dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 10 апреля 2000 года

    Будем считать, что я этого не писал

Место
www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html

Активной педагогической деятельности (отчитываюсь) не получилось - какая-то пассивная. Весна что ли, авитаминоз, снег идет, и прочие болезни.

Болезненность можно, впрочем, культивировать и даже добиваться при этом неплохих результатов. Такой культивацией была, конечно, культура романтизма в ее русско-французском варианте (прошу прощения за еще одно общее место), но апогея эта культивация достигла в творчестве русского автора, которому и посвящена предлагаемая страница.

Тоже мысль не сильно оригинальная - еще современники приклеили к Ф.М. кличку "жестокий талант" (не без намека на французского маркиза). А один демократический немец даже написал целую книжку о психопатологии, где все примеры были из Достоевского.

Меня другое занимает: у М.Л. Гаспарова в "Записях и выписках" имеется заметка под заглавием "-вцы": Случайности, действительно, никакой - Толстой все-таки доктрину создавал, где непротивление злу логически продолжалось проповедью необходимости отказа от половой жизни и от ядения цыплят; Достоевский же никакой доктрины не создал, романы лепил на живую нитку и статьи писал отнюдь не в духе толстовских классификаций, а скорее, в духе шаманских камланий - в обморок упасть можно, а пересказать трудно. Толстой - Моисей, а Достоевский - Даниил скорее. Или Иеремия.

И тем не менее, были достоевцы, целая эпоха была, до сих пор не кончилась. Начало ее датируется достаточно жестко годом моего рождения, когда были переизданы "Проблемы поэтики Достоевского" Бахтина (тогда же, кстати, вышла книжка Голосовкера о Достоевском и Канте) , но расцвет пришелся на семидесятые (настоятельно рекомендую сходить по ссылке).

Семидесятые с их разрядкой, нефтедолларами и самоуспокоенностью срифмовались через сто лет с эпохой "Бесов" и "Подростка". Достоевцев тогда было разных много - Горенштейн даже о том целую пьесу сочинил, время располагало. И каждый выбирал, что ему нравилось.

Кто - бахтинский диалогизм в разных видах. Он ведь, диалогизм, еще в 1929 году в тоталитарное слово метил.

Кто - неомифологические игры с чужими текстами, бриколаж аллюзий и свободу ассоциаций. Собственно, на Достоевском этот метод (в работах Топорова) и обкатывался.

Кто - православие, самодержавие и народность с надрывом.

Кто - страсти роковые и психологические стратегии. (Помню, была статья в газете - одна известная актриса вроде бы убила своего любовника; автор статьи доказывала, что девушка просто Достоевского слишком много читала, а вот от Тургенева такого бы безобразия не было. Цель благородна, но аргументация странна.)

Помните этих настасий филипповн (Светка говорит, что так склонять надо) в пончо, этих раскольниковых с "Беломором", этих мышкиных с Солженицыным, обернутым в газету, под мышкой? Ну, кто не помнит по малолетству, пусть на слово поверит.

Мир был полон скандалов, страстей и религиозных исканий. Даже странно все это теперь припоминать.

Достоевский был некими дрожжами, на которых время всходило. Чтение его было так же обязательно для среднего интеллигента, как и за сто лет до того. Оппозиционность была подтверждена афористическим отзывом Ленина ("архискверный писатель") и долгим замалчиванием (когда, интересно, "Преступление и наказание" в школьную программу ввели? - мои родители этого еще не застали).

Кстати сказать, особая роль Питера в культуре того времени в значительной степени держалась все на том же Ф.М. Москвичи - они были больше по части на гитаре поиграть, а питерцы - разговорами брали.

Академическое собрание сочинений в переплетах бледно-зеленых, цвета белых ночей и лиц героев, стало бестселлером (в буквально-коммерческом смысле). Кстати, хорошее было собрание.

А впрочем, так никуда это и не делось.

Временами я своих студентов-первокурсников опрашиваю насчет любимых писателей. Достоевский по-прежнему лидирует в списках (уступая еще более массовому автору М&М). Да что первокурсники - в газеты загляните. Всюду слезинка ребенка, геополитика и светская хроника (прямо как в "Идиоте"). Не говоря о сюжетах, которые и у Достоевского - из газет.

Эта заметка пишется потому что надоело.

Надоел и этот мнимый диалогизм с обязательной моралью, и патологическое многословие, и страсти с фрейдистской подкладкой, и рационалистическое шаманство, и подтексты из всех мыслимых и немыслимых авторов прошедшего и будущего, и тоска по семидесятым, и групповая падучая, и деньги эти тысячами, и толпы в этих комнатах с желтыми обоями, и поэмы в трактирах, и любовь с ножиком в кармане и перехваченными письмами на груди.

Хочу к Чехову. Где тоска.

Как раз такая, простая и понятная сердцу, какая на сайте поклонников Достоевского вас ожидает на входе:
Глупости
А в "Господине Прохарчине" фамилия героя - Зимовейкин - явно восходит к станице Зимовейской, родине самозванца Емельки Пугачева.

Источник очевиден: "История Пугачева" Пушкина. Ср. также тему самозванчества у Достоевского: (о Наполеоне и самозванческой теме см. нашу работу: 1812: две метафоры// Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. II. (Новая серия). Тарту, 1996. С. 68-104); а также описание внешности героев: Также ср., разумеется, лейтмотивную фразу "Господина Прохарчина" "голова отгорит" в связи с темой декапитации.

Таков я в наготе своего цинизма, а посвящаются эти две заметки, конечно, пребывающей во Флориде И.А. Аврамец.
Слова
В.Г. Беспрозванный рассказывал, что его одесский сосед-алкоголик однажды сказал некоему молодому человеку в ответ на требование отдать три рубля:

- Ну ты - Достоевский!

- Почему Достоевский? - удивился молодой человек.

- Достал потому что, - пояснил сосед.
Выписка
АНТОЛОГИЯ НАИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВЫП. 4.

1.

Эти стихи найдены все на том же сайте поклонников Достоевского. Очень славные.
2.

А эти стихи написала (и даже издала в десяти экземплярах!) Надежда Шамбала - поклонница одной певицы. Певица - по ссылке, а стихи - отчасти в том же жанре: А вот из той же поэтессы - на другую тему: (на самом деле там еще много прекрасных стихов, но надо остановиться).

3.

Эту прозу из газеты опять прислала Л. Горалик. В том же, пожалуй, жанре. То есть, среднее, между пингвинами и Достоевским. Предлагаю воспринимать как верлибр:
4.

А вот из книжки - про ботанику и любовь, бузину и погоду. А. Б.-О. прислала:
5.

Насчет этих стихов я сомневался. Как-то не очень мне верится в их искреннюю наивность. Но раз уж Илья Овчинников прислал, рискуя опоздать на электричку, невозможно не опубликовать. Тем более, опять про любовь. Весна... Все, на этом остановлюсь, а то опять Достоевский выходит.
Игра

Правила игры.

Я догадался, что это - неизвестный мне автор, а там один такой был. Н. Колпий разъяснил так:

Ладно, Ковалевский получил 3,3, а Н. Колпию его хитрость удалась - он лишь одного балла лишился:

16 баллов - Н. Колпий;

15 баллов - pshusha;

11 баллов - Маша;

8 баллов - Ю. Володарский, mL;

7 баллов - Сочный;

5 баллов - Кузнецов, Савватий, М. Сазонов;

4 балла - Бродский, Кость Скрыптум

3 балла - Амин, 7 черепах, Н.Сорокин;

2 балла - a_l, Igor Astapov, Ia-Ia,, Климперт-Крутько, Кузя, Леонид, Лошадь, mgm, olga, Сергей;

1 балл - DA, dmkom, Semen Gorbunkov, А. Носков, Лиза Кабинетова, Карина, Кум, Лена, LenaZ, mgm, mm, Наталья, СЕМЕНОВ, Фи, hcab;

вне игры - Аничка, Виталий Боровиков, тё.

Угадал автора Сочный. На его же слова споемте, друзья! -

*
оценка

ваш email

подпись *

Пришлите свое задание:

Текст задания* (ставьте, пожалуйста, перенос в конце строки)


Варианты ответа* (5 имен в алфавитном порядке; ставьте, пожалуйста, перенос после каждой фамилии)

Ваша подпись*

E-mail*

PostScriptum
Накопившиеся истории на тему "и лишь потом я понял" (с вариациями) я перенесу в следующий выпуск. А на закуску - очередной 4х6 от Ю.Н.: И я тоже в смятении чешу в затылке - вроде бы начал о Достоевском, и даже хотел историю в духе оного про изотоп стронция рассказать... Да вот не пришлось. Слишком было бы к слову. Весна, я же говорю, авитаминоз и прочий диалогизм с полифонией. Будем считать, что я этого выпуска не писал.
www.russ.ru следующий выпуск
©1998, 1999, 2000 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999, 2000 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100