Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Украина / Политика / the West & the Rest < Вы здесь
Встречу с Папой отменить нельзя
Дата публикации:  20 Июня 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каковы официальные и скрытые мотивы визита Понтифика на Украину? Зачем 83-летнему Иоанну Павлу II отправляться в столь дальнее и не слишком комфортное путешествие? Какие мысли посетили Папу, когда он принимал приглашение президента Украины? О чем думает президент в преддверии визита, чего опасается и к чему стремится?

По официальной версии, глава католической церкви хочет "ответить на искреннее желание украинских католиков - встретиться с ними и утвердить их в вере в Иисуса Христа, нашего единственного Господа", а также "выразить постоянное и уважительное внимание к православным братьям вместе с решительным намерением далее прокладывать путь диалога в правде и любви". Неофициально - речь идет о паломничестве папы на Восток, к далеким и вожделенным православным святыням Руси.

Надо сказать, что Папа не сразу уступил настойчивым просьбам украинских католиков и политиков, ожидая официального приглашения главы государства. Да и президент Украины, направивший такое приглашение в 1998 году, не мог игнорировать различные деликатные моменты, связанные с визитом понтифика. Возможно, он рассчитывал, что все как-то уляжется само собой, как до этого происходило в России: не секрет, что Горбачов и Ельцин приглашали Папу в Москву, но визит так и не состоялся - из-за резко отрицательной позиции РПЦ.

Нечто подобное могло произойти и на Украине, если бы не энергичные усилия вновь избранного кардинала Украинской греко-католической церкви 67-летнего Любомира Гузара. Он воспользовался сложностью политического момента и переломил ситуацию, выступив в коалиции с Тарасом Чорновилом, одним из экстремистски настроенных лидеров националистов. Как это могло случиться?

Последние годы были довольно трудными для президента Украины, которому необходимо было во что ни стало удержать в Верховной Раде коалиционное большинство. Для этого ему нужно было заручиться поддержкой 17% националистических сил в парламенте. А основной оплот националистов территориально и идеологически совпадает с местом распространения греко-католической религии на Украине - западными областями. Во-первых, это обусловлено их соседством с Польшей, во-вторых - их сравнительно недавним присоединением к СССР в 1940 году. Нельзя сказать, что на западе Украины греко-католики составляют абсолютное большинство верующих. Однако, среди политических активистов националистического фронта их более чем достаточно. И это не удивительно: ведь по церковным католическим каналам давно уже лились на Украину щедрые бесконтрольные пожертвования и инвестиции. Используемые, естественно, и в электоральных целях.

Греко-католическая церковь на Украине, запрещенная Сталиным, вышла из подпольно-катакомбного статуса в 1989 году. К 1994 году ею были захвачены до 90% православных храмов на Львовщине, что сопровождалось гонениями и едва ли не избиением православных христиан боевиками-националистами. Смычка национал-радикалов с УГКЦ - политическая реальность Украины, и именно этот фактор представляет визит Папы в совершенно неожиданном свете.

Итак, инициатором папского визита на Украину является УГКЦ. Ее нынешний кардинал Любомир Гузар явно имеет особый статус в Риме - не зря же кардинальский чин был номинирован ему Римом вначале тайно, "in pectore", и лишь затем - формально, после избрания синодом УГКЦ. В дальнейшем Гузар показал себя не только в качестве усердного приготовителя папского визита, но и выдающегося борца за церковное единство православных и создание единой Украинской православной поместной церкви без УПЦ МП, да еще и с подчинением Риму. Несомненно, это был бы реальный и радикальный шаг в сторону "европеизации" Украины. Но будет ли такой шаг поддержан политической элитой и, тем более, населением Украины, уважающим православные каноны? Ни в коем случае. Таким образом, Гузар говорит о какой-то другой, своей Украине, и это перекликается с идеями национал-радикалов о создании Западно-украинской республики путем территориально-этнического раскола Украины.

Смысл очевиден: не имея реальных шансов на достижение политической власти во всей Украине, националисты обладают несомненным преимуществом в западных регионах. Здесь их власть, подкрепленная политико-экономическим могуществом Католической церкви, была бы реализована полностью. Компактное западно-украинское государство могло бы быстро и эффективно интегрироваться в европейские институты, войти в НАТО, ЕЭС и другие европейские блоки, получить инвестиции, значительно большие, чем нынешнее украинское государство, действующее по-прежнему с оглядкой на Москву.

Конечно, западные политики осознают опасность подобного шага. Территориальный раскол Украины мог бы привести не только к резкому обострению политических отношений на востоке Европы, но также к присоединению восточной части Украины к России, то есть к полному исчезновению украинского независимого государства с политической карты Европы. Несомненно, Западу выгоднее иметь по соседству слабую Украину, чем сильную Россию. Поэтому планам национал-радикалов вряд ли суждено оправдаться. Недавнее назначение нового главы Львовской обладминистрации - ставленника Кучмы, не связанного с националистами-униатами, - является еще одним подтверждением того, что территориального раскола Украины в ближайшие годы не ожидается, а президентская власть в западных регионах достаточно сильна.

В чем же состоит явный и скрытый смысл папской миссии?

Папа Иоанн Павел II прибывает на Украину с миссионерским визитом. Римская католическая церковь прекрасно понимает, что на Украине существует многомилионный потенциал колеблющихся атеистов, которые в поисках духовности могут забрести в ворота любого храма. Несомненно, католическая церковь преследует и определенные политические интересы, связанные с европеизацией Украины как ворот на Восток. В принципе, католической церкви вовсе не повредил бы и территориальный раскол Украины с отделением западноукраинской униатской конфедерации - государства, где церковные интересы преобладали бы над светской политической жизнью. Опасения понтифика связаны скорее всего с обострением отношений с РПЦ. Однако, это его не слишком беспокоит, так как политические позиции РПЦ на Украине слабеют с каждым днем. Вместе с тем, понтифику придется встретиться лицом к лицу с главой неканонической, самопровозглашенной УПЦ КП - карманной религиозно-политической организации украинского государства, не имеющей отношения к "истинной" церкви. Отдавая церковные почести митрополиту УПЦ КП, Папа нарушит церковные каноны, что станет в дальнейшем несомненным козырем в руках канонического православия.

И все же католическую церковь не страшит подобный поворот событий. Не так давно кардиналом Ратцингером было объявлено, что "церковью может считаться только та церковь, которая является католической и которая признает примат Папы". Получается, что каноническая РПЦ и самопровозглашенная УПЦ КП с точки зрения глобальных политических интересов католической церкви равноценны. Рим не желает и не будет взаимодействовать с православием в решении задач формирования нового мирового порядка в Евразии.

Президент Украины, очевидно, испытывает некоторое облегчение после удачной расправы над экс-премьером и вышедшими из-под контроля националистическими фракциями в Верховной раде. Естественно, в этой ситуации вряд ли можно получить хоть какую-то политическую пользу от папского визита - разве что в очередной раз продемонстрировать Москве свою независимость, помимо прочего, и в церковной сфере.

Но едва ли президент сбрасывает со счетов электоральные проблемы, стоящие перед партией власти, готовящейся к выборам 2002 года. Учитывая непререкаемый авторитет УПЦ МП в религиозной сфере и крайне подмоченную репутацию УПЦ КП, президент должен понимать, что ни пиаром, ни папскими благословениями не удастся переломить дух православия, который подавляющее большинство украинских граждан связывает с УПЦ МП. Ведь горстка горлопанов-националистов вкупе с активистами фашиствующей УНА-УНСО не дадут партии власти электорального преимущества, а напротив - скорее распугают колеблющуюся часть электората национал-радикальными лозунгами.

Отношения Украины с Европой складываются весьма сложно. Не так давно президент буквально обрушился на провалившуюся миссию МВФ, МБРР и ЕБРР на Украине, призывая международных финансистов поменьше вмешиваться в политическую жизнь страны. Последовавшие за этим политические скандалы и разборки, завершившиеся снятием с поста премьера Ющенко - ставленника европейских банкиров, привели к неожиданному примирению Кучмы с международными фондами и к подготовке расширенного пакета траншей по реструктуризации сельского хозяйства и угольной промышленности. Таким образом, Европа вновь оказывает доверие президенту, списывая со счетов националистическую оппозицию с ее теперешним главой - опальным Ющенко, проявившим, с точки зрения Запада, недостаточную решительность и эффективность в привнесении на Украину европейских ценностей.

Какое это имеет отношение к визиту понтифика? Усиление роли Европы в официальной, а не оппозиционной жизни Украины. Визит Папы не может быть отменен украинскими властями, даже если он становится политически неуместным, играя роль массовой пиарной акции с папским благословением националистического движения.

Но сущность политики такова, что любую победу можно превратить в поражение - и наоборот. У президента Кучмы появляется возможность тонкого политического маневра, связанного с укреплением православия на Украине, а значит - с формированием дополнительного негативного имиджа националистов-униатов. Пойдет ли Кучма на такой шаг? Ведь для этого потребуется каким-то образом решить проблему примирения православных церквей, далеко выходящую за рамки светских политических возможностей государственной власти. Тем не менее, задача должна быть каким-то образом решена, и визит Папы - хороший повод для сплочения православия на Украине. Иначе и быть не может, ведь Украина - государство с тысячелетней православной традицией.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Украина' (архив темы):
Михаил Ремизов, Ксенофобия. Приступ 4. "Да будут все едино" /20.06/
Вопросы веры? Держи карман: вопросы власти! "Экуменический диалог" как противоречие в терминах.
Александр Артемов
Александр
АРТЕМОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'the West & the Rest' на Subscribe.ru