СТЕПАШИН Сергей Вадимович

Первый заместитель Председателя Правительства РФ - Министр внутренних дел РФ бывший Министр юстиции Российской Федерации, бывший директор Федеральной службы безопасности РФ

Родился 2 марта 1952 в г.Порт-Артуре (Китай), русский. Отец - морской офицер, мать - врач-психиатр.

В 1973 - окончил Высшее Политическое училище (ВПУ) МВД СССР в Ленинграде; в 1981 - Военно-политическую академию (ВПА) им.В.И.Ленина; В 1983-86 учился в аспирантуре ВПА им.В.И.Ленина. Кандидат исторических наук (1986, диссертация по теме "Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны"), доктор юридических наук (1994, диссертация по теме "Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ").

Был членом КПСС до 19 августа 1991 года.

После окончания Ленинградского ВПУ служил в спецвойсках МВД СССР.

С 1980 по 1992 преподавал в Ленинградском (Петербургском) ВПУ МВД.

Принимал участие в действиях войск МВД в г.Фергане в 1989 году, где, по собственному выражению, "участвовал в обеспечении порядка".

Входил в авторский коллектив изданного в 1989 году Политуправлением ГУВД Леноблгорисполкомов под грифом "Для служебного пользования" практического пособия "Формы и методы работы органов внутренних дел с самодеятельными организациями".

В ноябре 1989 года на митинге коммунистов Ленинграда высказался против разжигания межнациональных конфликтов. Накануне демократических митингов 25 февраля 1989 года выступил по Ленинградскому телевидению и призвал не принимать в них участия.

В декабре 1989 коллективом училища был выдвинут кандидатом в народные депутаты РСФСР. В избирательной борьбе опирался на поддержку коллектива училища и противостоял начальнику Управления КГБ Ленинградской области А.Куркову, которого поддерживали партийно-государственные органы. (другая, видимо более точная версия: Андрею Басову - "Политика РЖ")

В марте 1990 был избран народным депутатом РСФСР по 112 Красносельскому территориальному избирательному округу Ленинграда. На I съезде в июне 1990 года был избран в Верховный Совет РСФСР и возглавил подкомитет Комитета Верховного Совета по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защите военнослужащих и членов их семей.

С февраля 1991 до сентября 1993 года был председателем Комитета Верховного Совета РСФСР (затем - Российской Федерации) по обороне и безопасности.

На II съезде народных депутатов в декабре 1990 года вместе с Дмитрием Волкогоновым и Сергеем Шахраем стал одним из организаторов фракции "Левый центр" (с декабря 1992 года - "Левый центр - Сотрудничество"), которая на тот момент объединила около 1/8 всего депутатского состава. Был сопредседателем и координатором фракции.

Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года работал в "Белом Доме", принимая участие в сопротивлении перевороту. Позже рассказывал, что в это время у него была растянута связка, и он вышел к "Белому Дому" на костылях. Сразу после провала попытки переворота возглавил Государственную комиссию по расследованию деятельности КГБ, созданную по приказу Михаила Горбачева ("комиссия Степашина"). Итогом работы этой комиссии стал отчет в нескольких томах, который для широкой общественности остается тайной. Степашин заявил все же, что руководству КГБ принадлежит одна из ключевых ролей в подготовке и проведении августовских событий. Он сказал также, что подготовка велась, по крайней мере, с осени 1990 года. Комиссия воздержалась от публикации материалов, как говорил Степашин, по просьбе Генерального прокурора Валентина Степанкова.

12 декабря 1991 голосовал в Верховном Совете, как и вся фракция "Левый центр", за ратификацию Беловежских соглашений и за денонсацию Россией Союзного договора 1922 года.

В декабре 1991 года был назначен начальником управления Министерства безопасности и внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (в начале января 1992 года МБВД переименовано в Агентство федеральной безопасности, 24 января 1992 года - в Министерство безопасности России). Одновременно являлся заместителем тогдашнего министра безопасности Виктора Баранникова. В период работы Степашина в ленинградских органах безопасности было раскрыто несколько дел, связанных с крупными экономическими преступлениями.

В январе 1992 года Степашин выразил сомнение в эффективности проводившегося Вадимом Бакатиным сокращения штата КГБ, поскольку средний возраст начальников отделов по-прежнему остался 57-58 лет.

В апреле 1992 года подал в отставку с поста председателя комитета Верховного Совета, оставшись заместителем министра безопасности. Принимал активное участие в создании российских органов безопасности и переводе территориальных структур КГБ из союзного в российское подчинение.

Верховный Совет отставку Степашина не принял и обратился к Президенту Ельцину с просьбой оставить его на парламентской работе. В сентябре 1992 года Степашин, уйдя из Министерства безопасности, вернулся на постоянную работу в Верховный Совет. Тогда же он был назначен руководителем группы депутатов Верховного Совета России, которая побывала в Северо-Западной группе войск, дислоцированной в Прибалтике. В вопросе об экономических последствиях вывода российских войск из Латвии и других регионов так называемого "ближнего зарубежья" высказался за строгий учет российских имущественных и политических интересов.

Законотворческая деятельность возглавляемого Степашиным Комитета представляла собою заполнение правового вакуума в сфере безопасности ведомственным нормотворчеством. По мнению некоторых экспертов, подготовленные Комитетом и принятые парламентом России законы "О безопасности" и "О федеральных органах государственной безопасности" не обеспечивают реализации прав человека и могут применяться как орудие подавления демократии.

В феврале 1992 года по поводу многочисленных нарушений прав человека, совершенных советскими органами безопасности за всю их историю, Степашин заявил, что нельзя выплескивать всю грязь, в которой мы жили семьдесят лет, ее необходимо дозировать, потому что неизвестно "на чью мельницу она польется".

В июне 1992 года говорил о недопустимости втягивания спецслужб России в политические игры. Тогда же поставил свою подпись под обращением 72 депутатов к Президенту Ельцину о пресечении массовых провокационных акций у телестудии "Останкино", организованных лидером "Трудовой России" Виктором Анпиловым (так называемой "Осады империи лжи").

В декабре 1992 года на VII cъезде народных депутатов представил проект постановления о положении в Вооруженных Силах и о военной политике правительства России. В своем выступлении заявил, что Вооруженные Силы существуют по своим законам, и принцип единоначалия в них должнен быть нерушим.

Весной 1993 года был одним из 8 членов Верховного Совета, заявивших о своем осуждении Руслана Хасбулатова за неучет им итогов референдума, свидетельствовавших о поддержке избирателями Президента Ельцина.

После роспуска парламента Президентом Ельциным прибыл на сессию Верховного Совета. 22 сентября подал в отставку с поста председателя парламентского Комитета, и отставка была принята. 24 сентября Указом Ельцина назначен первым заместителем министра безопасности. В связи с этим назначением, 27 сентября решением Съезда народных депутатов лишен депутатских полномочий.

В ноябре 1993 г. выдвигался в Санкт-Петербурге кандидатом в депутаты Государственной Думы по Западному округу N206, но снял свою кандидатуру.

После ликвидации МГБ и создания в декабре 1993 г. (ФСК) остался заместителем Николая Голушко. Через три месяца, 3 марта 1994 г., занял его место, после того как Голушко отказался воспрепятствовать выходу из Лефортово амнистированных лидеров октябрьского мятежа.

30 ноября 1994 - указом президента РФ включен в Группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне.

В декабре 1994 - январе 1995 г. из штаба в Моздоке непосредственно руководил деятельностью контрразведки в Чечне.

30 июня 1995 был уволен в связи с событиями в Буденновске (захват заложников чеченскими террористами Шамиля Басаева).

10 ноябре 1995 назначен в аппарат Правительства руководителем административного департамента. Курировал силовые структуры.

С 1996 - ответственный секретарь Госкомиссии по урегулированию кризиса в Чечне.

25 июля 1996 года Указом Президента РФ назначен членом Совета обороны РФ.

С 21 января 1997 г. - член рабочей группы по устранению разногласий, возникших в ходе разработки основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

22 февраля 1997 г. вошел в состав Федеральной комиссии при Правительстве РФ по обеспечению контроля за управлением и приватизацией объектов, предприятий и организаций оборонного комплекса.

С марта 1997 года - член федеральной комиссии по проблемам Чечни.

2 июля 1997 Указом Президента РФ был назначен министром юстиции РФ.

21 июля 1997 был назначен членом Совета Безопасности РФ.

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 был введен в состав Государственной комиссии по защите прав инвесотров на финансовом и фондовом рынках России.

1 августа 1997 включен в состав Научного Совета Сб РФ.

28 октября 1997 г. назначен координатором Комиссии при Президенте РФ по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации.

С октября 1997 года по июль 1998 года - председатель Комиссии при Президенте по противодействию политическому экстремизму.

6 марта 1998 г. вошел в состав Правительственной комиссии по реализации Концепции государственной национальной политики.

30 марта 1998 года Указом Президента РФ был назначен вр.и.о. министра внутренних дел РФ.

28 апреля 1998 года был назначен министром внутренних дел в реоганизованном Правительстве РФ.

С мая 1998 г. - член Государственной комиссии по военному строительству.

15 мая 1998 г. возглавил Правительственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

25 мая 1998 года включен в состав Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации.

23 августа 1998 года Указом Президента РФ правительство Сергея Кириенко было отправлено в отставку. До назначения нового Правительства Степашин являлся и.о. Министра.

11 сентября 1998 года Указом Президента РФ вновь назначен Министром внутренних дел РФ. Включен в состав Президиума Правительства РФ.

С ноября 1998 года - член Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ.

18 ноября 1998 Указом Президента РФ включен в новый состав членов Совета Безопасности РФ.

В начале декабря 1998 г. возглавил попечительский совет Международного фонда защиты от дискриминации.

27 апреля 1999 Указом Президента РФ назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ, сохранив должность министра внутренних дел.

Доцент, генерал-лейтенант.

По утверждению Юрия Болдырева, Сергей Степашин и руководитель Контрольного управления Администрации Президента Алексей Ильюшенко (ставший руководителем КУ после Болдырева) закрыли в 1993-94 дело о коррупции в Западной группе войск в Германии.

Свои взгляды С.Степашин оценивает как умеренно-либеральные.

В одном из интервью в декабре 1992 года заявил, что вхождение России в НАТО не будет для специалистов неожиданностью. Уже сейчас идет обмен военными делегациями и совместное обучение офицеров. Считает, что Россия должна оказать помощь в формировании национальных армий в Средней Азии, Казахстане и других бывших советских республиках, ибо, в противном случае, они будут ориентироваться на другие соседние страны и, в конце концов, займут антироссийскую позицию.

В вопросе о г.Севастополе, как военно-морской базе России, выступает за его долгосрочную бесплатную аренду (при финансировании Россией и Черноморского флота, и самого Севастополя).

Полагает, что исторические и геополитические связи между Россией и Украиной приведут к тому, что "в недалекой перспективе Россия и Украина все равно будут вместе".

Будущую российскую армию видит как стратегическую силу ядерного сдарживания, в основе которой лежит высокоточная электронная и техническая система в сочетании с мобильными сухопутными войсками. Численность будущей армии, по мнению Степашина, будет составлять 1 % от всего населения.

Опыт, накопленный специалистами с Лубянки, считает очень ценным. Предложения по роспуску КГБ и созданию новых органов безопасности назвал "безответственными", поскольку, по его мнению, каждому демократическому государству необходимы надежные органы безопасности, работающие в цивилизованном режиме. Является сторонником интеллектуализации КГБ. Считает, что даже в годы так называемого "застоя" КГБ в СССР не было окончательно коррумпировано, так как существовал достаточно строгий отбор сотрудников.

Государственный советник юстиции РФ (6 октября 1997)

Владеет английским языком.

Увлечения - книги, занятие спортом, театр (хорошо знаком с известным актером Олегом Басилашвили).

Женат. Жена - банковский работник, сын Владимир (1976 г.р.).

Декларация имущества (1997): Недвижимость - 492068,7 тыс. рублей (тех ещё);
Объекты недвижимости: зем. участок (1441 кв.м),
Недвижимость в пользовании: госдача (110 кв. м);
Декларированный годовой доход: 85282,5 тыс. рублей

27 ноября 1998 г. на заседании СМ РФ Степашин заявил "Мы сделали попытку разрушить экономическую базу организованной преступности. И она, оказывая давление на общество, пытается препятствовать этому, создавая условия для своего выживания и дальнейшего развития. Правоохранительная система принимает этот вызов". (Цит. по НГ.1998. 1 декабря. С.1). Это заявление было расценено СМИ как выступление силовых ведомств в качестве самостоятельной политической силы.

информационно-исследовательский центр "Панорама"

Кандидат в мастера спорта по бегу. "По общеустоявшемуся определению крайне осторожен, хитер, никогда не вступает в открытый бой, предпочитая оставаться в тени" ( "Московский комсомолец" , 21 сентября 1996 г.).

По информации газеты "Комсомольская правда" (3 июля 1997 г.) Сергей Степашин, также как и его предшественник на посту министра юстиции Валентин Ковалев , "любит попариться", но "баню посещают закрытую, в одной из ракетных частей Московского гарнизона".

Постоянные контакты, отношения, связи: Гос. аппарат - В 1997 г. занять пост министра юстиции Степашину предложил председатель правительства РФ Виктор Черномырдин . Личные - Давно дружит с министром обороны Игорем Сергеевым . Вместе ходят в баню.

От читателя "Политики РЖ":

Полагаю, что Вас интересует в первую очередь объективная сторона карьеры начавшейся 10 лет назад и поэтому постараюсь придерживаться фактов, которые можно подтвердить архивными материалами. Собственную оценку наблюдаемых событий я приведу в конце.

Итак, жил-был ничем неприметный преподаватель истории КПСС в чине полковника. Его бесценный вклад в мировую историческую науку заключался в диссертации, если мне не изменяет память, на тему "Роль ленинградского обкома в обороне Ленинграда" или что-то в этом роде. И задумал он на волне окружающего демократического подъема, энтузиазма масс въехать на белом коне в большую политику. Такова присказка. Дальше пошла настоящая сказка.

Генерал, начальник училища МВД и непосредственный начальник Степашина вдруг снимает свою кандидатуру с выдвижения в ВС РСФСР, в пользу более молодого претендента, а Степашин получает в распоряжение типографию училища, агитмашину и несколько сот курсантов для проведения предвыборной кампанииБасова например, было всего 8 помощников), и отказывается от средств выделяемых на эти цели окружной избирательной комиссией.

Председатель окружной избирательной комиссии тоже выдвинута кандидатом в депутаты, но в городской совет и печатает свои предвыборные материалы в типографии училища МВД.

Расклад в лидирующей группе был следующий. Впереди Степашин. За ним с небольшим отрывом Басов (где-то примерно с разницей в 5 %). За Басовым шел Курков, с разницей между ними где-то процентов 10. Вы, наверное, уже поняли, что я и тот Басов - это одно и то же лицо.

В процессе кампании Степашин предпочитает с проблемами обращаться не к окружной избирательной комиссии, а к Центральной, в Москве. Что послужило причиной небольшой разборки в "семейной" среде кандидатов и окружной комиссии.

В те времена, когда КПСС еще была в полной силе, у обкома партии был свой ежедневный час на ленинградском телевидении. Этот час в процессе избирательной кампании неоднократно предоставлялся обкомом Степашину под соусом профессионального освещения кавказских проблем.

При подсчете голосов первого тура голосования, на участке училища МВД вскрылись подлоги. Был большой шум, но окружная комиссия спустила все на тормозах. При контролируемом подсчете голосов второго тура, даже на этом участке расклад голосов оказался далеко не единодушным в пользу выдвинутого здесь же кандидата, как этого можно было бы ожидать и как это хотели представить при первом голосовании.

Но самым сказочным событием избирательной кампании было, конечно, то, что Степашин вообще не мог быть кандидатом в депутаты от округа, где его зарегистрировали как такового. При проверке границ округа, утвержденных Центральной избирательной комиссией, выяснилось, что училище МВД, выдвинувшее Степашина, находится совсем в другом округе и его регистрация в данном округе недействительна, незаконна. Вроде бы вопрос ясный - Степашин должен быть снят с дистанции, но… Последовал бурный обмен информацией с Центральной избирательной комиссией. В результате, ЦИК прямо в ходе выборов перекроила границы, и училище оказалось в нужном месте. Бесподобный ход!

Вот таково краткое содержание старта весьма примечательной политической карьеры. Сказка же продолжалась уже в том виде, который Вам известен.

Субъективное мнение. Если учесть, что продвижение Степашина (как в прошлом, так и сейчас) не является результатом каких-либо исключительных личных талантов (общественно значимые полезные достижения попросту отсутствовали и отсутствуют), то налицо типичная карьера подставной фигуры

.

Если учесть характер выборной поддержки Степашина и время, когда это происходило, то нетрудно догадаться и о характере сил стоявших за ним. И это силы отнюдь не демократического свойства.

Если учесть гладкость и неуклонность восхождения Степашина после выборов, то понятно, что за ним стоят, не афишируя себя, все те же силы.

Если учесть, что такие силы никогда не действуют бескорыстно, то нетрудно догадаться, что должно придти время (а может как раз уже и пришло) когда за карьеру нужно будет рассчитаться вполне определенными и заранее оговоренными действиями.

Если учесть, что фигура сама по себе как личность бесцветная, по разыгранным ходам (пройденным должностям) почти незапятнанная, огражденная от крупных скандалов перемещением с места на место, когда скандал просто не успевает созреть, мнимо безобидная, по голосованию в Думе подходящая всем, то это характеризует Степашина как фигуру крайне опасную по обеим возможным причинам:
а) опасна как управляемая марионетка, за которой неизвестно кто стоит и чего от этого кого-то ждать;
б) опасна как темная личность проведшая всех за нос и неразборчивая в средствах.

Если учесть полнейшую экономическую инфантильность Степашина, не выходящую за рамки примитивной демагогии, то нетрудно догадаться, что в должности премьера перед ним не ставится задачи обеспечения подъема страны и сколько-нибудь, устойчивого, оправданного и результативного нахождения в должности.

Если учесть все предыдущие "если", то становится понятно, что готовится какая-то крупная политико-экономическая афера. Ну, а кто в ней будет пострадавшей стороной - известно заранее. Дело привычное, накатанное.

Кстати, бывшие питерские коллеги Степашина из органов МВД, которых бог сподобил встретиться с ним во время его визитов в Петербург, отмечают расцветшую заносчивость, чванство "гения политики и карьеры", что, согласитесь, совсем не соответствует образу, надетому на него сейчас. Вообщем, личность довольно одиозная и легко уязвимая для критики.

Андрей Басов



www.russ.ru www.russ.ru