dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 2 марта 1998 года

Место
http://www.mdf.ru/moscow/index.html

Фотография, несомненно, для нас является важнейшим из всех искусств.

Появление светописи обозначило наступление новой эпохи. Пушкин, это наше все, классически не успел на этот праздник снимка, снимания покровов, шинелей, срывания всех и вся, совлечения с поверхности жизни визуальной пленочки. Об этом даже где-то у Битова был прекрасный рассказ.

Кстати сказать - в мандельштамовском "черном солнце" нет ли скрытой идеи негатива? (Ср. также где-то у Самойлова о Ганнибале - "негатив постаревшего Пушкина".)

А Гоголь (наше кое-что? стыдливый такой эвфемизм - все-таки из шинели вышли) успел и запечатлен.

Любая фотография, даже цветная, даже самая недавняя - ретро по определению. Любая повествует о невыносимой легкости и текучести визуального ряда. Любая отзывается наивно-паровой эпохой Жюля Верна (или все-таки не надо склонять его имя, раз уж он такой фразеологизм?): Стоявшая у изголовья рождающегося позитивизма (он же в России - нигилизм, то есть негативизм, впрочем, я уже забыл, как там эти фотопроцессы протекают), фотография с самого начала стала синонимом (или скорее метонимией) натуралистического метода. Два основных жанра ранней фотографии наглядно демонстрируют ее связь не только с визуальными искусствами, но и с более широким контекстом - если портрет наследует живописи, то жанр типов (извозчик, шарманщик, босяк, бурлак) следует за литературой натурализма. Как в литературе рекомендовалось психологизм сочетать с типологическими обобщениями, так и фотография в двух этих жанрах представила оба полюса позитивистского взгляда на человека - как на носителя индивидуальных качеств (портрет) и как на представителя среды, этой средой сформированного. В общем это касается и фотожанров, направленных на фиксирование события, из которых разовьется фоторепортаж. Ореол прошлого столетия обволакивает фотографию.

mdf.ru - это московский Дом фотографии, он открыл свой сервер уже давно, но обновлять не спешит, поэтому заглавная ссылка ведет к наиболее полно представленному проекту - "Москва глазами русских и зарубежных фотографов" (как и почти все ссылки в тексте). К сожалению, виртуальная экспозиция, насколько я понял, отражает реальную лишь частично, но и того, что есть, хватает с лихвой. Вот композиция К.А.Фишера, посвященная 25-летию деятельности князя В.А.Долгорукова на посту московского генерал-губернатора (1890, а вот мои современные фантазии на эту тему). Вот несчастный последний император, посещающий родовое гнездо. Вот классическое советское фото, дающее фору всем сорокиным, - ни одной человеческой фигуры, а все сказано. А вот еще и еще - в дополнение к предыдущему.

Чем дольше смотришь, тем больше впадаешь в жанр каталога:

Празднование злополучного 800-летия Москвы (И. Шагин) (реализация метафоры единения, гениальная находка - направленный вверх коллективный взгляд, салют, наверное).

На ту же тему - ассиро-вавилонская фотография Е. Халдея.

Отличное фото из той самой знаменитой заграничной "клеветнической серии", которую надлежало конфисковывать и засвечивать на ранней стадии, - "Уличная торговка" Жилля Эрманна.

Его же клеветническое фото, умудряющееся клеветать исключительно с помощью видеоряда, не прибегая к запретным сюжетам.

Хрущевская сексуальная революция - сосны, песок, звездные билеты, бикини 1959 года Уильяма Кляйна.

И московские митинги 90-х В. Щеколдина.

"Жизнь города" И. Мухина...

И так далее - только начни. К этому стоит добавить упоминание вполне осмысленных и профессиональных сопроводительных статей. В общем - живи я в Москве, бросил бы все и побежал бы в Дом фотографии. Но приходится довольствоваться этим сайтом. А также, в знак любви к фотоискусству, все сегодняшние закладки посвятить теме светописи.
Слова
Из прошлогодних занятий со студентами по риторике - выявление семантических потенций метафорического клише "расширение НАТО на Восток".

1. Исторический подтекст - Drang nach Osten. Кстати, у Кустурицa в "Подполье" Черный так же легко отождествляет натовского миротворца 90-х с фашистским завоевателем 40-х. Понятно, что у среднего потребителя пропаганды формула блицкрига не то чтобы на слуху, разве что в пассивной памяти. Но так или иначе пространственно-политическое представление о движении "на Восток" (к России) ассоциируется с агрессией.

2. Память о клише. Слово "НАТО" - одно из ключевых слов пропаганды советского времени, основанной не на метафорических блоках (как постсоветская), а на оценочных клише. Когда-то в безответственной юности мы с Е. В. Берштейном даже статейку написали об этих механизмах. Суть в том, что слово "НАТО" получает суммарную оценочную семантику из устойчивого словосочетания "агрессивный блок НАТО". Понятно, что аудитория современных политических каналов в основном состоит из людей, сформированных языком предыдущей формации.

(В скобках - статейка наша основывалась на эксперименте, который я провел в восьмилетке, где работал после университета учителем разных наук, в том числе обществоведения. Результаты вкратце таковы: точные значения газетных терминов восьмиклассникам недоступны, зато поле оценок воспринимается вполне отчетливо. Берштейн ездил докладывать этот дилетантский вздор в Ереван и привез оттуда бутылку прекрасного коньяку.)

3. "НАТО", как всякая аббревиатура, да еще и переводная, лишенная по определению "внутренней формы", становится объектом ложной этимологизации. В данном случае важен средний род существительного, расширяющееся НАТО - нечто бесформенное, "оно". Экспрессивно средний род заимствованных существительных окрашен негативно - эдакие уроды несклоняемые в дружной семье русских склонений, не поймешь, одушевленные или как.

4. На последнее удачно накладывается концепт "расширения". НАТО расширяется как организация (бизнес, торговля), но расширяться в языке могут и военные конфликты, и эпидемии, и очаги заболевания.

Некоторая парадоксальность соединения первичного значения слова "расширение" (предполагающего все-таки равномерное распространение во всех направлениях) и сужающего уточнения "на Восток" описывает картину распространения некоторой злокачественной опухоли или поветрия.

5. Результатом кумулятивного действия всех этих семантических механизмов становится клише, отвергающее метафорику "выраженной через государственные институты воли народов суверенных государств" (все слова - в кавычках) и активно навязывающее другую метафорику - наступления на восточный Космос агрессивного, хаотического западного НАТО. Метафоре "вступления" (присоединение к структуре) противостоит метафора "расширения" (захватывание хаосом новых областей).

P.S. Куб придумал начало частушки - "Расширяла милка НАТО". Мы долго бились над продолжением, но безрезультатно, а потом решили, что сойдет как моностих.
Глупости
Кстати сказать, насчет жанра фрагмента.

В русской лирике он, как известно, утверждается в эпоху романтизма. В драме и эпосе той же эпохи наиболее смелые эксперименты принадлежат автору фрагментарного задания прошлого тура раздела "Игра".

При этом, как писал где-то Ю. М. Лотман, Пушкин тяготеет к открытым финалам, Тютчев - к открытым зачинам. Третий возможный тип фрагментарной композиции - сохранение рамочных элементов, зачина и заключения, и редукция промежуточных.

Радикальный вариант такого построения - анекдот, состоящий только из начальной и заключительной фраз. Примечательно, что такие анекдоты (рабочее название, наверное, - аты, а по-английски тогда - @'s) способны вызывать смех и явственно различаются по типам. Вот несколько экспериментальных атов: Как там писал Михаил Владимирович? "Запатентовать и разбогатеть."

Желающие могут поупражняться в этом жанре. Свои аты шлите мне, может быть, опубликую подборку в приложении к "Ссылке".
Выписка
Сегодня две параллельных выписки о дао.

Первая - из статьи В. Малявина ("Пушкин" #4): "Рассказывают, что однажды в летний день Дун Хайчуань сидел на стуле и по своему обыкновению "дремал". Внезапно налетел вихрь, и стена, под которой сидел Дун Хайчуань, обрушилась. Ученики бросились к месту происшествия, но, к своему изумлению, не обнаружили учителя под обломками стены. Посмотрели вокруг - а учитель сидит поодаль на стуле и все так же "дремлет"".

И вторая - из известных воспоминаний: "У Крылова над диваном, где он обыкновенно сиживал, висела большая картина в тяжелой раме. Кто-то ему дал заметить, что гвоздь, на котором она была повешена, не прочен, и картина когда-нибудь может сорваться и убить его. "Нет, - отвечал Крылов, - угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову.""
Игра

Правила игры.

В прошлый раз я цитировал пушкинское четверостишие. Вообще-то догадаться было легко - не так много у нас поэтов, чьи записи на закладках опубликованы. Тем не менее, несмотря на заклинания насчет того, что Пушкин - это наше все, Добролюбова узнало гораздо большее количество читателей. Собственно, только Куб в Пушкина попал (и то с пятой попытки), да Инна Булкина, которая все-таки в пушкинском музее работает, знала, чьи стихи. No comments.

Итак - из девятнадцатого века опять в двадцатый. Усложняю задачу - угадайте-ка вдобавок, кому посвящено стихотворение (посвящение я снял, тем самым покалечив текст; надеюсь, автор не узнает, а узнает - простит). Для этого используйте ту же форму - просто впишите два имени (например, "Пушкин - Сталину" или "Мандельштам - Чаадаеву"). Соответственно и очки удваиваются.

Просвещенная по части конкурсов дочка сказала мне, что это называется "джекпот". Джекпот так джекпот.

Удачи!
Этот тур Игры завершен. Участвуйте в последнем туре!

По жизни
Все держится на амплуа.

Н. говорит, что при встрече с агрессивно настроенной собакой не надо пытаться бежать - этим мы лишь разогреваем жанровые ожидания псины. Лучший способ - нагнуться. Я пробовал - действительно, действует безотказно. Н. уверяет, что дело не в том, что, как принято думать, собака опасается якобы поднимаемого тобой камня - просто, нагибаясь, ты переходишь для нее в разряд четвероногих, и она, соразмерив плепорции, отступает перед крупнейшим. (Я посоветовал проверить на догах.)

В подтверждение своей ложной теории Н. также упоминает о случае на псковском автовокзале, якобы произошедшем с ним в 1987 году. Н. торопился на автобус, когда дорогу ему преградила очень молодая, но уже глубоко беременная цыганка с обычными в таких случаях предложениями и жестами. Не то чтобы Н. жалел трешки (по его словам), просто боялся, что гадание может затянуться, и автобус уйдет без него.

"Я остановился, - рассказывает Н., - посмотрел на нее этаким проницательным взглядом и таким тихим голосом серьезно спрашиваю:

- Кого ты хочешь, мальчика или девочку?

- Девочку, - говорит, а сама оцепенела и рот раскрыла.

- Ну, - говорю, - не тревожься, будет тебе девочка.

И пошел дальше, а она так и осталась стоять. Вслед мне еще смотрела."

Мы допытывались у Н., не стыдно ли ему. "Ну, во-первых, - отвечал он, - 50% все-таки. Во-вторых, меня в Питере своя жена ждала. И тоже, между прочим, беременная."
Закладки
Итак, о фотографии (к этой теме я, пожалуй, вернусь еще).

http://www.erols.com/popart/kirchherr.html
Знаменитые фотографии The Beatles, сделанные в разное время Astrid Kirchher, продаются и отчасти экспонируются здесь. (Govinda Gallery)

http://www.ocaiw.com/mapple.htm
Собрание ссылок на репродукции работ Роберта Мэпплторпа, великого и ужасного. (Нет, дорогие товарищи, к гомоэротике я отношусь чисто визуально.)

http://win.www.sci-nnov.ru/culture/museums/photo/mus.html
Нижегородский Русский музей фотографии - информация и немного репродукций Бочкарева, Карелина, Дмитриева и Зевеке.

http://www.people.virginia.edu/~bhs2u/carroll/dodgson.html
А то вот еще был такой фотограф - Чарльз Лютвидж Доджсон.

http://www.kbnet.co.uk/rleggat/photo/
Курс по истории ранней фотографии д-ра Роберта Леггата (по-английски).
PostScriptum
Спасибо всем, кто пишет письма по поводу "Ссылки". Особое спасибо - написавшему подробное письмо о болотовском романе А. Левину. Пишите и дальше, пожалуйста, а то с обратной связью у меня плоховато, а ведь интерактивность - одна из особенностей www-журналистики, скрашивающая это занятие. Кстати, не слишком ли я занудствую тут? И то сказать - все о словах да о глупостях разных. Нет бы - о наступлении весны, олимпиаде или на худой конец о политике...
www.russ.ru
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100