dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 29 марта 1999 года

    Сомнительность инфократии и опровержения Мухина. - Остроумный комментатор и его последняя демонстрация. - Конспект Лакоффа и патриотизм калеки. - Тучи, камни, сны, улицы, товарищи, слоны, бабушки, деревья, книги, кони. - Французские причуды, одеяло литератора и на нашей улице петух.

Место
www.guelman.ru/vse_obozrev/gorniy.html

Звезды русского Интернета в одном флаконе.

Сам проект "Все обозреватели" у меня сомнений не вызывает - то, что называется библиографией второй степени. Кстати, пора бы уже и о третьей подумать, поскольку аналогичные страницы мне встречались в других местах. А вот "Лучшие люди русской Сети: 21 жизнеописание", представленные Е.Горным и А.Шерманом, немного настораживают. То есть не люди настораживают, люди как раз в основном вполне привычные для таких списков, но вот предваряющие список рассуждения об Инфократии... Авторы полагают, что Во-первых, отвечу я авторам, что это еще за странная смена формации реального перехода? Если вы хотите сказать "в случае перехода", то так и говорите. Или уж запятую поставьте, если хотите марксистскими терминами пользоваться. Во-вторых, что за информационная эпоха? Нет, я понимаю, звучит красиво, не хуже, чем "постиндустриальная", но параметры хотелось бы знать... Экономика интереса? Электронная валюта? Или просто всеобщая компьютерная грамотность? И наконец, речь идет, судя по заглавию ("лучшие"), не о "инфократии", а о попытке описания "информационной аристократии". Сама по себе эта идея не нова и симпатий у меня применительно к Сети не вызывает, как и однозначное деление сетевых на молчаливых потребителей и говорливых творцов. Разговоры о том, что "в информационном поле Сети зреет потенциально очень сильная генерация людей, живущих за счет информации", с социологической точки зрения занятны (если опять же избавиться от "информационного поля" и прочих красот слога), но ! почему бы не сказать то же самое о традиционных масс-медиа? Ничего против самой постановки вопроса не имею, но предпочел бы, опять же, увидеть более четко сформулированные критерии отбора кандидатов в элиту (нарочно на этот счет не распространяюсь, но претензии к списку есть).

Ну и наконец, не могу не отметить досадной неточности, касающейся уже меня лично. Женя и Саша пишут: Е.Горному следовало бы помнить, что М.Бабаев однажды чуть не выиграл процесс против одного эстонского журналиста, также рискнувшего утверждать, что "Мухина не бывает" (заглавие статьи в бульварной газете "Liivimaa kroonika"). Я написал М.И.Мухину письмо с извинениями по поводу недоразумения (поскольку сообщал сведения для заметки и тем самым косвенно причастен к дезинформации). Май Иванович ответил следующее (цитирую с любезного разрешения пенсионера): Ну, не знаю. Если мистификация, то слишком тонкая на мой вкус. Я за незлобивого пенсионера обиделся, даже был у меня недобрый вариант начала этой заметки. Приводить не стану, желающие по ссылке наверху восстановят.
По жизни
А вот еще о нас грешных из той же статьи: Не знаю, проводили авторы какие социологические исследования или на глазок моего читателя оценили, но поступлю в ответ радикально - сперва представлю лирический журналистский очерк в жанре "страны капитала глазами советского человека", а потом поговорю о политике.

Дело было в 1991 году в городе Флоренция. Шел дождь, переходящий в снег, переходящий в дождь... Музеи были все закрыты, дул пронзительный северный ветер, делать было нечего, зонт сломался, ноги промокли, река Арно зачем-то катила свои желтые воды, хлеб был пресный, а вино - кислое, наступал вечер. Пора было идти на вокзал покупать билет на первый попавшийся поезд.

Но пришлось купить билет на второй попавшийся, и вот почему. На вокзале, прямо посередке, обнаружилась группа из трех человек. Там, во-первых, был мальчик, подозрительно похожий на К.Ю.Постоутенко, ныне - калифорнийского профессора. Во-вторых, две девочки, одна из которых ничем не выделялась, а вторая очень даже многим выделялась. Мальчик уныло махал большим иракским флагом, а девочки останавливали пассажиров дальнего следования. Не замедлил остановиться и я. Та девочка, которая выделялась, по-итальянски попросила меня подписать петицию против готовящейся агрессии империалистов. Я попытался отговориться незнанием итальянского языка, но девочка перешла на английский и сурово объяснила, что народ Ирака ждет моей поддержки. Пришлось подписать. Узнав, откуда я, девочка воодушевилась и затеяла сложный разговор о социализме и его перестройке. В результате я купил билет на второй попавшийся поезд и отправился с новыми знакомыми на политическую демонстрацию. Собственно, мальчик с невыделяющейся девочкой по дороге отсеялись, так что мы остались наедине с выделяющейся.

Как выяснилось, демонстрация была палестинская. Толпа народа собралась на небольшой площади, телевизионщики снимали, полиция следила за порядком, дождь-снег не прекращался ни на минуту, поэтому все сгрудились под навесом (у них такие специальные навесы к домам пристроены). Там было шумно и весело; кто-то пел песни; кто-то взрывал петарды; небольшая компания японцев фотографировала происходящее; афроитальянцы били в барабанчики; кампанилы звонили во всю ивановскую; томного вида юноши с орлиными профилями гордо курили подозрительные самокрутки; свесив набок языки, бегали флорентийские собаки. Только бедным палестинцам приходилось мокнуть под дождем. Они развернули огромный свой флаг и пытались носить его по площади, скандируя про победу интифады во всемирном масштабе. Носить не очень получалось, потому что флаг еле на площади помещался. Вид у палестинцев был невеселый и не очень воинственный.

Ко мне подошел волосатый юноша и сунул листовку красного цвета. На листовке были изображены Маркс, Ленин, Сталин и Мао. На обратной стороне еще был нарисован Че, в виде дополнительного аргумента. Моя знакомая сказала волосатому что-то быстрое по-флорентийски, он что-то так же быстро ответил и стушевался. "Это - плохая партия", - объяснила девочка. "Почему?" - спросил я? "Это и не партия даже, а так", - ответила девочка и сделала презрительный жест красивой рукой. - "У нас с ней идеологические разногласия". Минут через двадцать у меня на руках уже была целая колода листовок разных цветов с портретами всевозможных героев - от Арафата до Пол Пота; были и совершенно неизвестные мне портреты (наверное, Тольятти и Грамши, а может, Лавров и Дантон).

Закончилась эта история нехорошо - я в беседе совершенно нетактично сравнил Ленина с Муссолини, и выделявшаяся девочка только из вежливости не надавала мне тут же по физиономии. Во всяком случае, ее веру в будущее СССР я, кажется, подорвал. Расстались мы, впрочем, по-европейски дружественно, даже адресами обменялись.

В поезде я обнаружил, что в одной из листовок цитируется Бахтин. Но перевести с итальянского не смог, так что до сих пор не понимаю, какое отношение Бахтин имеет к интифаде (там, впрочем, цитировались также Маркс и Борхес).

Господи, мог ли я, с детства привыкший к медным трубам, первомайским теплым шарам, ноябрьским мокрым плакатам, мог ли я подумать, что площадкой последней в жизни моей демонстрации будет маленькая площадь в городе Флоренция?
Слова
В то самое время, когда я мок на палестинской демонстрации и обижал выдающихся радикалок, Дж. Лакофф (известный также как Лэйкофф), берклийский профессор-лингвист, тоже времени зря не терял. Он писал свое знаменитое открытое письмо Интернету под титулом "Метафора и политика", стараясь тоже со своей стороны предотвратить надвигающуюся бурю в пустыне. Сама статья является перепевом "Метафор, которыми мы живем" (1980, совместно с М.Джонсоном), книги, столь любимой публикой благодаря своей поверхностности и легкости изложения. Ничего особенно нового по сравнению с классическими идеями языковой относительности там нет, разве что вот акцент на метафорах (понимаемых тоже несколько нестрого) и общая интенция заставить когнитивную лингвистику объяснить наконец все на свете. Если попросту, то речь идет о базисных представлениях, заложенных в языковых тропах и определяющих картину мира. Когда мы говорим, что у нас в голове что-нибудь не помещается, мы представляем сознание как замкнутое пространство (что, вообще говоря, совсем не обязательно), а когда говорим, что время истекло, подспудно предполагаем, что время подобно некоторому веществу. Развлечение для студентов второго курса. Тем не менее, полезно в качестве упражнения, особенно в периоды чрезмерного возбуждения риторических страстей.

Так или иначе, а в 1991 году (когда я и слова "интернет" еще не слыхал) профессор написал вот что: Далее подробно излагается метафорическая подоплека антисаддамовской американской риторики: базисная метафора Клаузевица (война = продолжение политики другими средствами); олицетворение вовлеченных в конфликт государств и вытекающие из него последствия: внесение моральной составляющей в описание политики и формирование сказочного сюжета о Злодее, Жертве и Герое, отождествление государства с лидером и так далее. Лакофф описывает также вкратце арабскую точку зрения, основанную на совершенно других, конфликтующих с "западными" метафорах (при этом, кажется, само понятие "арабский мир" является незамеченной автором метонимией). Выводы делаются простые - от войны надо отказаться, ограничившись охраной саудовских рубежей, санкции против Ирака следует сохранить, а кувейтскую монархию принести в жертву (тоже характерное выражение в устах разоблачителя метафор), согласившись в виде компромисса на выборы (под эгидой, видимо, оккупационных иракских властей). Кроме того, надо заставить богатых арабов помогать бедным и мыть руки перед едой. Стоило огород городить.

Вспомнил я об этой старой истории вот почему: недавнее обращение Клинтона к американцам содержит ровно те же метафорические конструкции. Более того, как справедливо указывает наш друг К.Рогов, в отличие от более или менее осмысленной в отношении целей "Бури в пустыне", сама военная операция на Балканах превращается в риторический жест, о чем честный демократ Клинтон прямо и говорит (развитие метафоры "спор=война", описанной с другой стороны в "Метафорах, которыми мы живем"). Это, несомненно, характеризует американскую цивилизацию, выросшую из параллелистического сопоставления с античными демократиями и постоянно питающуюся классической риторикой.

Тему эту продолжим в следующий раз, если безобразия не закончатся. Читателям предлагаю поупражняться самостоятельно и вычленить метафорические клише, но уже не из американской, а из отечественной риторики вокруг Балкан. Собственно, о ней я и собирался писать, но стало невмоготу. "Театр закрывается. Нас всех тошнит."

Имя*

E-mail

Выписка
Не то чтоб я полагал, что кто-то этой цитаты не помнил. Просто не удержался:
Игра

Правила игры.

Правильные ответы - рижский "Родник" (навеяла переписка Вс.Некрасова с А.Левкиным) и Айги (единственное стихотворение этого автора, которое вызывает у меня какие-то чувства). Таблица такая получилась (я ее сопроводил некоторыми комментариями, адресованными отдельным игрокам):

14 баллов - M.Сазонов (готовьтесь - скоро опять будете водить);

10 - mL (давненько не попадали), Булкина (не забыл);

9 - Е.Малкин (тоже все мимо), sg (с которым у нас оценки опять совпали), Н.Бляхман (оценок не ставит никогда), С.Горбунков;

8 - Маша (попробуйте сегодняшнее найти в библиотеке), Кузнецов (не стареют душой ветераны!);

7 - Н.Колпий, Женек;

6 - Куб (бывает, старик);

5 - Наташа (задумались?), Женя Курц, Алексей Добкин ;

4 - в.а.Александр и В.Сонькин, Ia (маска, я тебя знаю!);

3 - Савватий Недотрога, ДА;

2 - Кость Скрыптум, Гридасов, arefjev и Амин;

1 - Carlo Rossi, savl, sdfg, веб-мастер РЖ, Белкина, А.Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, AV, yan, Little Lady, Максим, Илья Овчинников, AZ, pshusha, Кум, Климперт-Крутько и Кура.

Гипотезы были разные - от Бахтерева до Вознесенского. А средний балл - 3.85 (вообще-то можно уже сформулировать гипотезу, согласно которой средняя оценка любого текста находится между "тройкой" и "четверкой").

Раз пошло такое сплошное ретро повсюду и воспоминания о романтическом прошлом, то вот сегодня что я скажу:

*
оценка

ваш email

подпись *

Закладки
Закладок не будет. Связь барахлила.
PostScriptum
Написала Любовь Солопова, продолжая привязавшуюся тему матерной брани в академически-компаративистском аспекте: А вот про Мякишева с Коростылевым никто мне не написал ни слова. Постеснялись, наверное. Зато предложили много разных рубрик, в том числе некоторые вполне впечатляющие. Спасибо всем, учту при реформе. Пишите письма и дальше, а лучше - подписывайтесь на список рассылки. Там иногда вспыхивают странные дискуссии, а иногда Саша Веселова присылает прекрасные Цитаты Дня. Не могу удержаться - вот одна из последних, которая могла бы стать жемчужиной "Онейрократии" (цитирую без спросу, но список все равно общедоступен на www): Ну а у нас тоже исторические события. Помните, в прошлый раз я писал о разрушенной в войну и так и не отреставрированной алчными будимэксовцами церкви Яани? Так вот, к ней в пятницу приделали шпиль, увенчанный петухом. Собственно, не шпиль пока, а только каркас крыши. Похоже то ли на спичечный домик, то ли на соломенное изделие народных мастеров.
www.russ.ru
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100