myboyfriendcamebackfromth.ewar.ru ...еще одна война, кажется, близится к завершению. Еще одну штуку придумала Оля Лялина, классик и все такое. Да что говорить. Если кто помнит того первого, исходного бойфренда, вернувшегося с той (или с какой-то другой, англоязычной) войны, в те наполненные транслитом и радостью обретения фрэймов (обернувшейся потом столь жестоким разочарованием) времена, когда не было ни веб-дизайнеров со списками сотворенных ими сайтов, ни когтей со сливами, ни академий интернета, ни повременных изданий онлайн, ни бесплатного хостинга в России, ни джавачатов, ни реального аудио, ни виртуального :Ленина: в гробу, ни тэга <a href="" TARGET="_blank"> (это я приврал), ни слова "Рунет"; когда вершиной мультимедийности казались анимированные картинки, озвученные midi, когда М.И.Мухин еще не оставил нас на произвол виртуальной судьбы, когда деды наши вели изнурительные битвы в USENETе, а молодые отцы не чурались #russian на irc.... нет сил закончить период (Толстой бы закончил).p> Короче говоря, сильное было впечатление. Если постфактум суммировать, то так можно его выразить: ого, какие, оказываются штуки в этот ящик влезают. Речь шла, собственно, о переводе кинематографа на весьма минималистический тогда язык WWW. Причем угадывались и разновидность кинематографического языка (независимая короткометражка), и перспективы его трансформации в новой среде.
Те, кто позже пришел и, соответственно, позже увидел Олин фильм, этого эффекта оценить не в состоянии. Собственно, эта элегия отчасти автобиографична и даже является, мягко говоря, авторимэйком; я тут недавно, выпив чрезмерное количество пива, начал один из выпусков "Ссылки" с письма неизвестной мне Оксане, посвященного тоже одному старинному проекту. Сейчас вот с хладной трезвостью на этот самый POMAH смотрю и думаю - что же это так пронзало (а слово "вставляло" пускай Курицын употребляет, мы архаисты и за нравственность)? А вот вставляло же! Пронзало то есть. Ну ладно, вставило и прошло, нет вечных любовей, как учат нас поэты и прозаики прошлого. А стало быть, место этим экспериментам, обреченным, как дыр бул щир, на устаревание - где? Правильно - в музее им место. В музеях вообще-то невесело. Картины висят неживые какие-то, не говоря о статуях и изделиях из фарфора; бабушки-служительницы бдительно следят, чтоб любознательные подростки не останавливались подолгу перед рубенсовскими красавицами, чтобы заезжие механизаторы не пробовали ногтем лак, чтобы громко не говорили и не смеялись. Тапочки шаркают, да экскурсоводши бубнят по углам. Книга посетителей открыта на странице, где запись по-японски. Скучное такое место. Музей хочется и произносить по-питерски, через "э", как бы позевывая. Оля Лялина придумала музей веселый, его хочется через "ё" сказать, а то и вовсе с одесским ударением на первом слоге. Исходный текст-перевод оказался сам переведенным на обнаружившуюся кучу сетевых языков. Делали это разные люди из разных стран, независимо друг от друга, веселясь каждый как умеет. Я вот литературный сценарий к бойфренду с удовольствием написал, перепутав все реплики (только вы его сейчас не читайте, я перепишу финал - это входит в правила игры; поэтому и ссылки не даю). Вика с неподражаемым произношением начитала реплики (в правильном порядке) в формате realaudio. Вадим Эпштейн выдал трэшевый такой ремикс. Есть и анимированная картинка, и немодный ныне VRML, и еще куча всего. Но любимый мой экспонат музея - flash, сделанный Auriea Harvey&Michael Samyn. Просто безумно красиво и очень адекватно описанному выше первому впечатлению. Прямо кажется, что и музыка тогда та же играла. Музей бойфренда - очень оптимистическая вещь. Не все персонажи сетевой культуры, объявленные культовыми, способны всерьез к этому определению относиться, оказывается. Не все ожидают издания своих трудов в серии "Литературные памятники" с комментариями академика Носика. Не все, значит, кинулись навязывать посетителям входные билеты, тапочки с завязками и брошюрки с дурными репродукциями и изложением библейских и мифологических сюжетов (за отдельные деньги).
АНТОЛОГИЯ НАИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЫП. 3. На этот раз помогли с текстами читатели. Линор Горалик, правда, улетела в Италию и не прислала новой порции газетной поэзии. Название антологии пришлось откорректировать, а почему - видно из дальнейшего.1. На газетную вахту заступил Алексей:Вот еще один экспонат в вашу антологию. Напечатано в рубрике Classifieds журнала "Афиша". Автор анонимный:
Твои груди как магнит
Для моих ладоней
Я люблю тебя одну
Из вокруг всех Олей!
Красота последней строчки чарует. Мне кажется, что можно основать еще и антологию наивной прозы. В качестве первого экспоната предлагаю пассаж из газеты "Что делать??? Как жить? Специальный выпуск для тех, кто хочет быть СЧАСТЛИВЫМ, ЗДОРОВЫМ И БОГАТЫМ". Газета эта пришла к нам на работу по почте из г. Шахты Ростовской области. Отправитель осведомлялся, сколько будет стоить перевод этого издания на греческий язык. Издание оказалось прелюбопытным. Оно посвящено только двум предметам - кроликам-акселератам и голубой глине. Издает газету, а по совместительству и реализует описанные в ней товары, корпорация "Интержелдортрансмашпуть". Так вот, о кроликах. Для них некто "профессор, лауреат международной премии "Факел Бирмингама", лидер международного бизнеса И.Н.Михайлов" придумал "открытие, признанное во всем мире как революционное и прогрессивное": "Автомат для Выращивания Кроликов-акселератов". Далее цитирую точно по тексту: "Кролики-акселераты - это животные, никогда не вдыхавшие запаха навоза, сосавшие маму до трехмесячного возраста, живущие в просторном, чистом, сверкающем белизной ярусе, питающиеся 80 раз в сутки, пьющие вволю самоочищающуюся воду, зимой нагретую до температуры тела, летом прохладную, он не знаком с ветеринарным врачом, одет в шкурку, не уступающую по красоте и прочности шубе песца. Он почти не знаком даже с собственным хозяином, заглядывающим к нему всего раз в неделю". Далее читать невозможно, ибо в глазах мутнеет от набежавшей слезы. Бедный, бедный кролик-акселерат! Гадкий, гадкий профессор И.Н.Михайлов, лидер международного бизнеса! На греческий это издание мы переводить не решились, но тем не менее выбрасывать не стали. Время от времени перечитываем для поддержания бодрости духа. В следующий раз - о голубой глине. Т.б. там и стихи есть.2. Н.Колпий напомнил о существовании русскоязычной прозы с акцентом (я, помнится, когда-то сам такую с удовольствием цитировал). Вот присланный им образец туристического стихотворения в прозе (также скопированный из "бумажного" гида). Звуки чисто италианские:Прекрасно пребывание на зеленеющих холмах Абруццо, погружённых в одобряющие пейзажи, наслаждающиеся ожиданием летнего отдыха. В этом оазисе покоя, только Вам остаётся решать: как, где и когда выходить для ничего не делания, чтобы не спеша начать свой отпуск. С оживлённым побережьем, находящимся всегда под рукой, внутреннее Абруццо приглашет на экскурсии пешком и на лошади в защищённых зонах, посещение горожан со многими историями, замков и скитов с таинственным видом, пробование разнообразной кухни, античных вкусов. А также - художественные народные праздники, фальклёрные спектакли и праздники на площади: всё это вместе с гостеприимством местных жителей. Как многие стрелы из лука, абруццевская земля оставит в Вас глубокий след.
3. Виктор Самодов справедливо напомнил о гражданской тематике. Текст не датирован, так что трудно судить, что было раньше - фильм Говорухина или стихи Железнова. Впрочем, Говорухин всегда был народным кинорежиссером, то есть творил в несколько фольклорном жанре, снимающем вопрос об авторстве и приоритете:ОТЕЦ
Между прочим, в трех текстах из шести, представленных на этой странице, упоминаются фотомодели, что явно указывает на известный вуаеризм левопатриотического сознания:
Часов в шесть, отпуская шофера,
Господин Комаровский, делец,
Отложив до утра все аферы,
Поразвлечься решил наконец.
И, желая девичьего тела,
Комаровский поехал в бордель.
Обслужила барыгу умело
Неудачница-фотомодель...
Взяв винтовку отца-партизана,
Ее папа к борделю шагал,
От соседа он, от наркомана
О работе дочурки узнал.
Отодвинул сурово охрану:
"Отойди, я стреляю с трех лет",
В комнатушку вошел - на диване
Его дочка, делец и... минет
Взвел курок на блестящей винтовке
И, не целясь, бабхнул в дельца.
Хмуро дочке сказал: "Шалашовка,
Опозорила деда, отца.
Ты поедешь в далекий поселок,
Поработай на предков земле!
А я, старый, поживший геолог,
Посижу на судебной скамье.
Не боюсь ни бандитов, ни черта,
Приговоры меня не страшат -
Не хочу, чтоб ублюдская кодла
Покупала российских девчат!"
АЛЕКСАНДР ЖЕЛЕЗНОВ (http://www.om-express.ru/~sem/ksoptit.html)В посольстве скрываются янки,
Это будет в октябре текущего года. Непонятно, как банкиры в мотель танк затащили и почему они вместо того, чтоб дрожать, предаются свойственным им утехам групповой любви. Ой, простите, запятую не заметил. А почему на танке? А потому что Ленин на броневике, а Ельцин - на БМП (или БТР? не помню). Для статуарности. Хотя и прохладно в октябре на броне... Кстати, а вот Путин - на истребителе... впрочем, вернемся к нашим поэтам.
Банкиры забились в мотель,
И трахают взводом на танке
Шикарную фотомодель.4. Стиховед и академик Семенов, как водится, вместо поисков оригинально наивной поэзии пошел по пути центонного экспериментаторства и умудрился породить вполне наивный текст, соединив заключительные стихи четырех переводов одного сонета известного английского автора:Все мерзостно, что вижу я вокруг...
Но как тебя покинуть, милый друг!
Устал я и охотно смерть приму.
Но как тебе тут будет одному?
Устал я жить и смерть зову скорбя.
Но на кого оставлю я тебя?!
Я, утомленный, жаждал бы уйти,
Когда б тебя с собой мог унести!Шлите тексты для антологии!
Автор предыдущего задания, потерявший все призовые очки, спросил, почему я назвал стихи об отшельнике "прозрачным центоном". "Центоном" - приблизительно (хотя принцип к центонному близок), а "прозрачным" - потому что, по моему разумению, девятнадцативечная природа стишка выдает Пруткова с головой. Итого у Пруткова целых 3,928571428571 (заметим, значительную часть высоких оценок составили выставленные Кибирову и Гандлевскому), а у остальных так:
17 баллов - Н.Колпий; 15 баллов - pshusha; 11 баллов - Маша; 8 баллов - Ю.Володарский, mL; 5 баллов - Кузнецов, Савватий, М. Сазонов; 4 балла - Бродский, Кость Скрыптум 3 балла - Амин, 7 черепах, Н.Сорокин; 2 балла - a_l, Igor Astapov, Ia-Ia,, Климперт-Крутько, Кузя, Леонид, Лошадь, mgm, olga, Сергей; 1 балл - DA, dmkom, Semen Gorbunkov, А.Носков, Лиза Кабинетова, Карина, Кум, Лена, LenaZ, mgm, mm, Наталья, СЕМЕНОВ, Сочный, Фи, hcab; вне игры - Аничка, Виталий Боровиков, тё. Сегодня нас ждет - в русле нового направления раздела "Политика" в РЖ - какой-то сплошной национал-большевизм: Пришлите свое задание:
Итак - несколько историй на тему "и лишь много времени спустя я понял..." Собственно, историй три. Первую прислал Ю.Н.:Думаю, это было в 1962 году зимой, когда я опять болел воспалением легких. Уже сюда можно вставить ключевую фразу, потому что через много лет я натуральным порядком понял, как себя чувствуют родители больных детей, но это было бы утверждение тривиальное и никакой не мемуар. А тогда меня положили на дровни и повезли через лес в больницу, где и оставили, ну да мне было не привыкать. Больница была на опушке, а окна палаты нашей как раз выходили на так называемую новую тимковскую дорогу, которая была зимой и летом дорога в лучшем виде, а весной и осенью не была, то есть до того, что ночью после сильного дождя приходил злой детдомовский шофер Иван (детдомовская была единственная в деревне машина с двигателем внутреннего сгорания, если не считать неподвижной пожарной и бывшего трактора, который нам было позволено разломать на подшипники), и все мальчики шли в лес к определенной большой луже разгружать и вытаскивать машину. В палате было человек двенадцать, а жизнь была довольно однообразная. Летом было лучше, потому что ходячие больные шли в сад или в лес за дорогу или косили сено для больничной коровы - забава, - а зимой мы сидели внутри, играли в дурака или читали что-нибудь, а также ели (тоже забава, впрочем). У соседа-старика были очень интересные и немного страшные зубы. Он их стеснялся и мыл у титана, когда народу вокруг было поменьше. Еще мы дружили со старым одноногим кровельщиком, который и рассказал мне тогда, что сусальное золото бывает в книжечках и что хорошо тому живется, у кого одна нога: и порточина не рвется, и не надо сапога. За картами он очень кудряво ругался. С тех пор (много лет etc.) я кое-чего слышал и всего припоминать не стану, чтоб не соврать, но вот когда он заходил с туза, то всегда говорил "е.*ый кастрец!"- и это было всеми ценимое словоупотребление, своеобразное. На соседней койке со мной лежал молодой тихий алкоголик с очень черными волосами торчком (руки тряслись у него), и была у него чудная книга без начала и конца, неизвестного автора. Никогда, никогда больше не читал я такой замечательной книги (ну, разве что следующей зимой, когда болел желтухой: С.Бабаевский, "Кавалер З.З."): там были нитроглицерин, пещера, пираты, отчаяние и спасение путем неожиданной торпеды. И только через много лет (два, предположительно) я узнал и соответственно понял, откуда взялась торпеда, когда совершенно опять-таки натуральным порядком дошел до правильного тома в библиотеке. Семена же Бабаевского мне пришлось оставить в инфекционном бараке, и с тех пор я его никогда не читал, и только помню, что написано было энергично и решительно, а Гитлера там убивают молотком.
Вторая история прислана неизвестной доселе читательницей и воспроизводится целиком, а орфография сохраняется:Здравствуйте, Роман! Мы незнакомы, поэтому извините, что так офицеально (на "Вы"). Я прочла у Вас на сайте некоторые стихи, подумала и все-таки решила прислать Вам историю. Беда в том что она произошла не со мной, а с одной моей знакомой. Имени ее я Вам не скажу (хотя она все равно ничего не узнает). Назовем ее Маргаритой Я. Итак, история начинается. Моя знакомая Маргарита Я. была с виду симпатичная девушка. Она училась в институте культуры города Н.Н., кажется, на искусствоведа или на философа. Но эта интелектуальная профессия, пожалуй, была ей не к лицу - она сильно увлекалась одним парнем. И тем же самым парнем, по странному стечению обстоятельств, увлекались почти все девчонки у нее на курсе. Так уж, наверно, сложилась жизнь. Вы скажете, что многие истории так начинаются, но лучше читайте дальше. Этот парень был по возрасту несколькими годами старше и уже известный художник. Его звали Вовкой. Его приглашали на международные выставки, конкурсы, состязания и так далее. Конечно, девушек это интреговало. Но больше всего их привлекали его глаза, насмешливые и как будто жадные (но не в смысле ценностей). Он писал уже очень профессиональные картины в стиле экспрессионизма. Маргарита Я. любовалась его творчеством и хорошо его понимала. Или ей это только казалось?... Вовка стал гулять с Маргаритой, предпочтя ее многим другим девушкам (у него как Вы уже, возможно, поняли, был богатый выбор). Правда, в силу моральных принципов он боялся лишить невинности Маргариту Я., так что удовлетворял свое желание все-таки с другими. Маргарита Я. делала вид что ее это волнует не больше, чем какая-нибудь мелочь, но в тайне переживала и однажды решилась на отчаянный поступок: на дружеской пирушке уединилась с постороннем парнем и уступила его страсти. После этого ее друг Вовка уже не мог обращаться с ней, как с девочкой. Но это было лирическое отступление, а сама история заключалась в другом. Дело в том, что Вовку все привыкли считать великим человеком и за это прощали ему всевозможные причуды. Вовка переехал в дом к родителям Маргариты Я., очистил комнату и стал приносить туда с помойки экстравагантные вещи. Однажды принес даже китайский зонтик. Родители Маргариты пробовали сначала с ним спорить, но скоро сдались. А своей девушке он говорил: "Пойми, это все для тебя!" Она знала, что он злоупотребляет "коноплей", но молчала - ей казалось что она все понимает. Кстати, ее родной отец тоже иногда приносил вещи с помойки в дом. Потом Вовка стал воображать о себе все больше и больше, заявлял например, что мир в опасности и только он один может его спасти. Маргарита Я. с ним соглашалась хотя это спасание мира выражалось у него в безумной причуде: он говорил, что должен дышать через одну ноздрю и всегда клал в нос вату или вставлял палец. И только потом Маргарита Я. поняла, что ее друг Вовка просто сошел с ума на почве наркомании (хотя это было давно уже ясно). Это произошло, когда старая школьная учительница попросила Вовку сделать в своей квартире ремонт. Этой жадной женщине просто было жалко заплатить рабочим. Вовка согласился, дал другие ключи Маргарите Я. и сказал, чтобы она пришла позже. Когда она пришла, то застала такую картину - в квартире на пол бежит вода, в переполненной ванной моются и сверкают елочные игрушки. Сам же Вовка ободрал все обои и чертит на стене перевернутую букву "Я", простите, человеческим калом. Вот такая история. Он там, оказывается, в чужой квартире нашел следы Сатаны и старался, с помощью магических знаков его прогнать. Это послужило Маргарите Я. хорошим уроком. Глотая слезы, она выгнала Вовку из дома и расторгла договор о браке, который вот-вот должна была подписать. Говорят, что он даже совершил самоубийство, но это случилось много лет спустя. Вот такие страшные вещи иногда происходят на наших глазах. Уважающая Вас, Люба К.
Третью историю я сам расскажу. А дело так было - Тарас Шумейко жил в общежитии для семейных студенческих пар. Это в те времена считалось высшей степенью счастья, поскольку общежития эти были просто квартирами в обычном панельном доме, где под одной крышей сосуществовало несколько семей. Кстати, ужасный эксперимент ретроспективного переноса коммунальной практики на посткоммунальное жилье; я сам несколько лет в таких условиях провел. Никакая коммуналка не сравнится. Так или иначе, а Тарас Шумейко со своей женой Наташей жили в такой посткоммуналке на пару с одним эстонским многодетным семейством. Глава того семейства учился в сельскохозяйственной академии, по-русски говорил плохо и дружелюбия особого по отношению к соседям не проявлял. С другой стороны, сами посудите, какое тут дружелюбие, когда к Тарасу Шумейко приходил все время его друг Александр Заполь, и они, заняв кухню, пили там все время чай, а подчас и пели все время песни, сильно все время при этом шумя? А тут, например, зачет по анатомии коней и дети орут от постороннего шума. Итак, дружелюбия сосед не проявлял. Но вел себя при этом всегда исключительно корректно. В общем, однажды Тарас Шумейко и его друг Александр Заполь сидели на кухне и сильно шумели. Через некоторое время корректно вышел сосед и хмуро, но тоже корректно, сказал по-эстонски, что шуметь нельзя. Тарас Шумейко возразил по-русски, что, мол, есть такой закон - можно шуметь до 11 вечера, а пока еще половина. Сосед неожиданно побагровел и закричал страшным голосом по-русски: "ЗАКОНЫ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ!" После чего покинул кухню, хлопнув дверью. Впрочем, испугавшись такой непонятной реакции, Тарас Шумейко и его друг Александр Заполь также покинули кухню и самое общежитие для семейных и ринулись куда-то по направлению к общежитию на ул. Пяльсони. Там они до утра излагали жуткую историю преображения корректного соседа внимательным собеседницам. Я тоже вскоре услышал об этой истории и был поражен вспышкой темперамента и странной алогичностью реплики соседа-ветеринара. И даже пересказывал эту историю впоследствии, как пример психологической неожиданности в духе писателя Достоевского. И лишь много времени спустя я понял, что сосед, учившийся отчасти по русским учебникам, знал слово "загон" лучше, чем слово "закон" (которого, может, и вовсе не знал, не юрист, чай). И что в реплике Тараса Шумейко это слово стало для него ключевым. И что остальную часть реплики он, плохо знающий по-русски, реконструировал в духе великодержавном и оскорбительном. Что-нибудь вроде: "Мы тут шумим, сколько хотим, а ты, зверь, ступай в свое стойло!" И что поведение его, учитывая мою гипотезу, за рамки корректности так и не вышло. Учите языки, в общем, а то темпераменты разные на свете бывают. И присылайте свои истории.
Омажем начали - омажами и закончим. Автор выражает неизменную признательность разделу "Net-культура". Раздел возник в журнале после появления нашей колонки, которая органично в него вписалась и счастливо внутри него существует. На днях разделу исполнилось два года. Отдельные слова благодарности - редактору "Net-культуры" г-ну Е.Горному. Этот удивительный человек всегда проявлял чуткость и внимание по отношению к авторам раздела. Приведу пример. Однажды мы сидели с ним у г-на С.Шахвердова в Тарту и говорили о новейших тенденциях в развитии отечественного литературоведчески-биографического жанра. Г-н Е.Горный страшно кипятился, пучил глаза и кричал мне бессмысленные слова: "Ты и Гитлеру будешь ж... подтирать!" И вдруг прервался, поглядел ласково и говорит: "Рома, у тебя шнурок развязался". Шутки шутками, а "Net-культура" видится мне неким значимо живым рудиментом того состояния дел, которое я пытался описать в начале сегодняшнего выпуска, и которое лучше всего определяется именем "Zhurnal.ru". Кстати, ожил курилка! Туда вернулся известный сибарит, академик и меломан Вилли П. теперь уже со своим собственным доменом. Ура, Вилли! А я на этом заканчиваю свои дозволенные речи и перехожу в режим активной педагогической деятельности.