Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / Несвоевременные размышления < Вы здесь
Амбициозная корпорация - AD LIB.
Часть 1.

Дата публикации:  20 Августа 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ХХ столетии экономический ландшафт планеты драматичным образом преобразился. В результате стремительной экспансии производительных сил - на волнах инноватики, научно-технической революции - заметно изменилось соотношение между производством и маркетингом, ибо основной головной болью экономики, в конце концов, оказалось не производство, а платежеспособный спрос.

При этом процесс ценообразования постепенно уходил от жесткой связи с себестоимостью продукта, ориентируясь, скорее, на возможности и желание потребителя. Что в свою очередь потребовало введения агрессивных форм подачи продукта, долгосрочной ценовой политики, слияния потребительских свойств с меняющейся модой (увеличивая оборот и одновременно легализуя дискриминационные цены) - формируя, таким образом, широкий спектр искусственных/престижных потребностей, взращивая и питая безбрежную телесность "общества потребления".

Особенностью прошлого века было также развитие диверсифицированных деструктивных технологий и, прежде всего, в этом ряду - феномена высокотехнологичных войн...

Кроме того, к концу столетия - при явном росте внимания к нововведениям, информационным и интеллектуальным технологиям - стало обнаруживаться парадоксальное на первый взгляд торможение научно-технического прогресса, особенно заметное в сфере радикальных изобретений и открытий. А также очевидное доминирование оптимизационной и социогуманитарной инноватики. Последствия этого неоднозначного процесса проявились со временем в дефицитности объемных сфер приложения капитала.

Подобное комплексное и динамичное изменение социоэкономической среды предопределило усилия корпораций по преадаптации - поиску перспективных ниш деятельности, оригинальных предметных полей, что позволяло (на какое-то время) запускать квазимонопольный характер ценообразования.

И, одновременно, - очерчивало в сознании потребителей определенный сегмент реальности, устойчиво связывая его с тем или иным брендом.

Глобальная трансформация

Приблизительно на рубеже семидесятых годов ХХ века человечество ощутило резкое учащение пульса перемен и попыталось найти для проклюнувшейся реальности соответствующий ярлык: постиндустриальное или информационное общество, конец истории, новое варварство, столкновение цивилизаций, глобализация...

В калейдоскопе Нового мира, наряду с привычными структурами повседневности, проступает феноменология, связанная с заметно иным жизненным целеполаганием, с гораздо более высоким уровнем информационно-коммуникационных возможностей, с системной модификацией социальной и экономической среды обитания.

Все это, конечно же, влияло на организацию корпоративной деятельности, на ее актуальные формы и механизмы управления.

Стремительно развивались стратегии гибкого, полисемантичного контроля/управления рынком. И параллельно росло значение капитализации как своего рода экономистичного "момента истины" - интегрального показателя положения дел, значимого в данное время и в данном месте (just in time price).

Капитализация - складывающийся метаязык универсального рынка, приспосабливаемый для дешифровки и чтения любых антропологических текстов. Она, конечно же, оставалась связанной с текущей прибыльностью, рентабельностью предприятий. И в определенной степени с их физическими активами, основными фондами, бухгалтерской стоимостью и текущей финансовой отчетностью (стоимостью по прибыли).

Однако в новых условиях все более заметную роль стали играть нематериальные и темпоральные активы, дисконтная геометрия чистых денежных потоков (free cash flow to equity), доступ к "длинным деньгам", комплексный расчет рисков, информация/знание per se и ad hoc, совокупные качества персонала, корпоративная аура, позиционирование на рынке, желательно, на глобальном. И в обществе в целом.

К восьмидесятым годам наметившееся расхождение между рыночной капитализацией и стоимостью физических активов предприятий становится очевидным, причем, как в постиндустриальной сфере, так и в традиционных областях хозяйства. Правда, отклоняясь при этом в разные стороны. Что выразилось, в частности, в таком показателе, как "коэффициент Тобина" (отношение рыночной стоимости к цене замещения реальных активов).

В девяностые годы разрыв стремительно увеличивается. В некоторых случаях он становится даже не кратным, а порядковым. Многие представления о структуре и характере экономического космоса изменились за это десятилетие, что, в конце концов, и было зафиксировано в определении "новая экономика".

Пристальный интерес вызывает, фактически, любой - в том числе и самый экзотичный - источник существенного роста совокупной рыночной стоимости, который удается опознать (формализовать).

Заметно выросло значение нематериальных/"невидимых" факторов/активов:

человеческого капитала - и, прежде всего, суммы контрактов ведущих сотрудников корпорации;

интеллектуальной собственности - и, прежде всего, центрального бренда корпорации;

качества цифровых массивов - и, прежде всего, уникальной/эксклюзивной информации;

суммы компетенций - и, прежде всего, умения управлять невидимыми ресурсами;

корпоративной культуры в целом.

Возросла также роль стратегических перспектив, - то есть все чаще учитывалось не столько текущее, сколько ожидаемое состояние дел, степень влиятельности и включенность в значимые коалиции (не обязательно чисто экономические), признание и авторитет, лидерство на рынке, творческий подход, способность кардинально пересмотреть ситуацию, устойчивость по отношению к текущим и будущим рискам.

Подобное, быть может, не вполне явное в своем принципиальном различии изменение иерархии ценностей, можно образно сравнить с соотношением мутационного фактора и механизма естественного отбора в процессе эволюции. Первый создает качественные прорывы, второй - обеспечивает планомерное освоение открывающихся ниш.

Так в преображенной хозяйственной среде начал распространятся особый тип гибкой, полисемантичной культуры, тесно связанный с постиндустриальным укладом и сетевой культурой в целом.

Новые, амбициозные корпорации в центр своей активности ставят некую нематериальную цель (модель), серьезно понятую миссию, идею специфического типа развития. Если угодно - собственное, оригинальное прочтение топологии реальности и горизонтов бытия. По заданной шкале меряются затем прочие виды корпоративной деятельности, концентрируясь вокруг смыслового центра, выстраивая сопрягающиеся с ним конфигурации, цепочки, ассоциации, группы...

Решение же ряда частных рабочих схем - а порой и производства в целом - передается сопредельному организационному рою на условиях аутсорсинга.

В идеале действия подобного макрокорпоративного агломерата нацелены на оптимальное сочетание интенсивной поисковой активности с системностью экстенсивных, пакетных действий в избранном направлении.

Амбициозная корпорация склонна применять особые, "матричные" технологии, организующие, топологизирующие среду, создающие желательные для стратегических целей коллизии и ситуации.

Ориентация корпорации на максимально гибкие организационные схемы хорошо защищает ее даже в случае весьма серьезных потрясений. Она вполне способна пожертвовать частью ради сохранения целого (идеального замысла), тем более что пути достижения цели в крупных корпорациях формируются по сценарному принципу, заранее предполагая - и планируя - определенные потери, что, отчасти, напоминает ситуацию целенаправленной жертвы в шахматной игре.

Подобный тип организационной культуры позволяет оперативно осуществлять системные действия в широком диапазоне и в реальном времени, синхронно решая комплексные задачи, выстраивая полифоничные системно-модульные схемы.

Все это или, по крайней мере, многое делалось, конечно, и раньше, однако масштаб, оперативность действий были совершенно иными.

Глобальный, кумулятивный эффект достигается за счет освоения современных управленческих, программных, технических и технологических инструментов. Иначе говоря, полномасштабная реализация подобного феномена (и характерных для него организационных схем) оказались возможны лишь на основе постиндустриального уклада.

Однако, пожалуй, главный отличительный признак амбициозной корпорации - целенаправленное расширение пределов собственной компетенции, синтетический подход к человеческой деятельности, совмещение экономических, политических, культурных и идеологических задач "в одном флаконе", что позволяет решать каждую из них в отдельности гораздо эффективнее за счет достигаемого синергетического эффекта.

В сущности, речь идет уже не о хозяйственной активности, а о становлении новой системы управления. Порой о решениях, касающихся стратегий развития человечества, а также о властных импульсах, формирующих сам контекст принятия подобных решений.

Амбициозная корпорация в своих различных модификациях это скорее социо-гуманитарное, нежели экономическое образование, причудливо объединяющее вектора разных направлений человеческой деятельности. А также представителей элиты, все чаще действующих вне привычных структур власти и во вполне транснациональном контексте.

Здесь, кстати, само понятие "корпорация" приобретает прежний, основательно подзабытый смысловой оттенок.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Юрий Солозобов, Политика в стиле "Техно" /31.07/
Если Государство политического выбора заменяется чем-то иным - механизмом, организующим принятие решений на основе так называемых "научных утверждений" или путем прямых манипуляций массовым сознанием, то в нем не остается места для политики. Она заменяется даже не позитивистской наукой, а политической технологией.
Александр Иванов, Переосмысляя "левизну" /23.07/
- вместе со Славоем Жижеком. Жижек предлагает левому интеллектуалу обратить внимание на те элементы реальности, которые автоматически в структуре левого сознания отдавались правым. Например, на национальную идентичность.
Сергей Куриц, Гражданское общество против пороков управления /03.06/
Весь ХХ век в мире свирепствовал террор, но только после 11 сентября 2001 года терроризм был признан мировой опасностью. Наука, призванная предвидеть развитие событий или, по крайней мере, своевременно объяснять суть происходящего, вновь оказалась бессильной. Прав российский исследователь В.Никитаев, который пишет: "Фиаско социальных наук налицо. Причем, что самое неприятное, фиаско, судя по всему, не случайное, не то, которое можно преодолеть "дальнейшим развитием", но фундаментальное, требующее пересмотра основ социальных наук".
Владислав Савин, Нелинейное естественнонаучное мышление и экологическое сознание /08.05/
Лекция о типах мышления и об их влиянии на поведение. Нелинейный интеллектуальный фундаментализм vs. англосаксонская ограниченность.
Андрей Елагин, Властные отношения /07.05/
Политалфавит. В. Во власти нет ничего человеческого. Однако это не означает, будто власть попросту антигуманна. Это означает лишь, что само "человеческое" является не чем иным, как уловкой власти, с помощью которой она пытается стать незримой или хотя бы незаметной.
Александр Неклесса
Александр
НЕКЛЕССА
Зам. директора Института экономических стратегий

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Несвоевременные размышления' на Subscribe.ru