Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / Вокруг власти < Вы здесь
Провинции: покупка лояльности
Дата публикации:  4 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В республике Адыгея доля славянского населения составляет более 70%, адыгского - 22%. При этом места в Хасэ (парламенте) республики в законодательном порядке поделено между русскими и адыгами пополам. В Народное собрание Дагестана выборы проходят по национальным (депутатом от округа может стать только представитель определенной национальности), профессиональным (депутатом может стать только человек с высшим образованием) и даже женским округам! В Карачаево-Черкесии русские, составляющие относительное большинство населения (более 40%), де-факто отстранены от участия в дележе власти между карачаевцами (немногим более 30% населения) и черкесами (около 10%). В Татарстане главы местной власти (районов и городов) не избираются, а назначаются президентом. После назначения эти главы триумфально избираются в депутаты Госсовета республики, получая, как правило, не менее 99% голосов. Если президент снимает главу района или мэра города с должности, последний послушно сдает депутатский мандат (хотя формально совершенно не обязан этого делать) - и депутатом Госсовета столь же триумфально избирают следующего главу или мэра.

Вполне очевидно, что все это - примеры вопиющего нарушения Конституции РФ. Список этих примеров, разумеется, гораздо шире, причем столь же вопиющие нарушения допускают не только главы республик в составе РФ, но и губернаторы русских краев и областей.

Крах СССР создал совершенно реальную угрозу дальнейшего развала и тех новых государств, в состав которых входили национальные образования, да и просто сильные и самодостаточные в экономическом плане регионы. Разумеется, в наибольшей степени такая опасность угрожала России. Перед российским руководством в начале 90-х стоял выбор: "купить" лояльность региональных лидеров, предоставив им максимальную свободу действий в своих вотчинах, или пытаться добиться от этих лидеров единообразного выполнения российских законов в соответствие с провозглашенными властью лозунгами строительства правового демократического государства.

Б.Н.Ельцин выбрал первый вариант, сформулировав его кратко и емко: "Берите суверенитета, сколько хотите". Впоследствии Борис Николаевич был многократно проклинаем за эту фразу, причем проклятия раздаются и по сей день. Однако, надо отметить, что на самом деле никакого выбора у Ельцина не было. Точнее, он был, но несколько иной: покупка лояльности - или немедленный развал страны (по примеру Югославии, Грузии, Молдавии, Азербайджана, Таджикистана). У президента в начале 90-х не было никаких ресурсов для принуждения региональных лидеров даже в краях и областях, не говоря уже о республиках, к исполнению федерального законодательства, так как силовые структуры СССР были разрушены, экономические связи разорваны, да и законодательства никакого, по сути, не было, поскольку советское к новым условиям не подходило.

После того, как региональные лидеры получили высокую степень самостоятельности, выход из состава России становился для них экономически и политически невыгодным. Постепенное становление новых экономических отношений, создание новых силовых структур при наличии общего языка, культуры и просто многовековых традиций совместной жизни перевели к концу 90-х угрозу распада страны из открытой в латентную форму. Очень показательно, что первая чеченская война не взорвала Кавказ, а в ходе второй северокавказские республике продемонстрировали полную лояльность Москве, причем не только на государственном, но и на бытовом уровне. Лидеры националистических партий Татарстана (например, "Иттифака"), которые 10 лет назад называли Россию исключительно "соседним государством", с весны 1999 года начали вместе с руководителями республиканских отделений федеральных партий и движений (от КПРФ до ДВР) ставить свои подписи под "челобитными" Ельцину. В них содержались призывы заставить Шаймиева... соблюдать Конституцию и законы РФ!

Президент Путин, казалось бы, выбрал второй вариант - приведение всех к полному законопослушанию. Большая часть предпринятых им реальных действий за полтора года президентства относится именно к области федеративного и государственного строительства (создание федеральных округов, реформа Совета Федерации, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным). Сам Президент и другие представители власти регулярно провозглашают тезис о том, что теперь угроза распада страны окончательно устранена. Между тем, представляется, что на самом деле ситуация в лучшем случае никак не изменилась, а, возможно, даже ухудшилась.

Противоречия регионального законодательства с федеральным полностью устранены лишь в слабых, дотационных регионах, об отделении которых никогда и не было речи. Сильные регионы устранили лишь те противоречия, которые никак не мешают их лидерам сохранять свою абсолютную власть. Все примеры нарушений Конституции, приведенные в начале статьи, остаются в силе (в Адыгее сегрегация еще раз дополнительно подтверждена в ходе новых парламентских выборов в марте 2001 года). Федеральные округа пока представляют собой гигантскую дополнительную бюрократическую структуру, а в перспективе - являются прообразом вполне самодостаточных государственных образований, гораздо более дееспособных, чем любой из 89-ти субъектов Федерации.

Основным и, пожалуй, единственным реальным ресурсом нынешнего Президента остается его очень высокий личный рейтинг. Именно он сейчас обеспечивает лояльность силовых структур и региональных лидеров. Никаких других ресурсов, дающих возможность добиваться исполнения законов, Путин по-прежнему не имеет. Не имеет он и той личностной мощи, которая была у Ельцина. Падение рейтинга приведет к откату даже не к концу, а к середине девяностых годов, так как, почувствовав слабость Президента, региональные лидеры начнут не только восстанавливать утраченные позиции, но и целенаправленно мстить за нынешние уступки и нынешний испуг.

Предоставление губернаторам и президентам 69-ти регионов права избираться на третий и даже четвертый срок означает, что Путин возвращается к принципу покупки лояльности. Следовательно, он уже осознал крайнюю ограниченность своего административного ресурса. Подобная непоследовательность при отсутствии реальных успехов в экономике может привести к тому, что следующий Президент России будет стоять перед теми же проблемами, которые встали перед Ельциным в 1991 году.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Ефим Дикий, Дрязги губернаторские и губернские /04.06/
Третий срок: танцуют все! Эксклюзив "бросили на общак". Итоги приморских выборов: "взрослые" технологии в глубинке не действуют.
Иляна Маринеску, Центр vs губернаторы: динамическая ничья /31.05/
Третий срок для Шаймиева, рыба для Наздратенко и прочие компромиссы. "Основной вопрос" региональной политики.
Новые силы нас злобно гнетут /30.05/
Игра в "перетягивание Путина" может закончиться "кучмагейтом по-русски". Гуся с яблоками съели, на очереди - березовая каша.
Александр Храмчихин
Александр
ХРАМЧИХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Вокруг власти' на Subscribe.ru