dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 26 октября 1998 года

Место
dir.yahoo.com/Arts/Performing_Arts/Circus_Arts/Clowning/Anti_Clowns/

Готовьтесь, друзья, к серьезному разговору о политической корректности, о меньшинствах, о пропаганде ненависти и об изящных искусствах.

(Здесь в духе А. Б. Носика следовало бы написать что-то вроде: Но я удержусь.)

Удивительные директории попадаются в каталоге "Yahoo!". Эта, например, целиком посвящена антиклоунским сайтам. На некоторых из них висят предупреждения, что все изложенное - шутка, на некоторых ничего такого нет. Ирония - коварный троп, не то что иностранцу, но и носителю языка не всегда дающийся, так что проигнорируем его и будем относиться к содержанию страниц всерьез. (На самом деле, конечно, почти все эти страницы пародийны. См., например, вот сюда. Но это не снимает проблемы клоунофобии.)

Цирк - реликт того самого, Веселовским описанного, синкретического искусства. Смысл мистерии утрачен, но внешние формы ее сохраняются. Согласно Геккелю и Мюллеру, грудью шапито теперь кормят малышей, чтобы не пропадало детство человеческого искусства. Чтобы выжить, цирку потребовалось стать вненациональным. Русские циркачи брали итальянские фамилии - и благозвучно, и одновременно напоминает о южном бродячем характере профессии. Цирковые - что-то среднее между тайным орденом и народом в рассеянии. Я всегда недоумевал, почему "цирк" через "и", а "цыган" через "ы". Советские государственные цирки - сродни театру "Ромэн" и пропаганде оседлости цыган. Оседлые-то они оседлые, ан глядишь - в пятиэтажке на лестничной площадке костерок разведут, через год - на балконе медведь, а там и поминай как звали.

В "Больших надеждах" Диккенса именно цирковой мир - антитеза машинной капиталистической цивилизации. Эта линия тянется от шутов Шекспира до героя Белля. Как реликт протоискусства, цирк может становиться синонимом искусства вообще. Как перформативное и кастовое искусство, он особенно актуален в эпохи, стремящиеся соединить искусство с жизнью. Русские примеры - от Белого и Блока до Вертинского - налицо.

Советская романтика цирка то соединялась с революционной (и в "Трех толстяках", и в незабываемой повести "Артемка"), то совпадала по вектору с нонконформистским пафосом шестидесятых-семидесятых (Межиров и не только). Показательно почти полное исчезновение цирковых мотивов из литературы вялого постмодернизма. Ну какой может быть цирк, когда вокруг одни цитаты?

Среди цирковых цыган есть свои евреи - клоуны. Клоун пародирует все цирковые жанры, скрепляя представление воедино. Он - отчасти "зритель", человек из райка, пытающийся повторять чудеса небожителей-канатоходцев, магов-престидижитаторов и титанов-силачей. Клоун работает одновременно на границе разных цирковых жанров и на границе цирка и зрительного зала. Клоун похож на нас, потому его и надо раскрашивать. На фоне летающих, жонглирующих и распиливающих девиц пополам сверхлюдей - все мы клоуны. Маска "маленького человека" Шарло неслучайно основана на клоунаде. Чаплинский "Цирк" не может быть понят без учета этой докинематографической цирковой генеалогии героя.

Клоун не совсем "в цирке", он, скорее, "при цирке". Он называет шпрехталмейстера "дядей Сережей", вступает в пререкания с рабочими арены и рассказывает анекдоты. Клоуну позволено выходить за круг. Ремесло клоуна наиболее идеологично. (В порядке отступления - в возрасте шести лет я наблюдал в ташкентском цирке репризу, заканчивающуюся тем, что рыжий обходил арену, вытянув перед собой совершенно бахтинскую резиновую надувную фигу размером в четыре головы. Кукиш предназначался, как сейчас помню, китайским гегемонистам.)

Как всякий персонаж, находящийся на границе, клоун двоится. То, что мы готовы терпеть в цирке, неуместно в жизни. Шут - персонаж скорее отрицательный (хотя и страдательный тоже), например, у Достоевского. Сравнение политика с клоуном или шутом считается убийственным (хотя, как показывает опыт Жириновского, в эпоху постмодерна и этим амплуа можно успешно зарабатывать).

Переходящий границу, вторгающийся в жизнь, клоун пугает. В цирке он пугающе похож на нас, на улице - пугающе отличается от нас. В наших краях таких немного, а в Штатах - полно. Это и уличные мимы-жонглеры, и рекламные клоуны. Об этих чудовищах, в основном, повествуют и содержащиеся в директории "Yahoo!" страницы. Клоуны - безумцы, маньяки, порождения дьявола, утверждают авторы многочисленных правдивых историй. Не обходится, конечно, без ссылок на Стивена Кинга, экранизацией романа которого было напугано целое поколение детишек (упоминается также какая-то серия "Полтергейста" и другие шедевры Голливуда). Но есть и вполне жизненные истории (переводы везде - вольные): Тут хотя бы психологическое объяснение есть. А вот в следующей истории - просто неотрефлексированная клоунофобия. Замените клоунов на масонов, например, ну и ритуалы тоже: А вот и история, где не дикая внешность, а игровое поведение клоуна вызывает ненависть: Для полной аналогии необходимо предположить, что клоунство передается по наследству. И такую совсем уж душераздирающую (хотя и пародийную, опять же) историю находим: Страх перед ряжеными, конечно, особенно свойственен выросшей на пуританских дрожжах культуре (ср. многочисленные и вполне серьезные антисантаклаусовские антихэллоуинские страницы). Но и нам понятны эти страхи, вырастающие из культурной функции клоуна.

А что касается истории о реальном клоуне - серийном убийце, так серийные убийцы и среди евреев, наверное, попадаются. Но их не любят не только за это.
Глупости
И мой вклад в копилку третьего тысячелетия.

Уже в третий раз получаю я предупреждение от неизвестных сибирских доброжелателей. Поскольку подозреваю я, что многих из моих читателей не миновало это послание, приведу лишь выдержки с комментариями (любимый жанр литературных критиков-полемистов и юзнетовских бойцов). Орфография авторская. В последний раз оно пришло в трех кодировках и в английском переводе тоже. Вот интересно, насколько все-таки советский язык силен и могуч. Предполагается наличие двух человечеств. Реакционерам (к которым я готов по такому случаю себя отнести) можно не волноваться. Тут я - передовик. Жалко, что в конце мне ничего за это не обещают. "Наш дом - планета Земля" - неплохое название для партии. Продать что ли Shell? Прекрасный прием - риторическое перечисление. Как все синтаксические фигуры, оно живет собственной жизнью, пренебрегающей смыслами отдельных слов. Поэтому вполне допустимы "нечестность, лож, обман". Здесь трогательно все-таки, что такие страшные сдвиги, как изменение Всей Материи, по-домашнему проявляются в недомоганиях и дождливых июнях. Что-то в этом есть исконно русское, достоевское, розановское (см. "Закладки"), как же теперь чай пить и грибы собирать, коли Вся Материя изменилась?.. Удивительно, что Алексей не написал "с любезного разрешения". Но посмотрим на таблицу: В одной политической дискуссии я недавно вычитал занятную апофегму - вечный вопрос русской интеллигенции - вовсе не "Что делать?", но "что делать" или "что делает?". Впрочем, ясновидящим необязательно разбираться в правописании мягких знаков в возвратных глаголах. А вот таблица заслуживает отдельного разговора.

Будем исходить из презумпции осмысленности действий Сил Космоса. Тогда проценты приведенной таблицы должны соотноситься с большей или меньшей продвинутостью соответствующих регионов по части духовного возрождения. В среднем на 1462 грешников должно прийтись 438 праведников. Таким образом, процентное соотношение по планете (без большей части Африки, Ирана и Канады, которых, очевидно, конец света не касается) - 77 на 23. Соответственно, можно выделить страны "праведные": США, Латинская Америка и северная Австралия (там аборигены живут, кажется), Россия с Аляской почему-то, и острова Тихого Океана. Здесь процент "грешников" меньше среднего, как минимум, на 10.

Прибавив те же 10 к 77, получим список прогневивших Силы Космоса неправедных стран: Англия (от которой вообще почти ничего не останется), близкая к ней по степени испорченности нравов Монголия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Япония и, наконец, Испания и юг Франции, столь же растленные, как Альбион. Интересно было бы истолковать эти данные, но у меня не получается никак. Впрочем, какая логика может быть у Сил Космоса, тем более - черных и белых одновременно?

Настораживает меня некоторый опасный глобализм. Все-таки, хоть и в Сибири живет ясновидящий, мог бы поделиться более подробной статистикой по России. Как, например, будет с Краснодарским краем, а как - с Красноярской областью. Тогда появилась бы возможность соотнесения с политической аналитикой.

В нынешнем конце столетия/тысячелетия в России долгое время был интересен именно его антикатастрофизм. Казалось, приличная схема начала давать сбои. 1991 год задал сильную инерцию начала периода, противоречащую идее Полного Конца Всего. Предсказатель Глоба пророчил катастрофы, но с некоторой профессиональной избыточностью и каким-то ноздревским размахом. Кибировское "Послание к Рубинштейну" казалось милым анахронизмом. Отмечаемое прессой падение нравов связывалось с вычитанным из школьных учебников начальным периодом накопления капитала. Предполагалось, что вот поднакопим и заживем, как немцы. На это, конечно, накладывалась старинная припевка о том, что "мы так млады, нам тысяч пять лишь лет", но и инерция "нового" была заметно ощутима.

Накапливаться симптомы катастрофического реванша начали давно. Сперва они расцветали на информационной периферии (речи на съездах писателей РСФСР и пропаганда Марии Деви-Христос сотоварищи здесь были максимально показательны), затем, прямо по Тынянову, периферия переместилась в центр. И я не склонен обвинять в этом только злых медиа-олигархов и малопрофессиональных и плывущих по волне нетонущих журналистов. Нынешний кризис (слово, которое сначала означало невозможность расплатиться с долгами и логически следующее из этого падение курса рубля, потом - неопределенность с правительством, а теперь - и вовсе некоторый modus vivendi государства) поставил точки над "i".

Следует ожидать дальнейшего распространения зловещих пророчеств и сообщений о беременных кузнечиках и двухголовых телятах. Несколько утешает, что до 2000 года осталось совсем мало.
Игра

Правила игры.

С этими детскими поэтами - грех один. Все единодушно приняли предложенного С. Горбунковым Григорьева, автора бессмертного четверостишия об электрике Петрове за безобидную Агнию Барто, за вовсе переводного О. Дриза, за неоклассика Д. Самойлова, за Левитанского, а то и за д.б.н. Сухарева....

К стихам же были незаслуженно суровы (вообще, читатель мой - взыскателен). Средний балл получился 3.1. Выше, чем у Жуковского, однако.

Итого - результаты неизменны. 4 очка у Е. Малкина, 3 - у sg, ДА и Н. Бляхман; 2 - у в.а. Александра, Куба и Алексея Добкина; 1 - у веб-мастера РЖ, Белкиной, Булкиной, А. Килобитова, Жукова, Миры Кон, Виктора Schneider'a, Константина Кирюхина, mL, Бал(а?), В. Сонькина, Кузнецова и Андрея Устинова.

У Семена Горбункова по-прежнему пять. Поглядим, как Семен расправится с конкурентами в этом туре. Стихи не по сезону, впрочем, зато с многозначительным финалом в духе Д.А. Пригова (что-то мне текстологически это сомнительно, но проверять я не стал, доверяя победителю - скорее всего, из незавершенного).
*
оценка

ваш email

подпись *

(Прошу прощения, некоторое время что-то было не в порядке с разделом, и формы не работали. Зато теперь работают.)
Закладки

http://users.kaluga.ru/kosmorama
Страница, посвященная В. В. Розанову. Библиографии, "Последние листья. 1916 год", письма Розанова к Голлербаху, эссеистика вокруг Розанова. Хозяин страницы С. Ю. Ясинский собирается сделать сайты, посвященные П. А. Флоренскому и Е. В. Завадской и русскому масонству. Не только отечественные любители словесности радуют -

http://homepages.together.net/~akakii/gogol.html
вот и Рик Снайдер, переименовавший себя в Акакия Акакиевича, чиновник по части усовершенствования университетов, географ и русофил, собиратель советских марок и поклонник Пинк Флойд, завел страницу, посвященную Гоголю. Здесь можно обнаружить несколько исследований поэтики автора "Носа", перевод "Майской ночи" на английский, ссылки на странный список гоголевских страниц и на фотографию могилы Гоголя,

www.findagrave.com
обнаруженную на сайте "найдимогилу" (звучит, как фамилия гоголевского персонажа), поддерживаемом усилиями Джима Типтона.

Я поискал разные могилы. Нашел Ленина и успокоился. Вообще странные эти американцы - Булгаков у них есть, а Набокова нет. И надписи на надгробьях не воспроизводятся. А ведь такой почтенный, показательный и заслуживающий особого к себе отношения жанр. Ведь

http://www.man.poznan.pl/~konik/humor/Grafitti.html
даже граффити собирают люди. По-русски тоже, кстати, есть страница, этому жанру посвященная, но там больше на рэп с хип-хопом напирают и на изобразительный элемент. А вот на польской странице просто собраны афоризмы с тамошних стен. Среди них попадаются весьма поучительные, отражающие как размышления о текущих политических и моральных проблемах (выборы, аборты), так и общефилософские устремления авторов:
PostScriptum
Я попытаюсь учесть мнения своих читателей, высказанные в ходе опроса. Понимаю, что писать что-то неприятно, поэтому на прощание предлагаю опрос, в котором писать ничего не надо будет - только нажать на нужную кнопку.

Итак, вы читаете "Бессрочную Ссылку"

Мне это нужно для некоторых статистических целей, а вас, как говаривали интеллигентные нищие в электричках, "надеюсь, не затруднит".
www.russ.ru
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100