dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 25 января 1999 года

Место
www.zoo.ru

Зеркала бывают разные. Точнее сказать, метафорой зеркала могут служить очень разные вещи (как и зеркало - метафорой разных вещей). Практически любая модель мира (от романа до Интернета) объявлялась этим самым символическим предметом.

Социальную модель мира можно построить из заведомо внекультурных элементов. Если архаические зверинцы, наряду с охотничьими коллекциями трофеев, призваны представлять хозяина-суверена (его подвиги, географию владений и путешествий, дипломатических отношений), то зоопарки нового времени (наряду с открытыми для посещения публики собраниями картин, тюрьмами, парламентами и сумасшедшими домами) должны репрезентировать идею правильного социального устройства; специфика ситуации в том, что жесткие социальные ограничения накладываются на лежащий вне сферы культуры природный мир. При этом выстраивается что-то вроде зеркального диалога посетителей зоосада и объектов рассматривания. Не случайно наибольшее оживление всегда вызывают обезьяны (для вдумчивого наблюдателя сопоставление поведения мартышек и толпы по обе стороны решетки способно открыть много интересного). Странным образом зоосад может становиться метафорой Эдема, урегулированность и сбалансированность звериного мира здесь противопоставляется человеческой буйной пошлости, для которой этот Эдем - всего лишь разновидность балагана: Впрочем, может Зоосад прочитываться и иначе. Тогда вместо идиллии мы получаем тюрьму, вместо Эдема - Ад. Если уж продолжать о нашем любимом Чуковском, в 1913 году, до написания нижеследующих строк усмотревшем в процитированном "Зверинце" Хлебникова отзвуки своего любимого Уитмена: Будетлянский Сад и демократический Ад - зависит от того, кто смотрит. С точки зрения поэта-ребенка выходит так, а с точки зрения заезжего вольного крокодила - совсем наоборот. Даже железо у Хлебникова отцу подобно, а сам Сад - едва ли не образец грядущего мира, когда народы, распри позабыв, рассядутся по отведенным клеткам. Хлебников вот даже насчет слонов не уверен - то ли это они и впрямь страдают, то ли презрение таким образом выказывают...

Чуковский же, как бы суммарно цитируя сразу все романтические поэмы о пленниках и тюрьмах от "Шильонского узника" и "Мцыри" до "Мика" (а заодно и активно полемически перефразируя Хлебникова), против железа высказывается гораздо решительнее. Подозреваю, что сама латентная рифма "сад-ад" пришла к Чуковскому из довольно неожиданного источника - антиидиллического стихотворения Шевченко "Якби ви знали, паничi" ("... що роблять люди уночi", - продолжали балбесы на уроках украинской литературы), где традиционный элегический "сад" оборачивается "адом"; пикантность ситуации здесь в том, что по-украински эти слова как раз не рифмуются.

Гениальное компромиссное решение проблемы, отражающее специфику эпохи развитого социализма, предложил Э.Успенский: его крокодил Гена - что-то вроде советского интеллигента, в зоопарк он ходит на службу (и, напомню прелестный эпизодический штрих, имеет сменщика крокодила Валеру), а в свободное время проживает в обычной квартире (парафраз финала "Крокодила" Чуковского, соединенный с очень точно переданным самоощущением соотношения личности и государства в 60-70-е).

Между тем, ассоциации между зоопарком и тюрьмой - слишком явные, чтобы от них отмахнуться. В советских зоопарках нашего детства (имею в виду, в первую очередь, киевский) звери и представали перед посетителем этакими зеками - угрюмые взгляды, нервные движения, миазмы, на клетках вместо имен-отчеств - статьи (согласно УК зоологической классификации). Предлагалось наблюдать не конкретного слона или жирафа, а представителя определенного семейства и класса. В детском сознании все это странно совмещалось с басенными аллегориями - "Вот смотри - лиса. Видишь, какая хитрая!" (А она вовсе не хитрая, а просто обезумевшая совершенно от хождения по цементному полу тесной клетки.)

Антитезой идее Зоопарка является культура домашних животных. Собственно, сказка Чуковского именно об этом - об окультуривании страшной и враждебной природы.

На другом полюсе антитезой Зоопарку будут национальные парки. Социалистический зоопарк сохраняет архаическую идею репрезентации могущества суверена (в данном случае - государства) и в этом смысле напоминает ВДНХ (можно было бы предложить название "Выставка Достижений Народной Природы"). Экзотические звери здесь вписываются в контекст идеи грядущей мировой коммуны. Национальный парк, напротив, - что-то вроде резервации, государство в государстве. Здесь люди как раз помещаются в клетки (автомобили, как правило), так что совсем непонятно уже, кто кого рассматривает.

Надо заметить, что сайт Московского зоопарка (который можно обнаружить на очень славном титульном сервере www.zoo.ru) представляет собой более цивилизованный вариант сюжета. По крайней мере, жирафа здесь зовут Самсон. Сообщаются также некоторые подробности его жирафьей биографии.

Реформы, как говорится, изменили лицо общества.
По жизни
А говорят, где-то на стене Московского Зоопарка до сих пор сохранилась памятная доска, на которой написано, что здесь в таком-то году выступал В.И.Ленин.

Сразу св. Франциск вспоминается. "Товарищи макаки! Павианы и мартышки! То, о чем так долго говорили попугаи..."
Глупости
А вот гораздо интереснее, чем эта путаная сырая культурология, простой список основных и общих для всех детей воспоминаний о зоопарках. В результате мы получим что-то вроде компендиума мотивов, локальных мифов.

Начать можно, например, с истории об опасности верблюдов. Верблюды плюются обильной слюной. Один мальчик дразнил верблюда, за это верблюд заплевал мальчика. Возле верблюдов всегда поэтому много народу. Народ ждет, когда верблюд начнет плеваться.

Бегемот сидит под водой. Его не видно. Возле бегемота тоже много народу - ждут, не всплывет ли. Чаще всего бегемот не всплывает, зато выпускает какие-то газы. Это приводит зрителей в неизменный восторг.

Слон интересен пытливому подростковому уму размерами половых органов. Поэтому возле вольера со слоном всегда какая-то нездоровая ажитация. Впрочем, слонов любят не только за это. Слон еще манипулирует хоботом.

Обезьян надо передразнивать. Обезьяны похожи на людей, но у них стыда никакого нет. Поэтому перед обезьянами ажитация еще значительнее. Одна девушка пошла кормить обезьян печеньем, а обезьяна (он) девушку схватил за руку и не хотел отпускать. У некоторых обезьян красные задницы. Перед клеткой с такими краснозадыми обезьянами всегда особенно много людей.

Плохие служащие зоопарков кормят удавов мышами на глазах у детей. Родители возмущаются. Удавы гипнотизируют мышей.

.................................

Предлагаю читателям поучаствовать в этой игре. Подчеркиваю - речь идет не о конкретных воспоминаниях, а именно о повторяющихся мотивах. Не описали постсоветскую прозу (см. Post Scriptum), так хоть советские зоопарки опишем. Потом можно будет поглядеть, как эти сюжеты в разных текстах отражаются (по поводу приведенных выше мне сразу несколько вспоминается).


Имя

E-mail

Игра

Правила игры.

Все почему-то решили, что Кушнер или Шефнер. В крайнем случае - Соколов. Или там Уфлянд с Гандлевским. Как будто биологи не могут старение переживать иначе как в терминах своей ужасной науки. А вот и могут. Сухарева угадали два человека, а средний балл у этого стихотворения неожиданно (для меня) высок - 3,3.

Итоги такие -

8 баллов - Е. Малкин, С. Горбунков;

7 - M. Сазонов, mL;

6 - Булкина, Куб, Н. Бляхман;

4 - sg, Кузнецов, в.а. Александр;

3 - Женек, ДА и Алексей Добкин;

2 - Гридасов;

1 - веб-мастер РЖ, Белкина, А. Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, В. Сонькин, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, Н. Колпий, AV, yan, Савватий Недотрога, Little Lady, Кость Скрыптум.

Поскольку игра затянулась страшным образом, я сегодня прибегну к уже отработанному приему (заодно приличные стихи поместим, только чур - не подглядывать):
*
оценка

ваш email

подпись *

Закладки

http://www.edu.nsu.ru/atheism/
Когда-то я спрашивал у читателей, чего им в этой Сети не хватает. Один из ответов упоминал недостающий атеистический сайт.

Вот, обнаружился один. Поглядевши на него, я подумал, что все-таки атеизм как религиозная доктрина как-то необратимо и неизбывно связан у нас с журналом "Безбожник": Нет уж, я лучше мужественно попытаюсь прожить без этой филосовии и теосовии.

http://warrax.df.ru/Satan/satan.htm
Или вот, скажем, такая религия есть еще - сатанисты. Козлу поклоняются, к гордости взывают. Иконы, правда, как атеисты из nsu, не перечеркивают (ау, Тер-Оганян!). Но выглядят тоже как-то невесело.

Кстати, сторонники обеих упомянутых конфессий ключевым адресатом своих воззваний делают некий загадочным этноним - "русичи". "Русских" с "россиянами" явно недостаточно оказалось. Дискредитированы, точнее, оба слова сотрудничеством с православием, мировой закулисой и бесконечными оккупационными режимами.
Слова
Следует ожидать возрождения слова "россы". А в 2000, очевидно, пойдут "московиты".
PostScriptum
Типовые варианты постсоветского сюжета предложили двое. Первый - Савватий Недотрога - отнесся к делу с полной серьезностью. Получиось похоже: Второй автор - Норвежский Особый (он же - Московский Лесной) - остался в рамках сетевой жизни. Вот его список действующих лиц и мотивов: Заманчиво, но сюжет не вырисовывается. Скажем, как соединить болеющего президента и Тему Лебедева? Вроде того, что Теме по ICQ микрософты заказывают серию моргающих баннеров с ежеминутными сводками о здоровье Ельцина? Непонятно, хотя идея заманчива.

А вот письмо от дяди Миши, касающееся Айболита: Тут надо объясниться. Интерпретируя текст, мы вовсе не объясняем, из какого такого сора он вырос. Согласитесь, обстоятельства романа А.С.П. с А.П.К. не отменяют возможности заимствования первым формулы "гений чистой красоты" у Жуковского. Вообще обнаружение перекличек между текстами - занятие, заранее обреченное на гипотетический статус. Так, находя ритмическую и смысловую параллель между строками из "Бармалея" Чуковского и поэмой А. Блока "Двенадцать" - и мы одновременно держим в памяти специфику русской полиметрической (написанной разными размерами) поэмы начала ХХ века и авторитетность блоковской традиции в этом жанре, возможность влияния предреволюционных поэм Чуковского ("Крокодил") на Блока, общий источник ("Ах вы сени, мои сени") и гипотезу, согласно которой, как в известном анекдоте о Фрейде и его дочери, "бывают сны просто так" (см. # 7 вот тут; впрочем, Чуковский все-таки - литературный критик, то есть человек принципиально привыкший к рефлексии над текстами, так что эта гипотеза мне очень сомнительна).

Мало того - ни я, ни мой корреспондент, просивший сохранять его анонимность и дальше, не расходимся во взглядах на произведение искусства как принципиально предполагающую множественность дополнительных интерпретаций штуку. Кстати, не только так называемых художественных текстов это касается.

Что же до переехатых ножек, то на то и сказка.

Какой-то неизбывный Чуковский и сплошной зоопарк у меня сегодня. Дефолт жанра. Пора, наверное, переквалифицироваться назад в филологи.
www.russ.ru
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100