Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: the West & the Rest / Политика / the West & the Rest < Вы здесь
Между Гринписом и Гринспеном
Немецкие зеленые на проторенной дороге вхождения в политсистему

Дата публикации:  25 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Появление проекта программы немецкой партии зеленых (официальное название - "Союз 90 - зеленые") после двух лет их участия в правительстве можно было бы считать курьезом даже в наше богатое курьезами время. Однако это обстоятельство отражает реальное положение в зеленом спектре немецкой политики, а содержание программы в сочетании со сложившимися обстоятельствами не внушает особых надежд на будущее бывшей альтернативы традицbонным политическим силам.

Обозначение "бывшая" оправдано в первую очередь не проектом программы, из которого вынуты все моменты, когда-то обеспечившие зеленым успешный старт в политическую жизнь. Самое главное - реальные действия партии, незамедлительно "оцененные" ее сторонниками. На весенних региональных выборах зеленые потеряли значительную часть голосов, вплотную приблизившись к аварийной черте 5 процентов и откатившись на тот же рубеж, на котором давно уже окопались свободные демократы. Сложившаяся ситуация может оказаться роковой для зеленых: социал-демократы, похоже, готовы сменить "младшего брата" - либеральные политики в этом случае оказываются, пожалуй, более предпочтительным партнером, чем зеленые, а для зеленых возвращение на позиции решительных оппозиционеров вряд ли уже станет возможным. В результате для партии не остается свободного места в активной реальной политике. Перспективы достаточно безрадостные. Если считать, что свободные демократы - партия состоятельной интеллигенции, то для зеленых остается только безрадостная роль партии небогатой интеллигенции (единственная надежда при этом - что число небогатых интеллигентов в результате жесткой экономической политики растет).

Зеленые оплатили вход в большую политику слишком дорого, потеряв значительную часть своих активных сторонников. Первой жертвой стала поддержка военной операции НАТО в Косово. Правда, Йошке Фишеру хватило каких-то человеческих качеств, чтобы не ссылаться на явные фальшивки, как это сделал министр обороны, социал-демократ Рудольф Шарпинг - с его состряпанным даже не на сербском языке планом "Подкова". Хватило активной демагогии. Заявив, что Косово - это второй Освенцим, Фишер посчитал свою миссию выполненной. Вместо второго Освенцима была вторая бомбардировка Белграда немецкими люфтваффе. И многие из первого поколения зеленых в Германии, не пораженных конъюнктурной амнезией, не простили Фишеру и другим зеленым политикам того, что именно они благословили первое послевоенное участие немецких солдат в боевых операциях (при том, что ранее, будучи в оппозиции, зеленые категорически выступали против гораздо менее сомнительных вариантов использования международных сил).

Следующей жертвой стала позиция зеленых в отношении атомной энергии. Отложив радикальные планы в этой области и согласившись возобновить захоронение атомных отходов в могильнике в Горлебене, зеленые явно отшвырнули свою другую политическую опору: собственно экологическое движение. Протесты против транспорта с атомными отходами были и на этот раз, только партия зеленых оказалась уже по другую сторону баррикад, а активные экологисты прямо заявили, что для них эта партия мертва. Если добавить к этому отсутствие внятной социально-экономической позиции - при том, что задающие в этом секторе тон социал-демократы явно взяли курс на демонтаж традиционных элементов социальной рыночной экономики, - то удивляться ощутимым электоральным потерям зеленых не приходится. Единственным плюсом зеленых на политической арене последних месяцев можно считать разве что достаточно твердую позицию Марианны Биртлер, заведующей архивом бывшего министерства безопасности ГДР, которая явно противится попыткам политического истеблишмента закрыть доступ к документам, проливающим свет на прошлое многих известных политических игроков. Однако складывается впечатление, что и здесь "прагматики" в руководстве зеленых готовы пожертвовать принципами ради крупной игры. Самое поразительное, что зеленым не удалось сформировать, несмотря на вроде бы логичные для этого основания, сколько-нибудь внятного международного движения, что в условиях глобализации оказывается явным дефектом и признаком неадекватности.

Правда, зеленые политики ссылаются на то, что многие из их изначальных программных моментов стали общим достоянием политики. В этом есть доля истины: экология присутствует сейчас в любом разумном партийном документе. Но если следовать той же логике, партия зеленых в таком случае больше не нужна - об этом суровом следствии зеленые, наверное, просто не подумали. На самом же деле, взлет партии зеленых в Германии был не просто отражением внимания к экологической проблематике (чрезвычайно важной, разумеется). Он был связан с ожиданием новой политики - основанной не на лоббировании групповых интересов, а на действительно общечеловеческих ценностях (символом которых и выступала природа, что было совсем в традициях немецкого гуманизма, для которого гармония макрокосма и микрокосма со времен Гете была камертоном чистоты мироощущения). Именно тогда в активный обиход немецкой общественности вошло выражение Politikverdruss, обозначавшее состояние, когда тошнит от политики и политиков. Можно даже рискнуть высказать предположение, что в порывах зеленых в 80-е годы отразилось предчувствие грядущих перемен в мировой ситуации и надежды на позитивное разрешение этой новой ситуации. Однако реальность, как водится, двинулась иным путем. Вместо конца истории мы получили возрождение достаточно отвратительных исторических механизмов. Вместо новой политики - самое беспардонное политиканство. А зеленые уверенно и ускоренным маршем прошли тем же путем, каким до них прошли социал-демократы и профсоюзы. Разница, правда, в том, что зеленые могут и вовсе исчезнуть с политической арены - после того как нужда в них у сильных игроков отпадет вовсе.

Эксперимент по созданию политической партии на экологической основе явно не удался. Активные экологи остались в своем секторе - там, где работает Гринпис, полномасштабной политической организацией не являющийся. Политические прагматики смотрят в рот Гринспену в надежде на долгожданную благую весть об оздоровлении мировой экономики. Активные противники капитала заняты своим делом. Зеленым политикам места в этом глобальном театре, похоже, не остается.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'the West & the Rest' (архив темы):
Павел Черноморский, Все спектры зеленого /23.07/
Западные зеленые взрывают линии электропередач и берут власть. Жизнь от этого не становится "зеленее" - но все равно, приятно.
Сергей Ильин, Adobe vs Elcomsoft: заокеанские Кохи /20.07/
┘действуют строго по закону. Компьютерные дрязги. ФБР поперло на русских хакеров. Наши власти молчат, но хакеры молчать не будут: теперь все компьютеры Америки подвиснут минимум на неделю.
Ефим Дикий, Америка намерена вонять бесплатно /19.07/
Киотский договор: Буш vs Европа. Росгидромет как "углекислый шантажист".
Сергей Кирухин, Недостойные наследники нибелунгов /17.07/
Бундесвер: немецкий народ и немецкая армия едины в своем неумении воевать.
Михаил Ремизов, Ксенофобия. Приступ 5. Червя нельзя раздавить /05.07/
Смертная казнь как наша народная традиция: будем мстить по-мужски или утираться по-европейски?
Сергей Кирухин
Сергей
КИРУХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'the West & the Rest' на Subscribe.ru