www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Активной педагогической деятельности (отчитываюсь) не получилось - какая-то пассивная. Весна что ли, авитаминоз, снег идет, и прочие болезни. Болезненность можно, впрочем, культивировать и даже добиваться при этом неплохих результатов. Такой культивацией была, конечно, культура романтизма в ее русско-французском варианте (прошу прощения за еще одно общее место), но апогея эта культивация достигла в творчестве русского автора, которому и посвящена предлагаемая страница. Тоже мысль не сильно оригинальная - еще современники приклеили к Ф.М. кличку "жестокий талант" (не без намека на французского маркиза). А один демократический немец даже написал целую книжку о психопатологии, где все примеры были из Достоевского. Меня другое занимает: у М.Л. Гаспарова в "Записях и выписках" имеется заметка под заглавием "-вцы":"Не случайно ведь толстовцы были, а достоевцев не было" (СЗ 30).
Случайности, действительно, никакой - Толстой все-таки доктрину создавал, где непротивление злу логически продолжалось проповедью необходимости отказа от половой жизни и от ядения цыплят; Достоевский же никакой доктрины не создал, романы лепил на живую нитку и статьи писал отнюдь не в духе толстовских классификаций, а скорее, в духе шаманских камланий - в обморок упасть можно, а пересказать трудно. Толстой - Моисей, а Достоевский - Даниил скорее. Или Иеремия. И тем не менее, были достоевцы, целая эпоха была, до сих пор не кончилась. Начало ее датируется достаточно жестко годом моего рождения, когда были переизданы "Проблемы поэтики Достоевского" Бахтина (тогда же, кстати, вышла книжка Голосовкера о Достоевском и Канте) , но расцвет пришелся на семидесятые (настоятельно рекомендую сходить по ссылке). Семидесятые с их разрядкой, нефтедолларами и самоуспокоенностью срифмовались через сто лет с эпохой "Бесов" и "Подростка". Достоевцев тогда было разных много - Горенштейн даже о том целую пьесу сочинил, время располагало. И каждый выбирал, что ему нравилось. Кто - бахтинский диалогизм в разных видах. Он ведь, диалогизм, еще в 1929 году в тоталитарное слово метил. Кто - неомифологические игры с чужими текстами, бриколаж аллюзий и свободу ассоциаций. Собственно, на Достоевском этот метод (в работах Топорова) и обкатывался. Кто - православие, самодержавие и народность с надрывом. Кто - страсти роковые и психологические стратегии. (Помню, была статья в газете - одна известная актриса вроде бы убила своего любовника; автор статьи доказывала, что девушка просто Достоевского слишком много читала, а вот от Тургенева такого бы безобразия не было. Цель благородна, но аргументация странна.) Помните этих настасий филипповн (Светка говорит, что так склонять надо) в пончо, этих раскольниковых с "Беломором", этих мышкиных с Солженицыным, обернутым в газету, под мышкой? Ну, кто не помнит по малолетству, пусть на слово поверит. Мир был полон скандалов, страстей и религиозных исканий. Даже странно все это теперь припоминать. Достоевский был некими дрожжами, на которых время всходило. Чтение его было так же обязательно для среднего интеллигента, как и за сто лет до того. Оппозиционность была подтверждена афористическим отзывом Ленина ("архискверный писатель") и долгим замалчиванием (когда, интересно, "Преступление и наказание" в школьную программу ввели? - мои родители этого еще не застали). Кстати сказать, особая роль Питера в культуре того времени в значительной степени держалась все на том же Ф.М. Москвичи - они были больше по части на гитаре поиграть, а питерцы - разговорами брали. Академическое собрание сочинений в переплетах бледно-зеленых, цвета белых ночей и лиц героев, стало бестселлером (в буквально-коммерческом смысле). Кстати, хорошее было собрание. А впрочем, так никуда это и не делось. Временами я своих студентов-первокурсников опрашиваю насчет любимых писателей. Достоевский по-прежнему лидирует в списках (уступая еще более массовому автору М&М). Да что первокурсники - в газеты загляните. Всюду слезинка ребенка, геополитика и светская хроника (прямо как в "Идиоте"). Не говоря о сюжетах, которые и у Достоевского - из газет. Эта заметка пишется потому что надоело. Надоел и этот мнимый диалогизм с обязательной моралью, и патологическое многословие, и страсти с фрейдистской подкладкой, и рационалистическое шаманство, и подтексты из всех мыслимых и немыслимых авторов прошедшего и будущего, и тоска по семидесятым, и групповая падучая, и деньги эти тысячами, и толпы в этих комнатах с желтыми обоями, и поэмы в трактирах, и любовь с ножиком в кармане и перехваченными письмами на груди. Хочу к Чехову. Где тоска. Как раз такая, простая и понятная сердцу, какая на сайте поклонников Достоевского вас ожидает на входе:СУПЕРСОБЫТИЕ Господа! 17 марта 2000 г. в 3 ч. ночи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие. У Алексея Дмитриевича Достоевского, единственного праправнука Ф.М. Достоевского по прямой мужской линии родилась дочь - Анна Алексеевна Достоевская, прапраправнучка Федора Михайловича (рост - 52 см.; вес - 3 кг 450 г). Девочка названа в честь своей прапрапрабабушки - Анны Григорьевны Достоевской.
А в "Господине Прохарчине" фамилия героя - Зимовейкин - явно восходит к станице Зимовейской, родине самозванца Емельки Пугачева. Источник очевиден: "История Пугачева" Пушкина. Ср. также тему самозванчества у Достоевского:"Наполеон вы, что ли, какой? что вы? кто вы? Наполеон вы, а? Наполеон или нет?! Говорите же сударь, Наполеон или нет?.."
(о Наполеоне и самозванческой теме см. нашу работу: 1812: две метафоры// Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. II. (Новая серия). Тарту, 1996. С. 68-104); а также описание внешности героев:"При сем слове экзекутор дал знак: палачи бросились раздевать его; сорвали белый бараний тулуп; стали раздирать рукава шелкового малинового полукафтанья" ("История Пугачева"); "Правая сторона его лица была чем-то заклеена; опухшие веки были влажны от гноившихся глаз; фрак и все платье было изорвано <...>" (Зимовейкин в "Господине Прохарчине);
Также ср., разумеется, лейтмотивную фразу "Господина Прохарчина" "голова отгорит" в связи с темой декапитации. Таков я в наготе своего цинизма, а посвящаются эти две заметки, конечно, пребывающей во Флориде И.А. Аврамец.
В.Г. Беспрозванный рассказывал, что его одесский сосед-алкоголик однажды сказал некоему молодому человеку в ответ на требование отдать три рубля: - Ну ты - Достоевский! - Почему Достоевский? - удивился молодой человек. - Достал потому что, - пояснил сосед.
АНТОЛОГИЯ НАИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЫП. 4. 1. Эти стихи найдены все на том же сайте поклонников Достоевского. Очень славные.
Достоевскому
Со мной случилось что-то непонятное, -
Я к шкафу подошла,
В душе шумело что-то невнятное,
Я книгу взяла,
Её открыла и о времени забыла.
Мне стали строки на вопросы отвечать.
Перед глазами всё родное что-то плыло,
Но было это сложно понимать.
Казалось мне, что там я находилась,
Сочувствуя герою всей душой.
В моей груди всё сердце билось, билось,
Я поняла, что это автор мой.
Он думает, как я, как я он мыслит,
И излагает то, что мне родней,
Он, прямо, мою душу как-то чистит,
Дает понять мне всю текучесть дней.
Его мне книга ни одна не надоела,
Могу читать я их всегда.
И говорить теперь могу я смело,
Что пронесу любовь к нему
Сквозь испытанья, холод мира и года.
Князю Мышкину
Я хотела бы встретить тебя,
Обо всем с тобой говорить.
Знаю, жил ты людей возлюбя,
Тех, которых нельзя возлюбить!
Идиотом являлся ты
Для людей, что забыли про совесть.
В душах не было их красоты, -
Так печальна поэтому повесть.
Ты своей заражал добротой
Свет ее иногда принимали.
И души ты обрел покой,
Тот, который тебе не давали.
Ты любил очень сильно, поверь, -
Так простые не любят люди!
Закрывала Она свою дверь,
Понимая, что счастье погубит. Мarica
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/mysli.html2. А эти стихи написала (и даже издала в десяти экземплярах!) Надежда Шамбала - поклонница одной певицы. Певица - по ссылке, а стихи - отчасти в том же жанре:Явление Иосифа В ночь Дня Святого Валентина
А вот из той же поэтессы - на другую тему:
явился мне Иосиф Бродский
И он спросил меня - "Скажи
как именуется страна
в которой ты живешь, Богиня"
И я ответила - Иосиф
мою страну зовут Россия -
она же первая твоя
Родина, лежит на коей
позор изгнания тебя
Позор изгнания тебя -
не помнишь иль? - России ты
и умирая не простил...
Иосиф, я живу в стране,
тобою так и не прощенной.."
И удивился очень бродский-
"Как мог я не простить страну,
В которой РАДА пребывает?!
Прощаю! И благословляю!"
сказал Иосиф и исчез.ПИНГВИНЫ Из ста снесенных за сезон
(на самом деле там еще много прекрасных стихов, но надо остановиться).
яиц пингвинихой, припрятав,
спасти лишь семь ей удалось
от пожирающих их тварей.
И Муж пингвинихи - пингвин,
на берег выйдя из воды,
сказал жене спасибо и
сам сел высиживать птенцов.
Подобно курице-наседке:
заботливо, серьезно, стойко
пингвин высиживал своих
грядущих деток-пингвинят.
Его ж пингвиниха ему
ловила рыбку на обеды...
К чему веду я? - Ни к чему:
милы пингвины просто.3. Эту прозу из газеты опять прислала Л. Горалик. В том же, пожалуй, жанре. То есть, среднее, между пингвинами и Достоевским. Предлагаю воспринимать как верлибр:Тебя, не утратившего способность любить,
Тебя, тоскующего по теплу, женственности, ласке, красоте,
Тебя, способного не только брать, но и отдавать,
Тебя, мужчину, рожденного
под знаком Рака, Скорпиона, Тельца, Рыб, 40-45 лет,
европейского происхождения,
не лишенного очень важного чувства - чувства юмора, -
так долго ищет женщина.
Так сделай же шаг
мне навстречу.
Хотя я знаю, что ты
не любитель писать,
легче поднять телефонную трубку,
но переступи через это,
не всегда в жизни легкий путь -
самый верный.
А вдруг ты искал меня всю жизнь?
(доска объявлений, "Панорама", Израиль, 5 апреля)4. А вот из книжки - про ботанику и любовь, бузину и погоду. А. Б.-О. прислала:Эти ясени Галя Попова садила
Чернокосая, чернобровая,
Черный глаз озорной.
И когда их садила, то сильней полюбила,
Потому что садила не под дождь проливной,
а под снег и мороз.
Недосуг было Гале дожидаться тепла,
И на ясени сразу же вьюги напали,
Заходила метель от ствола до ствола.
А.А. Прокофьев. Лирика 19565. Насчет этих стихов я сомневался. Как-то не очень мне верится в их искреннюю наивность. Но раз уж Илья Овчинников прислал, рискуя опоздать на электричку, невозможно не опубликовать. Тем более, опять про любовь. Весна...МОЮ ДЕВЧОНКУ ТРАХНУЛ КОММЕРСАНТ
Все, на этом остановлюсь, а то опять Достоевский выходит.
Мою девчонку трахнул коммерсант -
На "Вольво" с лекции отвез к себе на дачу...
Его за это я ногами отхреначу,
На шее затяну пеньковый бант!
Я слово дал, что отомщу буржуям всем -
Девчонку брошу, в революцию пойду,
Свою судьбу в грозе и мятеже найду,
Из гроба улыбнется Ким Ир Сен!
Теперь люблю я партизанку из журнала,
Качаюсь в зале и учусь стрелять из хижин.
Заплывших жиром гадов дико ненавижу,
Все сделаю, чтобы на свете их не стало!
Я революция люблю, и в этом прав я,
И коммунистом с детства стать хочу я!
Не троньте наших девочек, буржуи,
Не избежать кровавой вам расплаты!
Давид Шухер,
студент филологического факультета МГУ
(напечатано в листовке "Студенческая защита", которую бесплатно раздавали в сентябре 1995 года в одном из вестибюлей I Гуманитарного корпуса МГУ, ввиду близкой годовщины так наз. октябрьских событий. В четвертой от конца строчке там будет именительный падеж вместо винительного, но так было в оригинале. В листовке опубликовано под шапкой "Новое искусство".)
Я догадался, что это - неизвестный мне автор, а там один такой был. Н. Колпий разъяснил так:
В загаданном произведении, при всей его большевистско-маяковской риторике, есть что-то совершенно неконвенциальное. Трудно представить, чтобы автор этих причудливых строк сделался признанным, статусным советским литератором. А ведь - с небольшими оговорками - четверо их пяти членов списка таковыми были. В остатке - Вячеслав Ковалевский (1897-1977) , автор стихотворения "Трауермарши… Ребра…" (1921).
Ладно, Ковалевский получил 3,3, а Н. Колпию его хитрость удалась - он лишь одного балла лишился: 16 баллов - Н. Колпий; 15 баллов - pshusha; 11 баллов - Маша; 8 баллов - Ю. Володарский, mL; 7 баллов - Сочный; 5 баллов - Кузнецов, Савватий, М. Сазонов; 4 балла - Бродский, Кость Скрыптум 3 балла - Амин, 7 черепах, Н.Сорокин; 2 балла - a_l, Igor Astapov, Ia-Ia,, Климперт-Крутько, Кузя, Леонид, Лошадь, mgm, olga, Сергей; 1 балл - DA, dmkom, Semen Gorbunkov, А. Носков, Лиза Кабинетова, Карина, Кум, Лена, LenaZ, mgm, mm, Наталья, СЕМЕНОВ, Фи, hcab; вне игры - Аничка, Виталий Боровиков, тё. Угадал автора Сочный. На его же слова споемте, друзья! - Пришлите свое задание:
Накопившиеся истории на тему "и лишь потом я понял" (с вариациями) я перенесу в следующий выпуск. А на закуску - очередной 4х6 от Ю.Н.:...В конце концов, ведь не Аввакум же, ну совру я -- никому хуже не станет, а если затейливо совру, так чтущему и слушающему же будет радость. Спрашивается, надо ли в подтверждение этого сомнительного тезиса приплетать разных знаменитых философов и, допустим, мастеров языкознания, или можно ограничиться бабушкой моей Анастасией Абалешиной в игривом настроении? Не знаю, что и ответить. В голову мне иногда приходят мысли, все больше по одной и не каждый день. Какой-то прославленный советский поэт, кажется, А. Вознесенский, описал своего современника, как у него в голове две или три маленькие черненькие мысли. Так я вам скажу, ничего не понимает этот поэт в том, о чем пишет. ("Мыслил Асмус", сказал он про какую-то вечеринку в другом своем сочинении, коротко и затейливо). Нормальному человеку, даже никакому не счастливому современнику А.В., за глаза хватает и одной в день, и вовсе не обязательно, чтобы все были разные. Я за последние три года познакомился со специально тренированными людьми, которые вообще никогда не думают и не должны думать, а иначе пропадут (солдаты, полагаете, или там пожарные парашютисты? Ага, вроде того...) И, доложу я вам, одна мысль не каждый день и ни одной никогда - это разница бесконечная, два разных мира, как если бы один гуманоид звучал, а другой октопуз понимал бы только наощупь. Так вот, и с одной дай Бог справиться, и тут и бабушка, и N.N. могут помочь, а могут только в ногах запутаться. Не будем их вообще поминать. И особенно не будем поминать некоторых французов, которые нужны больше для упаковки, чтобы получше продать, а мы ведь с вами не на международном рынке. Один, без бабушки, возвращаюсь я к исходному тезису и замечаю, что "не любо - не слушай, а врать не мешай" есть чисто фольклорный принцип. Анонимно выступаешь - ври на здоровье, но на авторство не претендуй. А как только мы выходим открыто на публику со своими историями, она тут же начинает нас оценивать по законам чего? Жанра какого-то... (Это что я пишу? 4х6? Дда... это дома коробка 4х6, а на публике я даже не знаю что. Так точно в народной песне наивный юноша собирается поздно домой, а девушка его грациозно отговаривает: тебя девки переймут, шишек-банок надают.) Иной автор со своими словами ни в какие жанровые рамки вообще не лезет и за это есть анафема; кроме того, и самому хуже: любимые мысли пропадают для потомства. Скажем, Розанов их рассеивал по предисловиям, где попало - а впрочем, у него много было. С другой стороны, жанр можно ведь и подделать, даже и с целью наживы. См. историю поддельной украинки: типичный Случай Перекрашенного Орловского Рысака - сочиненная история нахально состязалась и победила в категории документальных (интересно, если это замечание перевести на аккадский и выбить клинышками, а потом нечаянно найти, будет сенсация или нет). Другой вопрос, что нынче вообще допускают к документальным скачкам, и мне это даже гораздо интереснее, но дюймы кончились, а морали так и не вывел. Может, в другой раз? Автор в смятении чешет в затылке.
И я тоже в смятении чешу в затылке - вроде бы начал о Достоевском, и даже хотел историю в духе оного про изотоп стронция рассказать... Да вот не пришлось. Слишком было бы к слову. Весна, я же говорю, авитаминоз и прочий диалогизм с полифонией. Будем считать, что я этого выпуска не писал.