Русский Журнал / Издательства /
www.russ.ru/publishers/20050228_stol.html

Политиздат: пересортица

Дата публикации:  28 Февраля 2005

олитическая книга - тенденции издания и спроса". Под таким названием Фонд эффективной политики и "Русский журнал" провели экспертное обсуждение состояния этого сегмента издательского рынка. Ключевые понятия "политика" и, соответственно, "политическая книга", скомпрометированные еще в поздний советский период, оказались сегодня предельно размытыми и неопределенными и существуют как сеть отдельных конкурирующих территорий (Сергей Митурич, издательство "Три квадрата"). В России пока происходит в лучшем случае понятийная подмена, и вместо предметной политики - policy - предлагается то, что на Западе называют politics - политические игры (Вячеслав Глазычев, профессор МАРХИ). Политическому необходимо вернуть предметный смысл и попытаться соединить теоретическую сферу, которой занимаются политологи, с прикладной работой политиков (Олег Никифоров, издательство "Логос"). Единственная норма адекватного представления проблемы в культуре - это книга, структурированный общественный и культурный процесс политикообразования, экономика и бизнес; в этом широком гуманитарном поле должна существовать политическая книга (Глеб Павловский, ФЭП-"РЖ").

Такой универсальный подход к проблеме политической книги позволил экспертам сфокусировать несколько линий и диагностировать основные болевые точки. Ситуации, сложившейся в этом секторе интеллектуального книгоиздания, можно дать две характеристики: "пустота" и "разрыв". Общество атомизировано, поделено на группировки, профессиональные сообщества подчас не замечают друг друга, горизонтальных связей не существует вообще либо они настолько фрагментарны, что трудно говорить о формировании какого-либо внятного структурного запроса. "Мы находимся вне информационного поля", - считает Андрей Сорокин (издательство "РОССПЭН").

Нет и реального книжного рынка, на котором игроки действовали бы согласно определенным законам; каждый сам устанавливает границы и параметры своих "феодальных владений", самостоятельно, на свой страх и риск создает ассортимент, почти вслепую угадывает спрос. К примеру, в 1996 году вышла книга Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска", мгновенно ставшая бестселлером. После этого было выпущено почти полдюжины блистательных книг, в которых шла умная дискуссия с Бжезинским. Например, книга Эмманюэля Тодда "После империи. Pax Americana - начало конца", тираж которой был распродан с большим трудом (Борис Лихачев, издательство "Международные отношения").

Дефицит предложения со стороны издателей тоже во многом задан сложившейся ситуацией. Разорваны все формальные и неформальные коммуникации (Борис Орешин, издательство "Прогресс-Традиция"). Потенциальные заказчики - партийные структуры, академическое и образовательное сообщества, региональная и местная власть, сами издатели - существуют вроде бы в разных измерениях, не пересекаясь и никак не влияя на интересы друг друга (Владимир Савицкий, издательство "Минувшее"). Отсутствие какого-либо выбора, понятного читателю, заполнение лакун актуальной переводной литературой, выпускаемой в синхронном режиме, ведет к несоблюдению нормативов и стандартов. Кроме того, ассортимент выстроен при полном игнорировании реальных политических процессов. Для сравнения можно представить себе картину богатых книжных полок в магазинах Европы или США, где по каждому актуальному вопросу мгновенно появляется целый спектр работ - от брошюр, статей в актуальных политических журналах до фундаментальных исследовательских работ. В России мы можем наблюдать несовместимость авторских составов и тем, выбираемых авторами (Глеб Павловский).

Ситуация с политической книгой резко усугубляется еще несколькими факторами: случайностью попадания книжной темы в СМИ; фрагментарностью и непрофессиональным рецензированием (Сергей Максимов, издательство "Школа политических исследования", Владимир Савицкий, издательство "Минувшее"); дискредитацией инструментов и институтов продвижения этого рода книжной продукции экономическим уничтожением "малых издательств" (Леонид Янович, издательство "Новый хронограф").

Проблему интеллектуальной литературы каждый из участников процесса обречен решать в одиночку - создавая собственные магазины ("РОССПЭН"), соглашаясь на разорительные условия крупных магазинов ("Международные отношения"), отдавая оптовикам и в небольшие оптовые точки мизерные доли без того малых тиражей. Результат этих действий примерно одинаков - низкая эффективность финансовых и временных затрат, едва заметное присутствие в пределах Москвы, дальнейшее ослабление связи между столицей и регионами.

Эксперты наметили ряд системных шагов, способных в перспективе заложить новые тенденции. Прежде всего, от общества должен исходить набор внятных сигналов, который затем выстроит другую стилистику работы. Уже сейчас существует некий опыт самоорганизации: Ассоциация гуманитарных издательств, в составе которой шесть членов (Борис Орешин, "Прогресс-традиция"). Необходим новый проект - "Ярмарка политической книги". Возможно создание баз данных, налаживание автономного распространения книжной продукции, формирование пакета заказов - программных, образовательных, межрегиональных. Необходимо создание новой системы обращения интеллектуальной продукции. Сохранение статус-кво грозит стране серьезной катастрофой.