Русский Журнал / Политика / the West & the Rest
www.russ.ru/politics/west/20010723-dav.html

Вид гопники, подвид антиглобалисты
Иван Давыдов

Дата публикации:  23 Июля 2001

Преамбула общая

Погода располагает к выкрикиванию антиглобалистских лозунгов. Потому что чего нам сейчас не хватает - так это водометов на улицах за муниципальный счет. Сам пошел бы на демонстрацию, если бы только был уверен, что демонстрацию эту в итоге разгонят.

Однако вопреки всему, сказанному выше, у меня, еще на прошлой неделе, когда тема была модной, появилось желание высказать несколько весьма наивных идей, не столько даже проглобалистских, сколько анти-антиглобалистских. Возможно, дражайшие читатели, вам покажется, что идеи эти никакого отношения к заявленной тематике данного обозрения не имеют. Ну, как знаете. Я мог бы, используя полученные некогда в одном престижном высшем учебном заведении навыки, доказать, что все ровным счетом наоборот, учитывая, например, как часто поминают интернет в весьма позитивных контекстах оптимистично настроенные адепты глобализации экономики (а также всего прочего), сочинители брошюр об информационности и постиндустриальности. Но не хочется а) упражняться в софистике; б) засорять ваши головы и собственную речь малозначимыми умными словами (за недостаточную насыщенность текстов такого рода словами, кстати, выслушивал я не раз замечания разнообразных редакторов рубрики "Политика" в РЖ, но не хочется патетически восклицать - где теперь те редакторы?). Я вас честно предупредил. Читайте, если хотите. Не читайте, если не хотите. В тексте даже не будет ни одной ссылки, поскольку выпускающий редактор РЖ, по некоторым сведениям, в отпуске, и надеяться на его традиционную изобретательность не приходится.

Преамбула личная

В личном плане этот текст может рассматриваться как открытое письмо (и здесь отстал я от моды, все и всегда делаю с опозданием, ну что за наказание, бессмертные боги?) к одному восторженному юноше, по совместительству являющемуся моим большим другом и средних размеров функционером крупной государственной информ-структуры.

Оный юноша на прошлой неделе прибежал ко мне (благо работаем в одном здании и разделяют нас лишь несколько этажей) и, нарезая круги по курительной комнате, кричал, тыча в телевизор, по которому транслировались как раз новости: "Наши! В Генуе! Ты видел! Сто пятьдесят тысяч! И это только начало!" Ну и далее в том же духе - общее ликование, составленное в основном из междометий.

В это время один из наших в Генуе непосредственно перед телекамерой другого нашего (эти два наших, конечно, были разные наши, вы понимаете, но оба, все-таки, - наши) сосредоточенно ломал витрину магазина, судя по виду - приличного. Витрина не поддавалась. Наш был интеллигентного вида чахловатым юнцом в очочках, странной повязке, по-видимому, предназначенной для защиты от слезоточивого газа, и мятой маечке с портретом команданте Че. Наш совсем не походил на мускулистого рабочего с плаката, гнев которого он воплощал, вероятно, - как по собственному представлению, так и по представлениям не попавших в Геную ликующих юношей, сидящих у телевизоров. Бог знает, сколько их было, и, возможно, ФОМ. Я не знаю. А что на рабочего не походил - так оно и неудивительно. В сытой Европе таких рабочих нет, да и у нас, пожалуй, один - лысый поклонник отечественного производителя в Государственной Думе, пенявший недавно в прямом эфире на недостойную малость зарплаты народного избранника.

Преамбула в общих чертах завершена. Я не знаю, к чему теперь следует перейти, - к спору о словах или же к истории из жизни. Ниже запланировано и то, и другое. Поскольку порядок чтения не принципиален, читатель может выбрать, что читать сперва, а что после. Не говоря о том, что может не читать ни того, ни другого, - это уж само собой подразумевается.

История из жизни

Когда-то я был молодым и глупым. Представляется бесспорным, что теперь я избавился минимум от половины из перечисленных достоинств. В те времена я носил очочки, мятую маечку, правда, без портрета какого-нибудь матроса Железняка, и вызывающего вида прическу. А также некоторое количество сережек в левом многострадальном ухе. Я уже не помню точно, сколько их там было, но более одной.

И еще по ряду причин часто ездил в электричках.

И вот однажды в электричке ко мне подсело шесть молодых людей, скверно пахнущих и плохо одетых. С точки зрения левых я должен был им сочувствовать, "потому что они - дети бедных". Им жилось явно хуже, чем мне, и уже по рождению они лишены были большей части из того, чем я привык наслаждаться. Наверное, понятно, о чем я.

Я тогда - как, впрочем, и теперь - не придерживался левых взглядов. Тогда, скорее, правых, а теперь - вообще никаких. Это не имеет отношения к рассказываемой истории. Зато я знал, что надо быть вежливым, с кем бы ты ни разговаривал, и не морщиться, если у собеседника дурно пахнет изо рта. Теперь забыл и об этом.

Молодые люди заговорили первыми. Заговорили о моих музыкальных пристрастиях. Не знаю уж, почему их это заинтересовало. Не знаю также, чем им не понравилось название модной в описываемые времена английской эйсид-джаз группы. Оказалось, они слушали "Любэ". И вот после того, как мальчики этой информацией поделились, я хорошо узнал, что такое несовпадение культурных парадигм, о котором любят порассуждать кабинетные ученые.

В больнице лежал не долго - не такое уж страшное дело ребра. Ухо заживало дольше. Пирсингом с тех пор не увлекаюсь.

Не сказать, чтобы это было первое в моей жизни столкновение с носителями иных культурных ценностей. И, к сожалению, как регулярно выясняется, не последнее. Но уж очень показательное.

Это были гопники, скажете. Ну, как посмотреть. Чем не антиглобалисты? Не вижу разницы.

Дело ведь не в том, что пишется на заборе - лозунг, призывающий к борьбе за всеобщее счастье, или слово, похожее на "СКА". Дело в том, что забор после этого приходится перекрашивать. Дело не в том, сколь высокими чувствами руководствуется мальчик с куском арматуры, а в том, какой результат остается после его деятельности. А остаются - разбитые витрины, если не головы.

Это сугубо обывательский взгляд на проблему, и я отдаю себе в этом отчет. Но правильнее его ничего вообще нет, это признали бы и самые левые из левых, имей их теоретики достаточно образования, чтобы идти до конца в своих рассуждениях. Просто потому, что обыватели составляют подавляющее большинство населения и в гетто их даже больше, чем в застроенных особняками престижных кварталах. В конце концов, не из гетто ведь понаехали в Геную эти сто пятьдесят тысяч субтильных студентов.

Ну да бог с ними.

Теоретическое рассуждение

Сладостно и почетно - прости меня, классик - должно быть, противостоять устрашающей (только вот непонятно чем) нивелировке окружающего мира. Я тоже "Макдональдсы" не люблю. Правда, не из мистических соображений, а всего лишь потому, что там невкусно. Ну да, обыватель.

Но кто мне объяснит, чем одна нивелировка лучше другой? Чем мальчики в одинаковых майках, с одинаковыми лозунгами, с одинаковым интеллектуальным багажом в три с половиной брошюры о подвигах кумира в боливийских джунглях, лучше этого самого одиозного ресторана быстрого обслуживания? Чем одна нивелировка отличается от другой? Качеством наждачной бумаги? Ну, разве что.

Я понимаю, что им ни возраст, ни многое прочее не позволяют над такими вопросами задумываться. Я понимаю, что, разбив с десяток витрин и голов, на летних каникулах они вернутся к университетским курсам, и закончат их, и нарожают детей, и станут сами собой, а именно - тихими обывателями вроде вашего покорного слуги. Я понимаю также, что их идейным вдохновителям задуматься не столько некогда, сколько нечем, потому что весь исторический опыт свидетельствует - чем больше у человека природных возможностей к анализу в сочетании с объемом знаний, тем меньше он способен к активным действиям.

Я не понимаю восторга многих здравомыслящих, неглупых и более или менее образованных людей. Я не понимаю, отчего они начинают млеть, глядя на то, как отпрыски приличных семей - ну добро бы, пресловутые дети бедных, так ведь нет - на некоторое время превращаются в самых банальных гопников.

Некоторое количество объяснений из области психоанализа, безусловно, существует, но это неинтересно. А других нет.

Вопросы без ответов и резюме

Или в Москве это все-таки от жары. От освежающих мечтаний о бодрящей струе водомета. А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки? А теперь вот на улицы? Благо, для полноты аналогии, большинство средней руки распивочных, в которых восторженные юноши предпочитают проводить время, как раз и находятся в подвалах и полуподвалах.

Ну и еще. Все эти восторженные юноши охотно берут деньги. Самые что ни на есть глобалистские серые купюры, которые принято называть зелеными, у самых что ни на есть угнетателей. Как это возможно, почему? И тратят их, что интересно, отнюдь не на новые винтовки для пеонов. И даже не на деревянные ложки, лапти, коллекции икон семнадцатого века, как следовало бы в рамках борьбы с нивелирующей глобализацией. Что как раз вполне понятно, но придает всем их возвышенным рассуждениям особенно неприятный душок.

Ответа нет. Есть примитивная декларация, которая настолько прозрачна, настолько банальна, что приводится здесь исключительно ради завершения разговора, а также, возможно, для тех, кто пропустил как "Историю из жизни", так и "Теоретическое рассуждение", но заглянул при этом в конец.

Если выбор стоит между мирно (это ключевое слово) побеждающим глобализмом, пусть даже будет у него лицо заокеанского президента, перекошенное не от злобы даже, а из-за недожеванного гамбургера, свисающего изо рта, и торжеством стаи вдохновленных самыми что ни на есть высокими идеалами гопников, - я не моргнув глазом и не вдаваясь в долгие дискуссии выберу первое.

И нас тут таких далеко не сто пятьдесят тысяч. Расклад немного изменился со времен написания небесталанного стихотворения "Скифы", да и шестьдесят восьмой давно закончился, как любит повторять один мой знакомый дизайнер новой формации.

И все-таки ссылка

Ах, да, напоследок, вопреки сказанному выше - ссылка. Не просто гиперссылка, но еще и ссылка на авторитет. Кроме того, никто не скажет, что я не пишу об Антоне Борисовиче Носике. Я пишу. Вот что он, в частности, говорит практически на ту же тему:

"Бедная Генуя и бедный шарик, когда на нем 6 миллиардов людей, среди которых некоторое количество людей не понимают, что он один для нас для всех. Противники глобализма - это люди, не понимающие, что планета одна, это люди, думающие, что можно отсидеться в российской части планеты Земля, и в ней будут по-другому процессы происходить, чем в американской части планеты Земля и чем в китайской части. Планета-то одна, уровень моря один. И экологические, и экономические, и демографические проблемы общие, уже "железный занавес" не работает. Антиглобализм как способ мышления - это примерно как отрицание законов физики, как отрицание законов свободного падения, как отрицание товар-деньги-товар. То есть люди реально говорят: а мы считаем, что солнце встает на западе и заходит на востоке. И сейчас мы побьем некоторое количество витрин, и больше народу нам поверит".

Ни отнять, ни прибавить. Даже удивительно как-то. Непонятно, правда, почему Антон Борисович склонен антиглобализм рассматривать в качестве сугубо российской лапотной реакции на мирные инициативы любвеобильного Запада. Вернее, понятно, конечно, но исходя из знания некоторых личных качеств оратора, не имеющих отношения к структуре процитированного рассуждения. Но это уже совсем другая история из жизни, которая сегодня здесь рассказываться не будет.