Русский Журнал / Издательства / Экспертиза
www.russ.ru/publishers/examination/20050720_ga.html

Персей и Болотная Медуза
Григорий Амелин

Дата публикации:  20 Июля 2005

При беглом затуманенном взгляде на прайс-листы издательства "Центрполиграф" (более 40 страниц по 75 позиций) оторопь неподготовленного зрителя напоминает воздействие психической атаки кинофильма "Чапаев". В полной тишине стройными колоннами неумолимо надвигаются черные ряды белой книжной стаи. Их тьмы и тьмы. Но это пока за лесом не начнешь различать отдельные деревья печатной продукции. Ведь только избранный дивизион томов щеголяет воински-безупречной выправкой. А там, глядишь, призывно водят хороводы разноцветные и томные дамские платья и легкомысленные сарафанчики-расстеганчики, кое-где картонные ребятишки-"раскладушки" резвятся, а вон и повара в белых колпаках потрясают специями и французской мовой, а дальше - звездочеты и астрологи, владельцы зверинцев и историки, архитекторы и актеры.

Ноев ковчег издательства укомплектован всевозможными парами "чистых" и "нечистых", - хоть сейчас "мистерию-буфф" затевай. Впрочем, нет, - как раз именно поэтов-то на этом "сумасшедшем корабле" даже в трюмах не сыщешь. На нет и суда нет, разве что сетевой. Совсем недавно спохватившееся руководство, чтоб заделать эту постыдную брешь в полиграфическом борту, спешно сварганило двухтомник серебряновечных сонетов.

Впрочем, в высоком символизме (пусть подневольном) издательству не откажешь, чего стоит адрес, где расположился его штаб: 1-я улица Энтузиастов! (Переплюнули знаменитую 4-ю улицу 8 марта, а заодно вписали свое телесное бытование в ехидное вопрошание поэта: "Дивно живет человек, смотришь - не веришь очам: / В креслах глубоких сидит, за обедом кушает гуся. / Кнопки коснется рукой - сам зажигается свет. / - Если такие живут на Четвертой Рождественской люди, / Путник, скажи мне, прошу,- как же живут на Осьмой?"). Эта промзонговая шутка - только для знатоков московской картографии.

Но раз поэзия для "Центрполиграфа" категорически не привлекательная особа (даже по части исторических анекдотов), то и мы от впечатлительной лирики перейдем к сухому языку печатных фактов. Издательский колосс не на глиняных ногах учрежден, а стоит на основательных тумбах финансовых цифр, социологических опросов и сконструированных реалий, юного менеджмента, рекламы и PR'a. Как и полагается по непреложным законам Паркинсона, зародился этот масскультовый гигант в лабораторных условиях самого элитарного вуза страны. Получив первый опыт книгоиздания в молодежном центре "Русская тройка" при МГИМО (Московском государственном институте международных отношений), "Центрполиграф" сегодня - универсальное, динамично развивающееся издательство с разноплановой издательской политикой, о чем свидетельствует его высокий рейтинг на специфически обособленном крыле книжного рынка. Хотя, впрочем, это вовсе и не "крыло" птичьего базара, а как и заявлено в названии - самый что ни на есть "центр" привоза. И тут нечего нос воротить, говорить о "вагонном" чтиве или небезупречном литературном вкусе "населения", которому пытаются потрафить любовными сюитами. Ведь продукцию издательство поставляет населению отнюдь не низкопробную, а свежайшую и последнего урожая, к тому же вполне недорогую. Но и здесь наблюдается некоторый парадокс: буквоедский прирост дают в массе своей не отечественные поля, огороды, письменные столы и персональные компьютеры российских мастеров, подмастерьев и цеховых ремесленников. Чуть ли не половину выпускаемых книг составляют переводы, что тоже понятно: труд переводчиков в нашей стране нынче чрезвычайно дешев (а родимая альма матер издательства толмачей хорошего качества и широкого географического профиля воспроизводит без остановки).

Полностью представлены переводы "звериной эпопеи" Джеральда Даррела, издан весь научно-популярный Айзек Азимов, аптекарски репродуцированы яды Агаты Кристи и прочих гарднеров, стаутов и макбейнов, современная зарубежная проза щеголяет в форме "экранизированных романов", десятки переводных книг выстроены в серии "Загадки древних цивилизаций", "Быт, религия, культура", "Исторические портреты", "Колесница власти", "Загадки истории".

При всей многогранности тематик издательская политика Книги как таковой все же покоится на трех Китах - проверенных иностранным опытом трех "К" (Киндер, Кирха, Кухня), подкрепленных акулами последних десятилетий - Кино и Криминал. Иначе никак не справиться с самым страшным океаническим хищником - Конкуренцией.

Будучи далеко откатившимся и укорененным отпрыском (но не бастардом) советской дипломатии, издательство, вероятно, неприметно для себя успешно преобразовало эдипов комплекс фрейдистского разлива во внимательный взгляд извне на родимое отечество. История Великой отечественной дана глазами Востока (японские самураи и адмиралы) и Запада (германский генералитет, британские субмарины, финские воители) - все это и многое другое в обширной переводной серии "За линией фронта". Документальные подробности шпионских происков, темных делишек спецслужб и лисьих чар иностранных разведок - в серии "Тайны мировых войн" и "Секретная папка". Гражданская война белых и красных теперь одноцветна - один-единственный бойкий стахановец-автор за пятилетку сподобился вырубить-накропать 20 (!) книг, составивших серию "Белое движение".

Но все же "Центрполиграф" не забывает о родимом небосклоне и активизирует свою деятельность в качестве гутенберговой "фабрики звезд" - сотрудничает с редакциями крупных центральных газет и журналов, телерадиокомпаний, всероссийскими информационными службами, проводит PR-компании с известными и начинающими авторами. Одной из визитных карточек издательства является политический обозреватель ТВЦ, автор и ведущий программ "Особая папка", "Особое мнение". Совсем недавно возникшая "дорогая" и "роскошная" серия "Русское искусство" представляет уникальные книги в основном давно усопших отечественных титанов (Обольянинова, Ровинского, Тевяшова, Голлербаха) - это раритетные издания, воссозданные без факсимильной заносчивости. В обширном ресторанном ассортименте развернута кулинарная серия. Энциклопедии, книги по приготовлению пищи, всех форматов и ценовых категорий смогут порадовать и привередливого гурмана. Среди авторов и прославленный славянин Вильям Похлебкин и французский король поваров Огюст Эскофье. (Итальянская Софи Лорен пока отсутствует.) Другое фирменное блюдо издательства - полное собрание сочинений Михаила Булгакова в 8 томах - подготовлено отнюдь не академически (хотя один том отдан черновикам "Мастера и Маргариты"), но зато лакомое яство вовремя подано к столу.

Хорошая дипломатическая выучка издательских работников, знание этикета и церемониала, способность к самоооценке помогли в достижении почти невозможного: успешного сотрудничества Москвы и Петербурга, да еще на юбилейной почве. Аншлюс выглядит пристойным конкубинатом, а дети-книги, прижитые в таком союзе правомерно вышли в люди и приняты в высшем обществе. Питер (изд-во "МиМ Дельта") совместно с Москвой ("Центрполиграф") освоили издание историко-культурных путеводителей в серии "Санкт-Петербургу 300 лет". Авторы - известные петербургские журналисты, историки, краеведы, сотрудники Русского музея. Эта серия - великолепное полотно, обогащенное документальными свидетельствами прошлого и настоящего этого легендарного города. Вот о некоторых составляющих этого полотна и поговорим подробнее.

Первоначально свои одиночные вылазки на территорию северного собрата издательство начало с дорогих альбомов и атласов ("История Санкт-Петербурга в фотографиях", "Атлас тринадцати частей Санкт-Петербурга"). Затем пробным шаром в заигрываниях бесстрашного Персея-Центрполиграфа с "Болотной Медузой" в 2003 году покатилось издание "новинки" - путеводителя "Петербург весь на ладони", образцово составленного Владимиром Михневичем (перепечатка с издания 1874 года). Сведения здесь для историка бесценные и упоительные: "Правила... о порядке высылки из С.-Петербурга беспаспортных лиц или проживающих с просрочен. видами"; "Правила на кладбищах"; "Схемы расположения мест" во всех крупных театрах и стоимость билетов; "Сигналы пожарные"; "Правила на случай возвышения воды"; "Предметы передвижения"; "Воск, сало, масло и смолы"; "Бани, ванные, прачечные и катки" и пр. (извините, трудно остановиться...) Едва ли не более образцова родословная самого прославленного составителя, до которой "Центрполиграфу", разумеется, и дела нет (путеводитель тиснут без предисловия и комментария). Владимир Осипович Михневич был родным дядей (по матери) "отца русского футуризма" Давида Бурлюка.

Затем в 2003 году был переиздан с поправками, дополнениями, комментариями замечательный двухтомник - "Автобиографические записки" Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Конечно, воспроизведение ее гравюр и ксилографий исторгает слезы печали, но не будем неблагодарными воздыхателями, ищущими недостижимого книжного совершенства, а скажем спасибо мемуарам и издателям. Вот, вероятно, после этих-то печатных подвигов на ниве Невы, возник альянс двух издательств. В 2004 году серия рассыпалась бисером из исследовательского рога изобилия. Пять книг Дмитрия Шериха, совершающего то прогулки "По Невскому без скуки", то бредущего "По улице Марата", то составляющего календарь в обзоре "Петербург 300 лет день за днем", или путешествующего "Из Петрограда в Ленинград 1924". Три ивановых, два кирикова, несколько глезеровых и бройтман - в общем, в серии на данный момент более 25 книг. Ходим-бродим по улицам и площадям, плаваем по каналам, выезжаем за город и образовываемся в этой наглядной и безопасной ходынке.


Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Большая Морская улица. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 462 с.

Условно книги серии "Санкт-Петербургу 300 лет" можно разделить на три типа, по образчику каждого мы здесь и представляем: "душа", "язвы" и "россыпь", или иначе - аверс, реверс и гремучая копилка. Книга Л.И.Бройтман и Е.И.Красновой, конечно же, о душе города, недаром авторы за свой труд удостоены диплома Анциферовского комитета в номинации "Лучшая научно-исследовательская работа". Ларисса Ильинична Бройтман (в изменчивом соавторстве) выпустила уже в широкий свет "Улицу Чайковского" и "Моховую улицу", вот-вот должна войти в боевую дружину "Улица Восстания". Питер предоставляет уникальную возможность строить повествование, отводя отдельные главки каждому дому четной и нечетной стороны своих першпектив. Улицы раскрывают свои лица, предания и человеческие судьбы насельников.

Авторы рассказывают, что начало Большой Морской - от арки Главного штаба до Невского проспекта - проходит с севера на юг почти по Пулковскому меридиану, и в 12 часов пополудни здесь по своей тени можно ставить часы. Их книге тоже можно доверять, как городским солнечным часам. Это исследование - мерило отличного стиля и глубоких познаний. В книге гармонично сочетаются новые разыскания и старинные материалы - архитектурные, литературные, исторические, художественные. Трудновыполнимые обещания авторов осуществлены.

Глезеров С.Е. "Петербургские тайны" начала ХХ века. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 430 с.

Сергей Евгеньевич Глезеров - журналист, историк, автор книги "Петербург на север от Невы" (Лесной, Удельная, Коломяги, Озерки-Шувалово). Он работает на благодатной почве хроникальной документалистики и тщательно собирает свои повествования из разнообразных кусочков: "газетных статей и рекламных буклетов, бытовых очерков и воспоминаний, любовных записок и политических скандалов, криминальной хроники и курьезных случаев". Такова была, по его признанию, и концепция проекта "Петербургские тайны" - серии статей, публиковавшихся в газете "Смена" с октября 2003 года, а уж затем превратившихся в книгу.

Глезеровские "тайны" сродни самому известному труду уже поминавшегося В.Михневича "Язвы Петербурга" (переиздан Лимбус Прессом в 2003 году). Хотя в списке литературы Михневич не значится, но есть ссылка на другое издание, книгу ""Язвы Петербурга": Столичное дно глазами газетных репортеров рубежа веков" (составитель Л.Я.Лурье, Л., 1990). Временами в подтексте "тайн" из-за ширмы нахально выглядывает и гомосексуальное краеведение К.К.Ротикова - уже неоднократно переизданный "Другой Петербург" ("Лига Плюс", 1998). Конечно, скандальный опус знаточества Глезеровым тоже не упомянут, а ведь зря все опасаются этого голубого черта, - лихо написано, чего не скажешь о "Петербургских тайнах". Глезеров старательно (и тщетно) борется с легендой о "блистательном Петербурге" времен Серебряного века, но убедительному дыханию клоак и газетных хроник сроду не дано пересилить мифы поэтических псалмопевцев. Хотя в парфюмерии и истории используется все.

Иванов А.А. Дома и люди. Из истории петербургских особняков. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 491 с.

Типологически "Дома и люди" продолжают славную серию "Московского рабочего". Это издательство в восьмидесятые выпустило несколько десятков чудных желтых брошюр. Каждая книжечка была посвящена отдельному московскому зданию, любовно и тщательно описанному. Так же скрупулезно и отечески-покровительственно относится А.Иванов и к своим избранным особнякам-подопечным. Этот скачкообразный и выборочный путеводитель поможет узнать немало интересных фактов из жизни строений и их сменяющих друг друга владельцев, попутно обогативших своими деяниями и творениями родной город.

Анатолий Андреевич Иванов - тоже борец. Он сражается с суррогатными знаниями, по разряду каковых он проводит исторические анекдоты. Но чтобы получше бороться с небылицами, их ведь для начала и пересказать не грех. Неизбежно историк-краевед - собиратель таких баек, мифов, легенд и былей. Каждый дом - одетая камнем копилка бумажных, медных и золотых дензнаков. Озвучить шум времени, превратить глиняную поделку из поросенка в бонбоньерку, одушевить каменные и финансовые повести - задача не из легких. Автор с большим или меньшим успехом одерживает победы. Одна мелкая просьба - временами победителю следовало бы улыбнуться, несмотря на тяжесть ноши. Это невыполнимо? Тогда, ладно, может быть автору впредь следовало бы тщательней готовить именной указатель - уйма исторических лиц из его особняков попали на страницы книги, но так и не добрели до алфавита. Уж это пожелание, наверняка, из разряда выполнимых, тем более что книга расширяется, дополняется и переиздается...