Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Экспертиза | Фрагменты | В печати
/ Издательства / < Вы здесь
Переставить акценты
Дата публикации:  26 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В издании Модеста Колерова готовится к печати Собрание сочинений в трех томах философского спутника С.Н.Булгакова и В.В.Розанова - А.С.Глинки-Волжского. О собрании специально для Русского Журнала рассказывает составитель, публикатор и комментатор издания Анна Резниченко.


Представляемое читателю собрание сочинений А.С.Глинки-Волжского в период его подготовки претерпело ряд существенных изменений. От первоначального замысла (собрать наиболее известные в узких кругах исследователей русской мысли первой трети ХХ столетия работы "волжского идеалиста" в однотомном "Избранном") пришлось отказаться практически сразу же. "Наиболее известное" оказалось генетически связанным и зависимым как от корпуса текстов Глинки, рассеянных по журнальной и газетной периодике начала века1, так и от историко-литературно-религиозно-общественного контекста эпохи, именуемого нами, вслед за немцами, ее духом. Более того. В текстуальном пространстве глинковских эссе, "известных", "небезызвестных" или же вовсе неизвестных образованному читателю, происходила необходимая кристаллизация образов и понятий русской философской культуры, осуществляясь в ситуации доброжелательного личного (как, к примеру, с С.Н.Булгаковым или В.В.Розановым) либо заочного (с Ф.М.Достоевским, Г.И.Успенским, А.П.Чеховым, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстым, Владимиром Соловьевым, Константином Леонтьевым, преп. Серафимом Саровским et dii minores) диалога - или же открытой журнальной полемики (к примеру, с А.В.Луначарским). Результаты же этой кристаллизации2 были столь значительны, что - неявным, непроясненным, латентным, скрытым от невнимательного глаза образом - помогли и смогли переопределить, переставить акценты, переориентировать и во многом предопределить основные трансформации "духа эпохи" первой трети ХХ века.

Ибо ""конец" века3 - как писал один из лучших наблюдателей и осмыслителей века ХХ, о. Г.Флоровский, - означал в русском развитии рубеж и начало, перевал сознания. Изменяется самое чувство жизни. (...) И то был не только душевный сдвиг. То был новый опыт... В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек находит вдруг неожиданные глубины, и часто темные бездны. И мир уже кажется иным. Ибо утончается зрение. В мире тоже открывается глубина"4. А.С.Глинка оказался одним из первых, тех, с "утонченным зрением"; и опыт наблюдения над разительно меняющейся реальностью, отраженной в зеркале литературы, публицистики и философии, составляет содержание его статей.

Самая распространенная ошибка, повторяемая всеми литературно-биографическими справочными изданиями, начиная со словаря С.А.Венгерова и заканчивая фундаментальным и многотомным биографическим словарем "Русские писатели. 1800-1917" - это квалификация Глинки как "критика" или "литературного критика". Он им не был. Точнее, первой же своей книгой "Два очерка об Успенском и Достоевском" нарушил законы жанра традиционной литературной критики, вызвав тем самым изрядное недоумение настоящих критиков-современников5. Книги, о которых пишет Глинка, и их авторы - это не "объект исследования" или "анализа", а, скорее, люди и тексты, призванные ответить на его "мучительно-болящие вопрошания", призванные облегчить его "работу совести". Именно поэтому для стиля Глинки так характерно обильное цитирование с неизбежной контаминацией цитат; и именно поэтому так трудно порой разграничить интерпретируемый текст от собственно самой интерпретации. Это вовсе не означает несамостоятельности или банальности мышления; скорее наоборот: Глинка оказался в состоянии предвосхитить форму диалогического эссе задолго до Бахтина и усмотреть топическое сходство "Братьев Карамазовых" и "Критики практического разума"6 задолго до Голосовкера. Дело в другом: особенность творческого письма А.С.Глинки потребовала серьезной исследовательской работы при составлении настоящего собрания сочинений и особого тщания - при подготовке текстов к публикации.

Собрание сочинений А.С.Глинки-Волжского предполагается к изданию в трех томах-книгах. В Книгу первую вошли, помимо собранных самим автором "Двух очерков об Успенском и Достоевском" и "Очерков о Чехове", статьи и рецензии 1903-1905 гг., опубликованные автором в различных периодических изданиях ("Ежемесячный журнал для всех", "Вопросы философии и психологии", "Образование", "Вопросы жизни" и "Мир Божий") и не включенные самим Глинкой в сборник "Из мира литературных исканий" (1906). Эти статьи и рецензии даются в хронологическом порядке, правда, с учетом истории их возникновения или публикационной судьбы. Так, в отдельные подрубрики выделены реплики Глинки в его полемике с А.В.Луначарским о "Русском Фаусте" и этике "любви к дальнему" (ответные реплики Луначарского даны в Приложении); а также статьи, вышедшие в определенных периодических изданиях ("Ежемесячный журнал для всех" и "Вопросы жизни"). В последнем случае составитель сочла возможным использовать в названии разделов данной книги (соответственно, "Литературные отголоски" и "Литературные заметки и рецензии") аутентичные названия тех разделов журналов, где статьи, заметки и рецензии Глинки впервые увидели свет, прекрасно отдавая себе отчет о допустимых границах вмешательства составителя в структуру составляемой книги, в частности, в области заголовков и рубрикаций. Все неавторские названия в оглавлении помещены в квадратные скобки, угловыми же скобками - всюду, во всех трех книгах Собрания сочинений, - обозначены границы необходимых конъектур. В Приложении к Книге первой Собрания сочинений, помимо уже упомянутых статей Ал.Гуковского и А.В.Луначарского, впервые публикуются "Автобиографические записки А.С.Глинки-Волжского" 1905 года, послужившие ключом к работе над первым томом.

Книгу вторую Собрания сочинений составляет сборник статей Глинки "Из мира литературных исканий", вышедший в 1906 году в издательстве Д.Е.Жуковского, а также (в Приложении) малоизвестные рецензии В.В.Зеньковского и В.В.Розанова на этот сборник. Содержание Книги третьей в настоящее время подлежит уточнению, поскольку работа по разысканию текстов А.С.Глинки 1906-1939 гг. и подготовки их к печати еще не завершена. Однако уже сейчас можно говорить об основных разделах тома - это брошюры, статьи, заметки и рецензии 1906-1919 гг., как напечатанные7, так и по разным причинам не напечатанные при жизни автора8; ряд текстов 1930-х гг.9, а также - в Приложении - большой корпус контекстных материалов: неопубликованные письма В.В.Розанова, М.А.Новоселова, С.Н.Дурылина Глинке и Глинки П.А.Флоренскому; автобиографические записки и автобиографии Глинки конца 1930-х гг. и некоторые другие документы. К сожалению, в состав Собрания сочинений не вошла фундаментальная работа Глинки "Жизнеописание Достоевского" (1910), не увидевшая света при жизни автора, и, кроме того, многочисленные заметки и рецензии, буквально рассыпанные по провинциальной газетной периодике начала века и ждущие своего любителя и собирателя.

Правописание текстов Глинки приведено в соответствие с нормами современной орфографии лишь частично: полностью сохранены особенности написания собственных имен (случаи, когда та или иная фамилия существенно искажена, оговорены в комментарии), терминология, авторская стилистика и - в большинстве случаев - пунктуация. Унифицированы, с учетом особенности правописания автора, только знаки препинания при прямой речи и сноски: и названия статей, и названия печатных изданий заключены в кавычки. Курсив Волжского везде сохранен, сохранены также особенности авторского написания частиц (слитного/раздельного/дефисного) и наречий.

Историю публикуемых работ и жизнеописание самого А.С.Глинки-Волжского читатель найдет в комментариях и заключительном ненаучном послесловии "А.С.Глинка-Волжский как религиозный тип" к последнему тому Собрания. Мне же остается лишь высказать свою глубокую признательность всем тем, кто "делом, словом или помышлением" способствовал появлению Собрания сочинений на свет: Г.Г.Глинке; игумену Андронику (Трубачеву), С.М.Половинкину и В.Г.Сукачу; С.В.Митуричу; В.И.Молчанову; И.А.Едошиной; О.В.Эдельман и Е.А.Уваровой - за техническую помощь; Анастасии Потаниной; сотрудникам Отдела периодики и Отдела ксерокопирования ГПИБ; наконец, Дарье и Константину Симоновым, без чьей дружеской поддержки эта работа вряд ли была бы завершена.

Я искренне благодарна Ирине Глебовне Глинке за предоставленные материалы - и за неожиданную и своевременную моральную поддержку.


Примечания:


Вернуться1
Особое значение имеют здесь журнал "Русское богатство", петербургский "Ежемесячный журнал для всех", издаваемый В.С.Миролюбовым; "Новый путь" "идеалистической" редакции, трансформировавшийся, как известно, с января 1905 года в журнал "Вопросы жизни" и, в 1910-е годы - журнал "Русская мысль", а также провинциальная (поволжская) газетная периодика.


Вернуться2
Отметим здесь попытку определения термина "идеализм", предпринятую Глинкой в "Очерках о Чехове", прояснение смысла понятия "реальность" (полемика с Луначарским и рецензии на Арцыбашева и Марка Криницкого) - и установление различия между "ближним" и "дальним" (и, соответственно, "любовью к ближнему / любовью к дальнему" (полемика с Луначарским), послужившее основанием для дальнейших этических и онтологических дистинкций в русской философии периода теологически ориентированных систем. Что же касается образов, назовем лишь "слезинку ребенка", изъятую из контекста великого романа и ставшую одним из фундаментальных топосов русской философской мысли, а также "касание мирам иным" (из того же романа), переведенное с помощью Глинки на язык философии квазикантианского образца.


Вернуться3
Время литературного дебюта Волжского; напомним, что первым опубликованным его произведением следует считать небольшой, как тогда говорили, "этюд" "О ценности" в майском номере "Научного обозрения" М.М.Филиппова; отправлен он был М.М.Филиппову для публикации в 1899 году (См. об этом "Автобиографические записки А.С.Глинки-Волжского"). Однако подлинным дебютом Глинки, книгой, сразу же привлекшей к нему внимание читателей и критиков, стали "Два очерка об Успенском и Достоевском", которые увидели свет в 1902 году.


Вернуться4
Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Третье издание, с предисловием прот. И.Мейендорфа и указателем имен. Paris: YMCA-PRESS, 1983, С. 452. Это начало раздела VIII "Накануне".


Вернуться5
См., напр., статью Ал.Гуковского "Границы анализа в литературной критике", републикуемую в Приложении к Книге первой настоящего Собрания сочинений.


Вернуться6
См. статью "Два очерка об Успенском и Достоевском. Кто виноват? (Учение об ответственности у Достоевского)", С. 124-172 (наст. изд.).


Вернуться7
"Федор Михайлович Достоевский: Жизнь и проповедь", "Гаршин как религиозный тип", "Проблема зла у Вл.Соловьева", "О Кнуте Гамсуне", "Около Чуда (о Толстом)", "Достоевский и Чехов. Параллель" "В обители преподобного Серафима", "Святая Русь и русское призвание", "О правде и кривде (к вопросу о семейном разладе Л.Н.Толстого)", "Социализм и христианство (беглая заметочка)" и некоторые другие.


Вернуться8
Особую ценность здесь имеют очерки, "Детская душа в понимании Достоевского" и "О Свете Фаворском у князя Евгения Трубецкого".


Вернуться9
"Глеб Успенский и его "Разоренье"", " Глеб Успенский в литературе и в жизни" и "[Глеб Успенский в жизни]. От составителя".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )



гостиницы Краснодара,атон . ландшафтный дизайн

  в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки: