dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 5 января 1998 года

Место

http://www.biography.com/
Большая база данных - 20 000 биографий великих людей с поисковой машиной. Я наткнулся на это место случайно: Дженифер позабыла даты жизни Монтеня и попросила по-быстрому разыскать. Как всегда при столкновении с коммерческими заокеанскими продуктами культурного профиля, испытываешь недоумение. Ну, короткие биографии, ясное дело, - вещь бессмысленная сама по себе, а вот критерии отбора в словнике... Разумеется, Ленин тут есть (я проверял - все почему-то с него начинают, родимого). А вот с русской литературой странно. Бальмонт, скажем, есть, а Сологуба нет. Почему? Антисоветская политкорректность? Предпочтение эмигрантам? Или нацменьшинствам - хотя о литовском происхождении рода Бальмонтов ни слова не сказано. Я уж не говорю о том, что год рождения указан неверно. В общем, поосторожней с этим источником. Впрочем, не нам обижаться. На ключевое слово "estonia" обнаруживается восемнадцать персонажей, включая Альфреда Розенберга, Михаила Богдановича Барклая-де-Толли и совершенно необъяснимого Винсента ван Гога. Из всех восемнадцати настоящий эстонец - один. И если вы думаете, что это - Арво Пярт, подумайте еще раз. Это на самом деле - сэр Арви Хиллар Парбо, крупнейший австралийский промышленник. Так что спасибо за Бальмонта.

Кстати сказать, забавная игра - взять такую вот биографию и, пропустив почти все конкретное, оставить голую сюжетную схему. Скажем, так:

Интересно, сколько сюжетов останется после такой редукции, проведенной на всем корпусе биографий?

Выписка

"Никогда не опускайся до поэзии, мой мальчик!"
("Посмертные записки Пиквикского клуба")

Глупости

Вот еще из Диккенса: "Мне это сказал Майкл Джексон, тот самый, что носит синий бархатный жилет с блестящими пуговицами" ("Холодный дом"). Вот пророческая сила искусства! Цитата по памяти, но за имя ручаюсь, да и одежда похожа.
Чем интересен Майкл (не диккенсовский)? Он являет собой воплощенную утопию снятия бинарных оппозиций. Не мужчина и не женщина, не белый и не черный, не взрослый и не ребенок. Или все-таки "и мужчина и женщина" и так далее?
Были такие пупсики у девочек в детском саду, обоеполые. Только интенция пользователя (об этом слове см. в разделе слова) делала их маней или ваней. Пытливый ум, положим, мог заставить дитятю взяться за разоблачение такого квазиандрогинного пупсика, но разгадки не было и там: голый пупсик оказывался начисто лишенным каких-либо первичных признаков. Ни тебе S, ни тебе Z. Что-то похожее чудится в кутанье Майкла Дж., прячет, прячет что-то от публики... а что прятать, если там ничего нет? Как сказано у другого любителя закутаться поплотнее, Гоголя, "совершенно гладкое место".
Ранний Барт разразился бы тут эссеем о гнусной буржуазной сущности бедного Майкла, подменяющего святую идею андрогина ее противоположностью - двойной кастрацией, но мы, вслед за поздним Бартом, лишь улыбнемся: идеальная иллюстрация к концепции Б.М. Гаспарова с его нелюбовью к бинаризму.

(С утра, с отвращением слушая по радио Ф. Киркорова)

Слова

Патриарх Алексий II обратился к посетителям сервера с немыслимо-длинным названием http://www.russian-orthodox-church.org.ru/ со словами:

Дорогие братья и сестры во Христе, пользователи Интернета!

Читая, почему-то улыбаешься. Почему, в чем тут неловкость? Попробуем разобраться по порядку.

1. Традиция vs Новация. Оба обращения - устойчивые конструкции, клише. Первое окрашено воспоминаниями о традиционных употреблениях в церковном контексте (это и произвело, как известно, впечатление в сталинской речи). Второе принадлежит сфере "нового", "неорганического" языка ("пользователь" - калька, "интернет" - варваризм). Возникает эффект макаронической речи.

2. Диффузия клише. Дикое слово "пользователь" употребляется только в технически-деловом контексте, но тут, в соседстве с братьями и сестрами, оно выкидывает неожиданное коленце, проявляя свое происхождение. Дело в том, что и корень "польз-" с его твердым "з" (в противоположность русскому, скажем, в слове "нельзя"), и суффикс "-тель" несут воспоминание о церковнославянской языковой среде. Неологизм оборачивается архаизмом. И ведь действительно было такое слово:

Пользователь, пользитель чей, пользующий, врачующий кого

(Даль).

Кого, действительно? Интернет, наверное, не случайно же он с большой буквы, которая в контексте патриаршего обращения рядом с "братьями и сестрами во Христе" тоже получает дополнительную весомость. Христос и Интернет становятся двумя парадоксально сопоставленными персонажами.
Но и встречная диффузия: рядом с "пользователями Интернета" первое клише тоже трансформируется. То ли сетевая утопия маячит, то ли кощунственный образ Доброго Провайдера.
Упаси Бог, я не глумлюсь. Сам себе задавал вопрос - а как по-другому можно было обратиться? Не знаю. Может быть, этот эффект как раз лучше всего. Сама ситуация модернизации провоцирует улыбку. Это еще сильнее заметно на другой церковной странице, питерской - http://www.orthodox.spb.ru/ Конечно, улыбаешься, читая что-нибудь вроде

Но улыбаешься, испытывая симпатию к автору. И уж конечно это лучше, чем вечный мужик с лопатой, украшенный тарабарской надписью "Under construction"...

Игра

Правила простые - я цитирую стихи, вы с десяти попыток угадываете автора. Один на один можно играть по теннисным правилам (или по пинг-понговым - с переходом подачи) - мы с Ромой Войтеховичем развлекались этим по дороге из Стокгольма на пароме Regina Baltica (бывшая "Анна Каренина"... правильно переименовали: "Анна Каренина" - имя для поезда).
Ну а тут уж я подавать буду, а вы принимайте. Правила такие: если угадали с первой попытки (или просто знали автора) - десять очков, дальше по одному очку сбрасывается. Так что можете в ответе назвать десять фамилий, но задумайтесь над расположением имен. Все цитаты будут из оригинальных стихотворений русских авторов XVIII-XX веков. Результаты шлите мне с помощью специальной формы, не забывая подписаться. Ответы принимаются в течение четырех дней после публикации. Итоги первого тура подведу через неделю. Победителя десяти туров несомненно где-нибудь ждет награда, а я к тому времени придумаю что-нибудь поостроумнее. Для первого же тура чего попроще - стихотворение нравоучительное и душераздирающее:

Удачи!
Этот тур Игры завершен. Участвуйте в последнем туре!

Закладки

http://www.napoleon.org/
Официальная страница наполеоновского общества. Наибольшее впечатление на меня произвела коллекция антинаполеоновских карикатур. К сожалению, прокомментированы они слабовато, но и на том спасибо.

http://www.music.ru/Audio/r/LevinAlex/FK/
Впервые я увидел стихи Александра Левина в странном месте: на конференции в качестве одного из примеров к докладу проф. Л.Зубовой о морфологических сдвигах в современной русской поэзии. Кстати, это стихотворение ("Разные летали") - одна из песен, представленных на диске "Французский кролик", к которому и ведет ссылка. А любимая моя песня оттуда - "Петров" - играет сейчас у меня на магнитофоне.

http://www-leland.stanford.edu/~gfreidin/
Филологи знают стэнфордского профессора Григория Фрейдина как автора монографии о Мандельштаме. Кто бы мог подумать, что он не только политолог в придачу, но и соавтор либретто комической оперы в трех актах "Горбачев и Ельцин"?! Интересно, о чем там поется? Доступен лишь небольшой аудиоклип - отрывок увертюры, а самого текста нет. Вспоминается советского времени сборник оперных либретто с упоминанием в списке действующих лиц такого персонажа, как "Ленин, лирический тенор" (память о Ленском? аллюзия на ахматовскую характеристику Блока? картавил ли тенор?). Но как музыкально передать речевые особенности современных персонажей, не говоря уж о непереводимости на английский ельцинского "шта..." и горбачевского "углУбить"? Кроме того, жанр комической оперы предполагает более или менее буколический пейзаж и любовную интригу. В общем, хотелось бы послушать.

Этот выпуск - первый, и я, вступая на скользкую стезю колумниста, чувствую известную робость. С одной стороны, непонятно, многим ли читателям эти разговоры интересны. С другой - структура колонки, ее разделы, наверное, будут варьироваться потом. Я буду очень признателен своим читателям за любые замечания и предложения. В оправдание свое могу... нет, ничего не могу. Добавлю только, что очень трудно балансировать на границе Интернета и других реальностей, но это именно то, к чему я стремлюсь.
Как сказал бы известный герой, если есть канат, то должен же по нему кто-нибудь ходить...

www.russ.ru следующий выпуск
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100