![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Издательства / Экспертиза < Вы здесь |
"Я никогда не видел Каркассона" Воробьев В. Враг народа. Воспоминания художника. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 816 с., ил. ![]() Дата публикации: 7 Апреля 2005 ![]() ![]() ![]()
Кто молод и с художественной тусовкой шестидесятых знаком по новоделу искусствоведов, тот чирикает как ни в чем не бывало и наивно полагает, что "Воробьев не подытоживает, не обобщает, не философствует и не анализирует, его дело - зарисовки, и он отлично с ним справляется". А кто стар (это вовсе не синоним мудрости), тот с перекошенной миной мгновенно и без тормозов переходит на язык трамвайной перебранки. И тогда Воробьеву доходчиво нашкворчивают, что он всего только пасквилянтские мемуары писать и способен. Искушенный критик намекает, что художник-то Воробьев, мол, вообще невесть какой (укол исподтишка тупой рапирой). Мемуариста привычно обвиняют если уж не в семи смертных грехах, то наверняка в одном, заезженном и освоенном многолетней практикой - в подпевании власти:
Разумеется, ничего подобного в книге нет, так как мемуарист - забубенный мастер гротеска и абсурда и искони подвержен одному синдрому - мистериальным счетам с советской властью. В космических масштабах греческой трагедии, стоя на котурнах посреди моря разливанного вселенских слез, критик описывает "бульдозер", защищая Оскара Рабина. Хотя сам подзащитный, в интервью "Радио Свобода", вполне солидаризируется с Воробьевым: "Рабин проявил чувство достоинства, не стал пережевывать старый идеологический чуингам, только заметил: "Ничего грустного там не было, довольно веселый хэппенинг был"". Господа участники и защитники художественно-воспоминательного процесса, как водится, договориться не могут. Так об этом и пишет Воробьев - о расхристанной разобщенности и мелкопакостных шашнях подпольных деятелей живописной культуры. Вот и сейчас, выступления и обвинения несутся вовсе не по делу, а по принципу - кого знаю, того и защищаю. Хочу, так по долгу совести защищаю Игоря Холина и Оскара Рабина, а закажут, так горой встану за Александра Глезера, Георгия Костаки, Михаила Шемякина или еще кого - в книге подмоченных и раздутых имен, что мальков в пруду. Но если уж переходить на личности и добираться до фамилий, то полагаем, что за один-единственный тишайший некролог на этом и том свете перу Воробьева зачтется. И простится тщательно лелеемое хамство, мифогенные счеты и побасенные "считалочки" с громоподобными братьями и сестрами по цеху. Вот эти добрые и высокие слова мемуариста о Лене Талочкине:
Даже по этому одоподобному, апологетическому лоскутку видно, что Валентин Воробьев строит свои воспоминания на трех фундаментально выверенных основаниях. Что необходимо для издательской и рекламной шоу-успешности такого рода текста? Стиль, скандал и загадка. Вспомним классические опыты в поисках жанра - Георгия Иванова ("Петербургские зимы") и Валентина Катаева ("Алмазный мой венец"). Современники воротили нос, критики ругали и изобличали, комментаторы находили и находят ворох несоответствий и фактических ошибок, но все - читают. В чувстве стиля нынешнему герою дня не в силах отказать и самые заклятые вороги. Этот разночинский и нигилистический Базаров управляется со скальпелем и пером - любо дорого смотреть, читать, слушать. Скандал? Еще бы - от Парижа до Находки, и надолго. Загадка? Да она перед нами - лукавая и манящая дырка от бублика, хитроумное зияние. Чем всю жизнь занимался этот возмужавший мужичок-с-ноготок из Брянска? Куда шлепал по грязи некрасовский школьник-оборвыш ("не стыдися, что за дело, это многих славный путь...")? Всю свою сознательную жизнь (с пяти лет!) живописец Воробьев "красил". А ведь его читатель не видит этих денно-нощных трудов, нам предъявлена в виде иллюстративного материала любительская фотосъемка в меру веселящихся обормотов. "Враг" и тут крепко водит за нос свой читающий народ. Свербящее чувство любопытства подогрето на спиритуалистическом спирту. Мы можем только догадываться, что пытливый дух автора, "красильщика и мазилы", витает в пространстве и времени, перемещаясь от лесистых крестиков рублевской Троицы к кровавым тушам Хаима Сутина. Такая современная сшибка Аполлона и Диониса. Осторожным лучше не соваться на это ристалище, временами напоминающее поле боя двух русских рогатых "героев", повстречавшихся утром рано. И хотя Воробьев беспощадный подглядыватель и ловец всего смешного, его книгу сборником побесенок и зарисовок никак не назовешь. Это не собранье пестрых глав, а тщательно выверенная система с изощренной конструкцией. И за колющими иглами этой рождественской елки со спиралями мишуры, сомнительными игрушками, пустыми орешками, подгнившими мандаринами проглядывает прагматичный и крепкий ствол. Читателю жестко (но, оказывается, незаметно для критиков) преподнесено изложение пушкинской философии вдохновенья и денежного эквивалента - неотъемлемое право автора на оплату своего труда. Или как выразился в своем надувательском гимне шулерству один известный скандалист, горлан и главарь: "Говорю тебе я, начитанный и умный: ни Пушкин, ни Щепкин, ни Врубель ни строчке, ни позе, ни краске надуманной не верили - а верили в рубль". И эта непреложная вера законодательно и юридически обосновывается. Не будем забывать о вполне зримом присутствии на страницах мемуара замечательного юриста Франции, тестя художника - Рене Давида, автора "Основных правовых систем современности". Поминки по нему устроены своеобычно: "Я спустился в гараж и сделал картинку в честь покойного ученого. Библейский пастух Давид сражался с могучим Голиафом, бросая камни. Вечная память седому и мудрому подростку!" Вот тут-то и возникает сильное подозрение, что с одной загадкой мы справились - причудливая картина этой битвы вынесена на обложку книги Воробьева "Враг народа". Можем пожелать автору и в дальнейшем сохранить сильный созидательный заряд, не разучиться швырять камни, "ржать над собой и дразнить других".
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||