живут злые люди. А злой человек не может владеть землей - от этого будет беда и ему, и всем. ... Они злы, потому что не покаялись, не искупили своего прошлого...

Здесь важно то, что произносящий это человек абсолютно вменяем, причем не является коммунистом, и отнюдь не противник частной собственности, в том числе и земельной. Его утверждение состоит в том, что именно русским людям нельзя владеть землей, остальным же можно. "Нельзя" надо понимать буквально: русским следует запретить владение даже клочком болота (во избежание некоей "беды всем, и им в том числе"), а всю землю передать в руки других, более замечательных народов. То есть речь идет о самой обычной колониальной практике, когда у туземцев попросту отбирали территорию, отдавая ее поселенцам, а также малочисленным племенам, оказывавшим колонизаторам услуги. Но колонизаторы хотя бы не обосновывали свои претензии "виной чернокожих перед белыми людьми". Здесь же призыв к низведению русских до абсолютно бесправного положения обосновывается именно "высокими идеалами покаяния".

То же самое можно сказать обо всех прочих "покаянских" утверждениях. За каждым из них стоят вполне конкретные претензии, в совокупности составляющие утверждение: русские должны быть лишены всех прав, всей собственности, всей истории, всех надежд и стать вечным посмешищем и объектом издевательств всех народов мира. Всеобщее счастье человечества, таким образом, получает надежное основание - слезинку русского ребенка, точнее - океаны русских слез.

Безысходность ситуации состоит в том, что все эти вещи говорят народу люди, которых этот самый народ привык воспринимать как авторитетов. Это связано не столько с конкретными лицами, сколько с пиететом, до сих пор питаемым по отношению к "начальству словесному" - писателям, журналистам, телеведущим и прочим "говорящим людям". И когда все эти люди, прямо или косвенно, убеждают народ в том, что народ "плох", "виноват" и "испорчен", народ им все-таки верит. При этом собственное нечувствование реальной вины за собой, разумеется, ставится им же самим себе в дополнительную вину: "до чего же мы закоснели в своей испорченности".

Это сознание своей вины и "наказанности ни за что" - неопределимой, непонятной, разлитой в воздухе - и составляет содержание "духовной жизни русского народа" в конце XX - начале XXI веков. Для того чтобы это так и оставалось, в индустрию покаяния вкладываются все новые и новые средства. Собственно, это единственный вид массового духовного производства, который сейчас разрешен: индустрия вины и обиды, производство нежелания жить, провоцирование национального самоубийства как единственного выхода из безвыходного положения. Каковое и происходит: стремительное вымирание русского народа11 стало главным фактором, определяющим новейшую историю России.

6.

В каком-то смысле нынешнее положение русского народа можно сравнить с положением арестованного, из которого выбивают показания. Для этого используются традиционные приемы - пытки, с одной стороны, и убеждение, с другой. После очередного "слоника" или "ласточки" русский народ сажается за стол, и добрый следак объясняет ему, что сотрудничеству со следствием альтернативы нет. "Пойми, даже вопрос так не стоит". И подпихивает ему бумажку, которую надо подписать - "и тогда все кончится".

Арестованный читает бумажку. Понимает, что по совокупности написанного он пойдет под расстрельную статью. И подписывать отказывается. Тогда в ход снова идут кулаки, дубинки, и прочие орудия дознания. И снова стол, и снова ласковый голос следака: "Мужик, пойми - или ты подписываешь, или ты отсюда не выходишь. Потом будет пресс-хата, там сидят злые ребята, они могут много чего с тобой сделать, ты же не хочешь этого? Подпиши, не парь нас, а то мы совсем рассердимся. У тебя что, здоровья много?"

При этом бедолага, попавший под ментовский каток, как назло, вырос в убеждении, что милицию и вообще начальство надо слушаться. И когда следак, так похожий на любимого "дядю Степу" из книжки Михалкова, ласково смотрит на него и говорит "вот здесь подпишись", это даже хуже, чем очередной удар по почкам.

Но единственный шанс, который у него остается, - не сотрудничать со следствием. Ничего не подписывать. Не признавать вину, которую ему клеят эти, в погонах...

Не говоря уж о том, что и погоны у них какие-то сомнительные. Dixi.

Примечания:


Вернуться1
Это, кстати, вносит новый обертон в идею "цареубийства как эмблемы вины русских". Нынешние "хозяева положения", историческую русскую монархию ненавидящие и презирающие, охотно называют цареубийство "страшным преступлением", приписывая его русскому народу.

На самом деле, здесь речь идет о банальной проекции. "Царь Николай", в качестве реальной исторической фигуры подвергаемый постоянным издевательствам и поношению, возвеличивается в качестве фигуры власти как таковой. "Не смейте поднимать руку на власть, это неискупимый грех", - говорят они русскому народу - подразумевая под "властью" самих себя. То есть речь идет об абсолютном запрете на революцию - разумеется, не прошлую, а нынешнюю.


Вернуться2
Следует заметить, что русский народ в либеральном дискурсе определяется как субъект покаяния, как "виноватый". Вина является дефиницирующим признаком "русского". Русские - это совокупность виноватых и наказанных.

Это прямо следует из того, что само словосочетание "русский народ" произносится и пишется только в двух случаях: когда над ним издеваются и когда говорят о его вине. Во всех остальных случаях само существование "русских" отрицается. Например, говоря о населении России в сколько-нибудь нейтральном тоне, либерал никогда не назовет его русским: в ход идут слова и словосочетания типа "российские граждане", "многонациональный российский народ", "россияне" и т.п. Во всех случаях эти выражения представляют собой либо уход от "русского" (например, "российские граждане" - это не русские, а "живущие в России по правильно выправленному паспорту"), либо его прямое отрицание: знаменитое ельцинское "россияне" - это строгий антоним слову "русские". "Россияне" - это именно что новый народ Эрэфии, чье существование (эфемерное, но декларируемое) построено на отрицании русского и русскости как таковых. Это несколько напоминает идею "советского народа", но онтологически неполноценную: если в СССР на самом деле пытались создать "новую историческую общность", то "россияне" являются чистой воды спектаклем. Архитекторы "советского народа" верили, что в конце концов все - русские, татары, грузины, евреи - осознают себя "советскими людьми". В эрэфском случае ни о какой реальной интеграции в единую нацию речь не идет: всем понятно, что "татары и евреи" (и вообще все нерусские народы РФ) всегда будут думать о себе только как о "татарах и евреях", и только на Новый Год будут нехотя позволять называть себя с экрана телевизора "дорогими россиянами". Но именно это неохотное позволение - "ну сделайте же на минуточку вид, что вас так можно называть" - власть и вымогает из "лиц национальностей", в обмен на тайное союзничество в проведении антирусской политики. "У нас есть общий враг - русский народ; мы живем только потому, что он посажен в клетку; мы должны держать его в клетке совместными усилиями; поэтому мы нужны друг другу" - вот на что намекает "россиянская" власть, обращаясь к "лицам национальностей" как к "россиянам". Русским же людям слово "россияне" сообщает следующее: "а вы, русские свиньи, не имеете права ни на что, даже на собственное имя: вы никто, и звать вас никак".


Вернуться3
Быть виноватым можно только по отношению к тем, кого мы уважаем. Совершенно неуважаемый субъект (если такого можно вообразить) не может вызвать в нас чувства вины, что бы мы с ним не делали. Поэтому, кстати, любую "гуманизацию" можно определить как расширение круга уважаемых субъектов (вплоть до "уважения к живому вообще"), а противоположное - к расширению круга субъектов априори презираемых (на чем основана, к примеру, идеологема "недочеловека"). Уважение можно свести к нашему внутреннему признанию того, что некто имеет над нами какую-то власть, пусть даже самую маленькую. Это, кстати, совсем не предполагает жесткой иерархической зависимости. Ребенок, укравший конфетку из буфета, нарушает родительский запрет и виноват перед мамой с папой. Но мама, не сделавшая вовремя ребенку прививку, или отец, не способный содержать маленьких детей, тоже чувствуют свою вину перед ними etc.

Разумеется, чем больше мы уважаем того, перед кем мы виноваты, тем больше вина. Предельные степени уважения - преклонение, поклонение - делают любую, даже самую мелкую оплошность огромной, и наоборот. Одни и те же слова, сказанные прохожему на улице, начальнику на работе, любимой матери и Богу, имеют совсем разный вес.


Вернуться4
Или, шире: заставить другого искупить вину. Месть в чистом виде - это, скорее, насильственное взимание пени, которую другой не хочет платить.


Вернуться5
Умение забывать, откладывать оценку происшедшего, знаменитое "я подумаю об этом завтра" - это ценные умения, без которых практически невозможно жить.

Это, кстати, касается не только отдельных людей, но и коллективностей разного рода, сама принадлежность к которым может быть источником чувства стыда, вины, обиды и т.п. (Одна из немногих хороших книг, написанных на эту тему - ницшевский трактат "О пользе и вреде истории для жизни").


Вернуться6
Что разворачивает классические кафкианские сюжеты. В этом смысле известная интеллигентская шуточка о России - "мы рождены, чтоб Кафку сделать былью" - имеет некий дополнительный смысл: интеллигенты вполне могут сказать это о самих себе - причем отнюдь не как о жертвах кафкианских техник, а напротив, как об их реализаторах и проектировщиках.


Вернуться7
Попали, разумеется, не в первый раз: травля России и русских людей носит перманентный характер - см. историю европейской русофобии, насчитывающую многие столетия. Другое дело, что не всегда этим занимались столь явно и недвусмысленно, как сейчас: Россия иногда бывала зачем-то нужна или просто "могла ответить".


Вернуться8
Русские являются единственным народом, на который не распространяются нормы западной политкорректности. В частности, о них можно говорить и писать почти все что угодно. То же относится и к невербальным средствам коммуникации. Как хорошо заметил один режиссер, во времена "холодной войны" Голливуд изображал русских как чудовищ, а сейчас - как дегенеративных ублюдков, омерзительных даже внешне.


Вернуться9
Впрочем, здесь не надо обманываться. Многие народы, которых русские ошибочно принимают за "нейтрально настроенных", на самом деле считают русских последним дерьмом, не скрывают этого, но просто не считают нужным это обсуждать - разумеется, не из-за страха перед Россией (ее никто не боится), а по причине самоочевидности темы ("а как же еще?").

Это проявляется в самых неожиданных вещах, "где и не подумаешь". Вот мелкий пример. В современном разговорном финском (заметим, что многие русские не считают финнов русофобами и относятся к ним с симпатией) появился особый глагол "ryssia:" (производный от презрительного russa:, "русский", в отличие от нейтрального vena:la:inen). Глагол этот значит нечто вроде "обосраться", "облажаться", "испортить дело", "показать себя лузером и неудачником". Аналогичные явления имеются и в других языках. Все они - относительно недавнего происхождения: как уже было сказано, легальная травля русских началась в девяностых (хотя само отношение возникло куда раньше).


Вернуться10
Здесь можно было бы добавить "вынуждены считать", но это не имеет отношения к делу: элитой являются те, кто исполняет соответствующие роли, и никак иначе. Из этого, разумеется, вовсе не следует, что замена "элитного корпуса" невозможна - но пока он на своем месте, его и следует воспринимать как элиту.


Вернуться11
Заметим, только русского: все остальные народы РФ, включая самые неблагополучные, плодятся и размножаются - иногда в поражающих воображение масштабах.