dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 17 мая 1999 года

    Обещанный галстук; балканские картинки; фамилии, присланные из Германии; переименовать Сорокина; Койт и Эммарика; коллективная Маринина; объяснения и обещания

По жизни
В наши места вместо тепла пришли снегопады и предсессионные заботы. Теперь модно стало уходить в небольшие отпуски, так что я тоже позволю себе передышку и поступлю навроде известного пушкинского героя, предложившего оппоненту своего меньшого брата. В общем, большая часть выпуска - письмо из Германии, а остальное как-то вокруг него нестройно расположилось. Приношу извинения за этот фокус, равно как и за вынужденную лапидарность следующих выпусков.

А то зашиваюсь я с дочитыванием лекций и курсовыми-дипломами - чистая удавка (ловите обещанный галстук).

Впрочем, без некоторых привычных разделов не обойдется и сегодня.
Закладки

NB! Заметка была написана в пятницу, а в понедельник югославский сайт обновился, изменил структуру и дополнился карикатурами украинских художников. Теперь его адрес: http://www.grumble.co.yu/scream/pages/000.html. Большинство упомянутых ниже карикатур можно там найти по фамилиям авторов. Вот она - сетевая нестабильность. Приношу извинения всем введенным в заблуждение ложными ссылками читателям.

http://www.cagle.com/news/yugo/
http://www.grumble.co.yu/

Эти две закладочки приплыли из материалов блока, посвященного карикатуре, который я надеюсь включить в один из ближайших выпусков Ссылки. Поскольку все за импичментом и отставкой Примакова о Балканах как-то подзабыли, самое время мне напомнить. Собственно, речь пойдет не о самой войне (я обещал о ней не говорить и объяснял, почему не буду), а об окружающих войну текстах. Почему я остановился на карикатурах, ясно: идеальный полигон для исследования стереотипов, особенно интересного в ситуации их столкновения.

Итак, два сайта с карикатурами, представляющими два взгляда на балканские дела. Первый - американский (но содержащий карикатуры из газет всяких разных стран), второй - преимущественно югославский (был там еще недавно один греческий автор, но его за что-то выкинули).

Югославских карикатур гораздо меньше, поэтому они гораздо легче описываются. Базисные сюжеты здесь - уподобление НАТО фашистской Германии (наиболее ярко - В.Филипович) и представление Югославии как невинной жертвы (ср. детскую тему в карикатурах З. Севарлича и В.Сивчевича ). В последнем случае НАТОвская ракета знаменательным образом направлена не просто против ребенка, но против ангелочка, чей нимб совмещен со ставшей символом сербского сопротивления "мишенью". Образ врага символически связан чаще с атрибутикой НАТО (10 случаев) и реже - со знаками США (Клинтон, Статуя Свободы, звезды-полосы - 6 случаев). Совмещаются они лишь в карикатурах М.П.Новакова (очередной Клинтон-Гитлер) и А.Класа (отвратительная Статуя Свободы с наркошприцами, торчащими из руки). Персонифицируется агрессия также в образе генсека НАТО (Г.Раткович). Представлена, конечно, и метонимически обыгранная Моника (Клинтон бомбардирует Югославию интимными деталями женского туалета; автор - Р.Гузина). Знаменательным образом Милошевич в качестве символа сопротивления нигде не появляется. Впрочем, герои на карикатурах не изображаются. Не знаю, действует ли сербская двойная цензура в Интернете и как обстоят дела в газетах, надо поискать, пока югославские сайты живы.

Постоянный комплекс образов, переходящий из рисунка в рисунок - самолеты/бомбы/ракеты, угроза с неба. Война воспринимается как удар по мирному населению (ср. карикатуру с НАТОвским летчиком, старательно высунувшим язык и наносящим на борт своего бомбардировщика изображения уничтоженных гражданских объектов; автор - Михайло Грбич - почти омоним последнего советского президента).

Еще один постоянный сюжет, связанный с описанным комплексом мотивов - "ложные символы". Одну Свободу я уже упоминал, другая (Д.Арсенич, лучшая, на мой взгляд, карикатура подборки) довольно ярко иллюстрирует идеи кризиса западных демократий и лживости гуманитарной риторики (ср. также карикатуры Й.Прокоплевича и С.Срдича).

Ни на одной карикатуре нет даже намека на Косово и косоваров. Речь идет о противостоянии лживых и жестоких политиков и беззащитных мирных людей.

Что касается сайта интернационального, то здесь бросается в глаза понятное разнообразие трактовок темы: от сугубо американской концентрации на своих собственных проблемах (встречают на входе нас карикатуры, где главный персонаж - Дж.Джексон) до совсем уж неожиданных поворотов сюжета (замечательная карикатура С.Вилкинсон, Philadelphia Daily News). Кардинальное различие взгляда изнутри Югославии и взгляда извне (напомню, что представлены карикатуры не только из изданий стран НАТО, но из Израиля, Ливана, Швейцарии, Болгарии и прочих экзотических стран) - не только разброс точек зрения, но и принципиально иной взгляд на происходящее безобразие. Тут главные персонажи - именно отвратительный и ужасный "мистер Милосевиц" (именно он, а не невинные дети - в перекрестье НАТОвского прицела на карикатуре Дж.Шерффиуса) и несчастные албанские беженцы (насилуемые, понятное дело, тем же Милосевицем). Милошевич при этом тоже, конечно, попадает в поле отождествления с Гитлером (но, как правило, не так заостренно и прямолинейно - ср. карикатуру Дж.Мак-Нелли). Примечательно, что косовары появляются и на югославской карикатуре, помещенной здесь, но отсутствующей на югославском сайте (автор - Йованович; содержание - диалог двух НАТОвских пилотов, пикирующих на колонну беженцев: - "Это сербы или албанцы?" - "Стреляй давай, потом по CNN расскажут..."). Максимально выразительно расхожие европейские гамлетические мотивы представлены, на мой взгляд, на австрийской картинке - НАТОвская Бомба летит по направлению к Злодею-Милосевицу, прямо на груди которого, однако, в виде невинной жертвы с помощью каких-то ужасных веревок распят безответный Косовар. Этот же мотив в свернутом виде находим в карикатуре Кристо Комарницкого (Болгария): "умная бомба" (непереводимый термин, обыгрываемый в нескольких карикатурах) обращается к несчастному человечку, стоящему на выжженной земле: "Прошу прощения, сэр, вы - этнический албанец-беженец, не так ли?").

Еще одна особенность, характеризующая подход людей, на головы которых не сыплются бомбы - стремление поместить балканский конфликт в широкий контекст мировой политики: Двэйн Пауэлл изображает демагогически протестующего против бомбардировок Ельцина (еще более ехидный вариант включения Ельцина в число персонажей - на рисунке Брюса Битти), а карикатура Майка Риттера заставляет вспомнить о некоторых исторических событиях и подумать о возможных последствиях бессмысленной воздушной акции.

В целом во "внешних" карикатурах больше героев (причем все стороны могут быть представлены символическими фигурами лидеров) и разнообразнее сюжетное поле. А что же сербы, народ как персонаж трагедии? Здесь это - толпа несчастных обманутых Милошевичем людей: на карикатуре Патрика Чаппатте (Швейцария) они растянулись в живую цепочку, прицепив символические "мишени"; Милошевич стоит в середине цепочки, но мишени у него как раз нет. Вариация того же сюжета - в карикатуре Джеффа Данцигера ("ЛА Таймс"): несчастный Серб, на которого нацелены автоматы целых трех зверообразных (и явно не НАТОвских) солдат, застыл перед экраном телевизора, с которого вещает Милошевич.

Иными словами, войны, описываемые сербскими карикатуристами и их иностранными коллегами - это не две трактовки одного и того же конфликта с полярной расстановкой знаков (как в традиционных войнах - ср. риторику 1812 года, где обе стороны описывали друг друга в рамках одного и того же сюжета столкновения "цивилизации" и "варварства"), а два принципиально разных сюжета с разными персонажами в них, которые принципиально невозможно свести к единому инварианту. В принципе, это более или менее характерно для всех войн ХХ века, но после "Бури в Пустыне" такая семиотическая асимметрия становится основным признаком нового типа войны. Конечно, она производна от асимметрии военной, но существует сама по себе. При этом Интернет оказывается пространством встречи этих двух языков (в случае с Ираком существовавших раздельно), а Россия - неким культурным изоморфом этого самого Интернета.

Еще две копейки в карикатурную кружку с надписью "Postmodern War". Как будто от этого меньше тошнит.

Больше, больше.
Слова
Из материалов того же ненаписанного блока, насчет карикатурных фамилий. Обещанное в начале довольно длинное письмо из Германии. Можно было бы, конечно, и еще подсократить, но тогда бы барочности убавилось.
Глупости
Вариант шаржа - карикатурная фамилия. Когда С.Боброва недоброжелатели-арзамасцы именовали "Бибрисом", они имели в виду и созвучие, и латинский корень (bibere), намекающий на прискорбное пристрастие мистического поэта к крепким горячительным напиткам (традиция, восходящая к пародийным квазилатинским карикатурным фамилиям в литературной полемике XVIII века - речь, натурально).

По случаю исключительного успеха "Голубого сала" В.Сорокина и придания автору статуса живого классика пострусской постлитературы предлагаю в ломоносовском духе перевести фамилию этого плодовитого литератора в высокий штиль, заменив в ней русское полногласное "-оро-" на старославянское "-ра-". Заодно и соответствия внутренней формы и содержания добьемся.
Игра

Правила игры.

Очень меня расстроили игроки - ну какой же это Безродный? Это же, конечно, Вяч. Вс. Иванов (опубликовано в "Континенте", средний балл - 2.42). Не говоря о "гипотезе Топорова", уж совсем ни на чем не основанной. По такому поводу я помещаю обновленную таблицу результатов и загадываю стишок с национальным угрофинским колоритом.

15 баллов - M.Сазонов;

12 - Булкина 11 - sg, Н.Бляхман;

10 - mL;

9 - Н.Колпий, Маша, Е.Малкин, С.Горбунков;

8 - Кузнецов;

7 - Женек;

6 - Куб;

5 - Наташа, Ia, Женя Курц, Алексей Добкин ;

4 - Савватий Недотрога, в.а.Александр, pshusha, В.Сонькин и Амин;

3 - Кость Скрыптум, Климперт-Крутько, ДА;

2 - Кум, Гридасов, arefjev;

1 - Carlo Rossi, savl, sdfg, веб-мастер РЖ, Белкина, А.Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, AV, yan, Little Lady, Максим, Илья Овчинников, AZ, Кузя, Оно, Владимир и Кура.

А вот и стишок. Если кто представляет, какие у нас тут погоды стоят, поймет, к чему это я.

*
оценка

ваш email

подпись *

PostScriptum
По поводу сочинения о Марининой получилось много разных отзывов. В основном ставили "см.". Одно письмо помещаю без комментариев: Я, в общем-то, специального намерения о Марининой писать не имел. Скорее - о тех, кто пишет о Марининой. Сама-то по себе Маринина, на мой вкус, ничем от других серийных писателей неотличима. И популярность ее, думаю, не сильно отличается от популярности Э.Тополя (во всяком случае, честный социолог сперва бы соответствующие исследования провел, а потом бы уж заключал чего-нибудь). Речь же идет о некоей странной ауре "массовой литературы, дозволенной для чтения/обсуждения в пристойном обществе", что, по-моему, методологически абсолютно порочно. Если уж круглый стол проводить - то по масскульту вообще. И в список Ста Лучших тоже всех скопом, если любовь к пальп фикшн пересиливает другие чувства.

Я вот роман А.Бородыни ненароком прочитал, про то, как компьютер убийства планировал, а наркомафия за арбузом охотилась. И там еще был значок с лилией, предъявителю которого немедленно следовало предоставить всевозможные товары и услуги, причем бесплатно. А в противном случае предъявитель жаловался по модему этому компьютеру, и тот напускал на обидчиков Разборку. Помнится, там еще действовал один милиционер нехороший, он всех задержанных женщин немедленно насиловал. Так и его убили в конце концов. А у другой тоже работницы правоохранительных органов, наоборот, был любовник из бандитов. Она его сперва убила в упор из пистолета, но он потом выжил. И работница с ним была счастлива. Куды там Каменской! Вот бы где круглый стол развернуть. А на Маринину - и школьного сочинения с ошибками хватит. В таком вот примерно апсекте, как говорил профессор Выбегалло.

На этом прощаюсь. В следующий раз попробую все-таки о карикатуре подробнее. А то все галстук да галстук. Надоело, поди.
www.russ.ru следующий выпуск
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100