dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 4 января 1999 года

Место
www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/

Пока одни тут тысячелетие с воплями провожают, другие двухсотлетие солнца нашего празднуют. Такая вот "Оренбургская Пушкинская Энциклопедия" с подзаголовками "Путешествие - 1833. Реалии "Истории Пугачева". Прототипы "Капитанской дочки". Исследователи и интерпретаторы".

Я до сих пор понять не могу, почему конкретные профессиональные гуманитарные проекты - будь то Пушкин или Достоевский - только в провинции появляются. Столицы все больше по части постмодернизма с сетературой, в лучшем случае - электронных библиотек. А в глубинке помаленьку-полегоньку... делают дело, как Чехов завещал.

Не сказать, чтоб бесспорная идея и замечательное воплощение. Во-первых, "Оренбургская Энциклопедия" - что-то вроде "профессионально-технического университета". Леонид Наумович Большаков и Реджинальд Васильевич Овчинников, авторы-составители энциклопедии, пишут: Начну, пожалуй, Ссылку-99 с такого именно суда, стараясь не раздражаться заглавными буквами. Тем самым попробую себя в жанре академической рецензии, нагоню немного тоски на читателя, укреплюсь в своем социальном статусе на время каникул и отмечу начало юбилейного для нас года.

Далее авторы отмечают во вступлении, что посвящена энциклопедия С точки зрения общеметодологической такой комментарий должен быть подчинен задаче интерпретации, причем речь идет о текстах разной жанровой природы - историческом и художественном. Сосредоточусь только на втором. Можно ли вырвать "Капитанскую дочку" из многочисленных контекстов, окружающих повесть (литературного, биографического, журнального) и свести разговор к проблеме исторических прототипов, источников и географических реалий? Сомнительно. Между тем, именно так решается задача в энциклопедии - статья о пушкинском "Современнике", например, отсутствует вовсе; сведения о журнале, приводимые в статье, посвященной повести Пушкина, явно недостаточны (ни слова не говорится также о реакции читателей на повесть; список исследовательской литературы сведен к единственному изданию "Капитанской дочки" под редакцией Ю.Г.Оксмана, так что заявленные в титуле энциклопедии "исследователи и интерпретаторы" куда-то под шумок исчезают.)

Реальный комментарий к повести также грешит явной неполнотой. Есть статья о Петре Борисовиче Гриневе, но отсутствует даже упоминание о Гриневе Алексее Матвеевиче (которого легко обнаружить в комментариях к Полному Собранию Сочинений, одному из основных источников составителей). Да и статья о П.Б.Гриневе мало что проясняет в тексте пушкинской повести (см. подробнее о прототипическом пласте "Капитанской дочки" в связи с интерпретацией повести: А.Л.Осповат. Исторический материал и исторические аллюзии в "Капитанской дочке". Статья первая // Тыняновский сборник. Вып. 10. Шестые - Седьмые - Восьмые Тыняновские чтения. М., 1998. С. 40-67). Зато имеется статья о посмертной маске Пушкина в Оренбургском областном краеведческом музее. Оно, конечно, с точки зрения местного патриотизма похвально, но уж вовсе необъяснимо с точки зрения заявленных задач.

Главная претензия читателя (независимо от квалификации) - непонятно, как этой энциклопедией пользоваться. Обычно мы приходим в энциклопедию "извне" - встречая непонятное слово или желая узнать побольше о какой-то вещи. К этой энциклопедии можно прийти, в основном, из комментированных изданий, которые, как правило, сами содержат (пускай в разбросанном виде) сведения о нужных предметах. Мало того - в оренбургской энциклопедии отсутствуют перекрестные ссылки (в гипертекстовом виде не просто ритуальные, как обычные книжные "см.", а вполне эффективные). Текст книги распадается на отдельные статьи - Елдякская крепость ("(Елдяцкая крепость) - укрепленное поселение на правом берегу Уфы, в 160 верстах к северо-востоку от Уфы (основанное в 1736 г.). Службу в крепости несла команда из 98 человек <...>. Казаки Елдякской во главе с атаманом А.Шеметовым примкнули к Пугачевскому восстанию в январе 1774") оказывается никак не связанной с Иваном Карповичем Рылеевым (" В середине сентября Рылеев был отправлен из Уфы к Елдякской крепости, вблизи которой нанес поражение отрядам пугачевского бригадира Салавата Юлаева").

Тем не менее, спасибо авторам за старания; пускай будет и такая энциклопедия. Все лучше, чем тысяча первый сайт для поклонниц Киркорова.

Там же в Оренбурге, неподалеку, можно найти аналогичные проекты, посвященные Тарасу Шевченко и Льву Толстому. А теоретический (философский, надо полагать) журнал Credo - отдельная песня. Вот на закуску список использованной литературы из статьи Б.А.Калмантаева "О некоторых особенностях отношений отечественной прессы и российского общества" (#6, 1997) - Эх, где мои семнадцать лет? Впрочем, в 79-м и тех не было.
Глупости
Сегодня здесь будет история, присланная по почте. Вообще-то труд читателей эксплуатировать нехорошо, но тут удержаться было невозможно.

"Уважаемый Роман, здравствуйте!

Считайте это письмо откликом на Вашу еженедельную эссеистику, которую аккуратно читаю по понедельникам.

<...>

История о том, как Вы учились в школе им. Зои Космодемьянской, также произвела на меня большое впечатление. Дело в том, что меня в детстве очень пугали фотографии трупов. Но соглашаюсь, что настенная агитация и пропаганда в начальной школе - тема благодатная; позвольте мне дополнить Вашу коллекцию еще одним прекрасным тому подтверждением.

В старших классах со мной вместе учился мальчик по имени Саша Хачатурян. Он был хороший ученик и настоящий армянский патриот, сейчас я поясню это на примере. Мальчишки в то время (лет пятнадцать назад), как Вы, может быть, вспомните, на переменах вовсю резались "в пятачки". Помните - становитесь друг напротив друга по краям парты, выкладываете на скользкую поверхность "команды" по три больших доперестроечных пятачка?.. Свою команду Саша назвал "Арарат", по аналогии с гордостью армянского футбола. Пятачки, члены команды, назывались по фамилиям: Д'Артаньян, Оганесян и Сутрапьян. Это придавало их игре этнический колорит. Девочки наши обычно болели за Сашу, то есть во время матча толпились рядом и скандировали фанатские присказки: "Кто не любит Арарат - не получит виноград!" Ну, сами знаете, как это выглядит, такие культурные мероприятия.

Мы с ним давно уже не видались, а на днях он позвонил мне по телефону и рассказал следующее. Дочка его выросла и учится во втором классе. Внутри здания школы, на стене, по дороге в классную комнату, сохранились еще с брежневских времен фрески с подписями. Объединяющая их тема - судя по всему, пожарная безопасность (или опасность, трудно сказать).

Первая фреска такая. У самого синего моря изображен Старик, увлеченный беседой с Золотой Рыбкой. До начала разговора он, возможно, неаккуратно обошелся со спичками; как бы то ни было, избушка у него за спиной ярко горит. Все это подписано снизу:

Хватит, дед, добро просить:
Научись сперва курить!

(Привычное в таких случаях предупреждение Минздрава СССР почему-то опущено.)

Номер второй композиции представляет Ворону на дереве (ель, наверное). В клюве у птицы как-то оказался коробок спичек, причем полураскрытый; спички оттуда падают. А под деревом бегает человек небольшого роста и, натурально, подбирает что упало, пытаясь поджечь. Подпись внизу:

Для вас малыш - алмаз, икона.
Не спи, мамаша, бди, отец:
Замешкаетесь, как ворона -
Подпалит что-нибудь юнец!

Наконец, третья фреска, на мой взгляд, краше всех. Рисунок прост - неизвестный мужчина курит в постели. Слова же поясняют дело так:

Чиркнув спичкой - закурил,
Лег в постель - забылся.
Правый, как и левый, глаз
Навсегда закрылся.

<...> "

Автор письма, кстати, часто выступает с публикациями своих статей on-line.

Угадайте, кто это -
Имя

E-mail

По жизни
В одном письме, полученном мной вскоре по возвращении из Москвы, содержалась просьба поделиться путевыми впечатлениями. Попробую.

Как писал Л.И.Брежнев, "дневников на войне я не вел". Жалко вообще-то, что так и не приучил себя к дневникам, впрочем, теперь одну из функций этого жанра словесности выполняет у меня электронная почта - по ней можно восстановить некоторое количество жизненных подробностей.

Есть другой дивный жанр - записная книжка писателя. Если в дневниках нас привлекает мнимое подобие течения жизни и течения повествования, немедленный перевод бессмысленной массы событий в связный рассказ, неминуемо начинающийся пробуждением и заканчивающийся (вопреки реальным возможностям записывающего) отходом ко сну, то "записные книжки" эксплуатируют противоположный механизм, с "жизнью" они связаны не непосредственно, реальность процежена сквозь сито авторского взгляда. Вместо повествования мы получаем набор деталей. Санкционирован такой дискурс (ради нового года позволю себе это словечко) авторитетностью говорящего - перед нами "жизнь", повышенная в статусе до "литературы".

В дневнике, грубо говоря, литература притворяется жизнью, в записных книжках - жизнь тихой сапой вползает в литературу.

Раз уж Курицын меня писателем назначил, попытаюсь пародийно обжить и этот неведомый социальный статус, начав сразу с дневников и записных книжек. Членского-то билета нынче не допросишься. Поскольку я дневников, как и было сказано, не веду, придется придумать все с начала до конца. Надо будет еще потом черновики какие-нибудь задним числом написать и подготовительные к чему-нибудь материалы. А то несолидно - писатель и без всех этих атрибутов. И долговые расписки обязательно приложить.

***

В тамбуре человек в тренировочных штанах с лампасами обсуждает с соседом, стоит ли открыть еще одну бутылку. Сосед сомневается, говорит, так можно помереть, не доехав до границы. В ответ человек в лампасах, конечно, декламирует вслух Пушкина: "Нет, весь я не умру" и прочее. Проходящая мимо проводница прислушивается, качает головой и неожиданно говорит: "Вот именно, что ныне дикий".

***

В поезде обнаруживается коробок спичек с рекламой книги Шахиджаняна. Всюду жизнь.

***

В Москве в привокзальном кафе появляется собака. Буфетчица кричит вслед какому-то потертому человеку: "Мужчина, собаку свою заберите". Тот возражает: "Не моя собака". Буфетчица: "Теперь твоя будет."

***

Под сурдинку объявлений в метро: ***

Лужков расстроился, что на него, как будто, Ельцин нехорошо намекал, и запустил совсем московскую погоду. Сперва оттепель была гадкая, потом холода вдруг. Но после оправился и устроил образцовый снегопад в понедельник. Снежинки такие крупные, красивые. По рисункам, наверное, Церетели.

***

Ицкович открыл в Трехпрудном переулке книжный магазин. На презентации книг почти не было, зато были поэты. Поэты читали свои стихи, но туда было не протолкаться. Потом начался всеобщий фуршет с танцами. В сутолоке исчезла моя - еще стокгольмская - шапка. Потом вроде нашлась, лежала там, пока ее окончательно кто-то не взял поносить через пару дней. Флитман подарил свою, но у него башка огромная, приходится подворачивать трижды. Книги к концу недели появились, кстати, довольно много и дешевые.

***

Флитман - ангел.

***

Изображать Деда Мороза легко и приятно. Только очень мешает борода-парик. Приходится отказываться от водки.

***

В 3 часа ночи Р. говорит: "Мы увидим небо в алмазах." В полчетвертого: "Мы отдохнем". В начале пятого: "Надо работать". Это значит, спать пора.

***

Мы с Р. из патриотизма отравились квасным концентратом. Все рассказывают эту историю друг другу.

***

Лотмановские чтения. За два дня имя Лотмана в неритуальном контексте упоминалось раза три. Дефолт по методологии.

***

В РГГУ-шном туалете в изобилии появились странные граффити - "Жид", "сам ты жид", "смерть фашистам", "от фашиста слышу" и прочее в том же духе. Такое впечатление, что там обучаются одновременно Макашов и Жириновский.

***

Вообще, интересное в архитектурном отношении место. Видимо, проектируя ВПШ, коммунисты задумывали реализовать метафору "коридоры власти". Топография живо напоминает бессмертную игру Prince of Persia и пелевинские вариации на ее тему. Так и хочется подпрыгнуть и проверить - не обвалится ли потолок? Не спрятана ли там необходимая для утренней поправки здоровья бутылочка?

***

Не спрятана.

***

Алкоголизация. Самое неприятное - глядеть себе в глаза с утра. И не бриться нельзя - научная жизнь.

***

Риторически сильный ход: "Но ведь можно и не пить!" Оживление в зале.

***

В гостях у К. смотрим телевизор. "Несчастный случай" исполняет свой remake нежно любимой с детства песни "Я начал жить в трущобах городских". Вдруг становится очевидным, что солист исключительно похож на Зюганова - и в лице что-то такое есть, и в мимике с пластикой. Песня с ее пафосом социальной справедливости ("Когда ласкали вы детей своих Я есть просил, я замерзал") вдруг многое объясняет в эстетической специфике КПРФ. Основной жанр - именно что попсовый римэйк сиротского романса. С очень неплохой партией духовых.

***

Ну а лимоновцы, понятно - попурри из революционных песен пополам с народными. В исполнении школьного ансамбля из новосибирского Академгородка. На болгарских электрогитарах и с самодельным фузом. Такая отмазка, чтоб в конце все-таки слабать, например, "Дом восходящего солнца".

И портвейн до начала концерта для храбрости из горлышка в раздевалке.

***

Замечательная утренняя идея - партии и движения надо называть по сериалам и вообще популярным фильмам. "Россия молодая" уже есть. Надо завести (переименовать существующие в) "Тени исчезают в полдень" (КПРФ), "Щит и меч" (илюхинцы), "Белое солнце пустыни" (аграрии), "Клубничка" ("Яблоко"), "Богатые тоже плачут" (ДВР)... Кто есть кто, объяснять не надо. И с предвыборными клипами полное равенство и никаких проблем.

***

На обратном пути в поезде приятная такая старушка. Едет в Печоры. По случаю поста пьет воду, как птичка, из крышечки аптечной какой-то бутылочки. Расспрашивает меня о жизни в Эстонии. Я рассказываю о здешнем церковном расколе. Старушка с ужасом спрашивает о перешедших "под Константинополь": "Так что ж они, сидя, молятся?"

***

Большая компания - человек сорок московских людей - едет отмечать Новый год в Эстонию. С тихими женами и интеллигентными детьми. Мужчины напиваются до персидской княжны и черного ворона. Дети жмутся в отдельном купе, играют в тихие игры. Жены сдержанно шипят. В тамбуре, как ни выйдешь покурить, заводила экскурсии рассказывает кому-нибудь анекдот о человеке со свечой в театре. Наутро, за час до Тарту, все одеваются и выносят зачем-то в коридор огромные чемоданы. Въезжаем в город. Мальчик лет пяти испуганно спрашивает, глядя на дождь, поливающий иллюминированные елки на перекрестках: "Это - Эстония?".
Выписка
Еще из того же пространства.

По поезду #176 на отрезке пути между Тверью и Москвою ходит небольшого роста юркий человек в военизированной одежде и с большой сумкой, набитой печатной продукцией. Мне он предложил приобрести раскраски (видимо, вид после Москвы у меня был соответствующий), но затем обнаружил в моем лице щедрого покупателя "Московского комсомольца" (недельный комплект для занятий со студентами риторикой и стилистикой). В виде бонуса мне за десятку досталась "Клятва при Гробе Господнем" Николая Полевого ("Как взволновалась кровь Шемяки, как вскипелись все его мысли!" - безнадежный, видимо, неликвид).

При беглом просмотре "МК" там немедленно обнаружились следующие примечательные объявления на матримониальную тему, как бы специально соположенные для демонстрации принципиально разных подходов к проблеме.

Первое такое было: "Женю татар". Второе такое: "Выйду замуж за Софронова Геннадия Владимировича".

Два этих коротких текста заодно прекрасно описывают всю концепцию газеты; как сказал бы Эйхенбаум, тут тебе и генерализация, и мелочность.
Игра

Правила игры.

Прошу прощения за технический сбой, помешавший кому-то угадать слово. Строчка должна читаться так "На день грядущий - траву мою". Sg и Куб угадали слово, но ошиблись с автором. Н.Бляхман и М.Сазонов правильно назвали автора - А.Тарковского. Итоги такие: у Тарковского - 3 балла ровно, а таблица приняла следующий вид.

8 баллов - С.Горбунков;

6 - Е.Малкин, Куб, Н.Бляхман, mL;

5 - M.Сазонов;

4 - sg, Кузнецов, Булкина;

3 - ДА и Алексей Добкин;

2 - в.а.Александр;

1 - веб-мастер РЖ, Белкина, А.Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, В.Сонькин, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, Н.Колпий и AV.

Семен Горбунков приглашается водить. Пока же вот такое веселое новогоднее стихотворение; кроме имени автора предлагается выбрать год в заглавии (два балла, значит, опять разыгрываются):
*
*
оценка

ваш email

подпись *

Закладки

http://kartinki.tomcat.ru/kast.html
Сергей Солоух завершил цикл своих рассказов с чеховскими титулами, заявленный как "литература реального времени". Одни тут спорили о сетевой словесности, а другие, понимаешь ли, вовсю использовали преимущества дешевой и быстрой - по мере написания - публикации. Некоторые рассказы Солоуха потом появлялись в журналах (кажется, в "Октябре"). Наверное, и дальше будут появляться. А "литературы реального времени" жаль - гораздо интереснее, когда вот так с пылу с жару, да с иллюстрациями автора.

Последний рассказ называется "Каштанка". По традиции процитирую. На этот раз одну-единственную фразу, последнюю: Надеюсь, Солоух в сети еще объявится. Сергей, где Вы?

http://www.user.cityline.ru/~marusya/
Чудные стихи какие! Не знаете, чьи? Я их нашел на странице Деда Мороза, кроме вызова на дом, предлагающего некоторые дополнительные виртуальные услуги. Рекомендую набор midi-песен, включающий классические отечественные образцы.

http://dove.net.au/~rabogna/russian/russian1.htm
Австралийская страница под названием "Русофилия". Не все, значит, русофобы за рубежом. Впрочем, использование java и frames в особо крупных размерах, наверное, может быть приравнено к русофобии и заслуживает импичмента на месте без права переписки. Тем не менее, я протолкался через все эти технические навороты и зашел в интересующую меня литературно-языковую секцию. Как всегда в таких случаях - масса интересного. Мы же тут, изнутри, только шумный мэйнстрим наблюдаем. А им, из Австралии (Маша, с Новым Годом!) видны всякие странные и неожиданные вещи,

http://www.pushkin.on.net/
например, до сих пор невиданный мною сайт Пушкин Он Нет. Юбилейное предприятие, антидот противу ожидания Конца Света. Сделан левой ногой. Вот, например, начало списка стихотворений по-русски: Особенно интересен вопросительный знак после слова " Exegi". Включение шрифтов, прописанных в документе, ничуть не спасает. Все остальное тоже выглядит нечеловечески. Явно, хозяин сайта торопился хорошее имя застолбить, а потом разочаровался в проекте. Ну а наши-то? Наши-то где? А в Оренбурге. См. раздел "Место".
PostScriptum
Итоги новогоднего опроса привели меня в некоторое замешательство, поэтому я результаты утаю от общественности, просто поблагодарю всех, кто поучаствовал (особая благодарность - всем авторам приписок) и пообещаю принять мнения к сведению. Многие пеняли (справедливо) на несовершенство вопросника. Не скрою, отчасти это была пародия, которой я простился с самим жанром. Отныне будут только конкретные вопросы.

Самое же трогательное - ошибка оформления, благодаря которой больше половины писем начинались словами "Вы попали в Бессрочную Ссылку : С нескрываемым отвращением".

О себе я этого сказать не могу. Вообще, если б я сам на анкету отвечал, у меня получилось бы вот что:

"Вы попали в Бессрочную Ссылку : По ссылке
Вы читаете Бессрочную Ссылку a) : Больше полугода
Вы читаете Бессрочную Ссылку б) : Постоянно
Вы читаете Бессрочную Ссылку в) : По долгу службы
Лучший раздел: По жизни
Сначала выпуски были: Лучше, чем потом
Худший раздел: Игра"

Кстати, другой бессмысленный опрос, устроенный в прошлом году, выявил Главного Друга Детей. Им является герой сегодняшнего выпуска Дед Мороз. На втором месте - отвечавшие на вопрос читатели, а на третьем - М.И.Мухин. Последнее место занимает президент Алиев, не любят его, беднягу.

И еще вдогонку к материалу о посыпании солью улиц. К.Л. справедливо напоминает, что это вообще-то примета плохая. Поссориться можно с избирателями, а особенно, полагаю, с их собаками.
www.russ.ru
©1998, 1999 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100