Следующий выпуск "Бессрочной ссылки" выйдет во вторник, 8 ноября.
www.ruthenia.ru/ruth/ Знаем, на какую клавишу нажать, чтобы высечь наконец слезы умиления из глаз филологически ориентированных читателей. Получится немного в духе гречневой каши, но, с другой стороны, хвалиться пока особо нечем. В общем, решил я использовать сегодня этот раздел для бессовестной рекламы еще не существующего места, над которым мы, однако, усиленно работаем последний месяц. Не судите строго, не делайте закладок, а если заинтересуетесь, то... впрочем, об этом потом. А начну, пожалуй, с исповеди сына Интернета. Я в этом самом цифровом пространстве болтаюсь уже пять лет с лишним. Сперва, конечно, забавляло само по себе, как всякое чудесное преодоление пространства. Когда уж на кафедре модем поставили и отпала необходимость выстаивать очереди в вычцентре, я однажды полный пакет специального эстонского TeX'a умудрился по частям закачать сперва на сервер, а потом оттуда перегнать в Канаду Диме Погосяну (интересно, он у него функционирует? свой-то мы давно снесли под корень). И что занятно, работа эта - абсолютно неинтересная, отнявшая часов десять молодой жизни, а было что-то кроме желания Диме помочь, что придавало ей осмысленность. Вот - я сижу на кафедре, щелкаю по клавишам, пью чай, ругаюсь при отказах, приказываю серверу, чтоб решеточки рисовал, отмечающие количество перекачанных кило, курю, обсуждаю последние политические новости - а тем временем ТеХ наш в Канаду утекает. Детская мистика дальней связи: голуби, детекторные приемники, переписка с девочками из ГДР. Потом, когда к кабелю кафедру подключили и от линкса к мозаике и нетскейпу перешли, появилось ощущение художественных возможностей, которые гипертекст с интерактивностью в себе скрывают (отсюда - ныне покойный РОМАН и прочие игрушки того же рода). Конечно, немаловажную роль играла возможность общения. Интернет компенсировал закрытие границ и труднодоступность путешествий. Когда я писал в последний раз "бумажное" письмо, чтобы не с оказией записочку передавать, а в конверте запечатанном слать?.. уж и не припомню. Не иначе как родителям из Стокгольма, четыре года назад. В Стокгольме была зима, стоял "Макинтош", и связь была отменная. Мне тамошняя Королевская академия выдала стипендию, чтоб я писал диссертацию, а я вместо того сидел до полуночи в университете, ладил упомянутый РОМАН, играл в буриме, тогда еще проживавшее не на куличках и обсуждал с Кубом на irc, что хорошо бы учредить собственную награду для веб-сайтов, а потом на нее нарастить счетчик и каталог. Ни НЖМП, ни Рамблера еще не было. Вся жизнь была впереди, и юный Делицын писал скрипты 25 часов в сутки, показывая всем пример трудолюбия. Временами ко мне в комнату заходил Петер Йенсен. Мы выкуривали по самокрутке и беседовали о филологических материях. Петер с грустью смотрел на мой монитор, замечая там Нетскейп вместо Ворда, тактично вздыхал и предлагал выпить пива. За пивом он так же тактично намекал на то, что я как-то слишком увлечен передачей мыслей на расстоянии. К этому времени стало ясно, что помимо самой мистики связи в Интернете имеется какая-никакая информация, особенно по академической части, но не только. Помню, по шведскому телевидению показывали фильм, посвященный американским еврейским музыкантам-клезморим, Петер его посмотрел и страшно воодушевился, желая найти дискографию и заказать пластинки в своем родном Копенгагене. Я запустил только что открытую Альтависту и выкопал несколько десятков каталогов. Но Петер, кажется, отнесся к ним с недоверием. Послушать музыку на "Макинтоше" было можно (у меня там круглыми сутками играла песня про чубчик в исполнении Козина, пугая разноцветных уборщиц), но музыки было еще мало. Так что невиртуальность интернетовских клезморим я верифицировать не сумел. В свое оправдание могу сказать, что написал все-таки в Стокгольме четыре статьи и еще одну начал. Хотя Петер позволял себе по поводу моих сидений в Сети лишь мягкую грусть в глазах, я решил, что не худо бы сделать что-нибудь профессионально ориентированное - не все же романы конструировать. Так появился на свет Rusweb - список ссылок на славистические отделения. Петера это, впрочем, не убедило. Я горячился, рассказывая, как можно было бы здорово устроить все для филологов - чтобы и библиотека, и семинары, и новости - все под рукой. А он смотрел внимательно сквозь свои сильные очки и высказывался насчет того, что электричество само по себе его уже немного смущает. Так мы и проводили вечера в руссоистско-вольтерьянских беседах, пока не настала мне пора ехать домой. Потом начался период Zhurnal'a, Интернет оказался чем-то вроде масс-медиа, появились кулинарный термин "рунет", НЖМД, дизайн, корпорации, Катя Деткина и прочий инфоарт. Стали поговаривать, что коммерция душит утопию, а про унылые образовательные дела и вовсе, как сказал бы Лев Толстой, было забыто. Мухин писал мемуары, а я пошел в бессрочную ссылку (которой скоро два года - едва ли не самое долгоживущее русское еженедельное нынче). Забыто, но не всеми. Раз уж я встал на сомнительный мемуарный путь самовосхваления, не откажу себе в удовольствии процитировать собственную статью, опубликованную все в том же Zhurnal'e (1997, #3, с. 12, цитирую по бумаге, поскольку связь с Россией сейчас отключил кто-то... должно быть, Чубайс, как водится):Паутина предполагает подключение и более "горячих" способов общения, начиная с "досок объявлений" вплоть до общения в режиме реального времени. Все это делает ее самой перспективной сферой для научного общения. Можно представить себе, скажем, возможность публикации здесь тезисов будущей статьи и последующее их обсуждение (о вопросах авторских прав я не говорю, но напоминаю, то они возникают временами и по поводу докладов на "живых" конференциях); назначенную заранее <...> встречу коллег один на один; страницу, содержащую темы еще не написанных курсовых и дипломных работ студентов и аспирантов <...>. <...> "Закрытость" списка рассылки в Паутине можно сочетать (или чередовать в разных подпространствах сайта) с "открытостью irc или Юзнета <...>
(Чубайс испугался и включил ток - http://www.zhurnal.ru/6/human.htm.) Квазиготических слов "вертикальный портал" мы еще тогда не знали. Да и пора этих порталов тогда не пришла. Зато теперь - сплошные порталы, куда ни глянь. Вот и мы наконец, через три года после того, как всю эту ерунду я впервые изложил скептическому Йенсену, собрались с силами и приступили к скучному научному своему делу. Выкладываю на всеобщее обозрение черновик, поскольку знаю - среди моих читателей есть немало коллег, которые примкнут к нашей компании. А мы сейчас очень заинтересованы в обсуждении деталей (иерархия тем в конференциях, порядок публикации репринтов и прочее). Так что, возвращаясь к началу - поглядите на черновик и, если заинтересуетесь, нажмитевот сюда, чтобы подписаться на специальный список рассылки, где будут все эти тонкости обсуждаться. Особенно к знакомым обращаюсь, но и к незнакомым тоже. Список пока не готов, так что мы с И. Фрайманом собираем предварительные, как выражаются телевизионно-бюрократические люди, заявки. Напишите, пожалуйста, в какой кодировке вам удобнее всего читать и писать и вообще - что вы по этому поводу думаете. Не все же эссеи сочинять. Надо и профессию оправдывать. Да и в стаи сбиваться филологам пора, чтобы не получалось, как в замечательном повествовании В.А. Успенского, который запрос о лесных сраках вынужден был всем своим высокопросвещенным адресатам направлять раздельно.
Название нашего будущего сайта - Ruthenia - вызвало много нареканий. На самом деле, так называлась бы Россия, если бы, например, до прошлого века находилась под игом кочевников и не имела бы единого самоназвания. Именно такого рода название Эстонии - латинский неологизм. Со словом "Рутения" приключилась занятная история. Будучи сперва просто общим латинским эквивалентом "России", оно ассоциируется сейчас исключительно с закарпатскими русинами. Дело в том, что само слово прилагалось сперва, действительно, к Галицкой Руси (соседям надо было пустить пыль в глаза). Потом (видимо, в XVIII веке) его подхватили на Севере и применили уже по отношению к Империи. Карпатская Русь (в состав этой империи не входившая) вынуждена была присоединить уточняющее прилагательное. Затем в силу разных исторических превратностей от сочетания Сarpatho-Ruthenia отвалилась первая часть, так что до Америки русины доехали уже в виде чистых рутенцев. Где этот этноним и закрепился за ними. Но что поделать - именно так называлась в Юрьеве русская студенческая корпорация. Надеюсь, простят русины. А название придумал Ицкович. Некоторые находят его искусственным. А нам нравится.
Затея с голосованием оказалась вполне жизнеспособной. Результаты можно посмотреть: здесь - голосование по принципу "один человек - один голос", а вот тут - по принципу "один человек - два голоса". Сразу видно, где больше плюрализму. Но толку от того не много. Результаты, несомненно, много говорят о читателях "Ссылки". Если бы вдруг правом голоса в России обладали только мои читатели, жить было бы скучно, поскольку Дума состояла бы в основном из представителей "Правого дела" и "Яблока". Оно конечно, вполне устойчивая получается система, но как представлю себе полемику Гайдара и Явлинского, так сразу спать хочется. Ни тебе Шандыбина, ни Жириновского. Не говоря о словотворце Черномырдине. Все они остаются за пятипроцентной чертой. Яблочники получают союзников в виде "Отечества", а праводельцы - в виде "Новой силы". Далее, очевидно, следует переименование первого блока в Демократическую партию, а второго - в Республиканскую. При голосовании по усложненной схеме, как ни крути, выходит совершенно то же самое. Немножко сильнее оказываются в результате демократы, но опять - ни Шандыбина, ни Жириновского. Не говоря о словотворце. О прискорбном факте полного пренебрежения женщинами России я вообще молчу. Эксперимент с отрицательным результатом, однако, - тоже эксперимент. Сегодня попробуем по-другому. Сергей Бублик написал:Прочитав последнюю Бессрочную ссылку, в частности мысли Ваши о системе избирательного права в целом, вспомнил я о слышанной где-то еще одной избирательной системе. Каждому избирателю дается два голоса, один положительный, другой отрицательный. Соответственно, подает он их "за" и "против" тех или иных партий, выбирая себе одну наиболее симпатичную и одну наиболее противную. При подсчете же голоса, поданные "против", вычитаются из голосов, поданных "за". Система такая может дать интересные эффекты, например, позволяет определить не только самую любимую электоратом (классное слово!) организацию, но и самую отталкивающую оный.
Ну что же - пожалуйста: 1. Голосование "ЗА"
Осенью тартуские библиотеки начинают дешево распродавать книги. Финансовый год кончается, а жить надо. Особенно отличается рвением в этом деле Научная библиотека университета. Очень там любят продавать единственные экземпляры. В прошлом году монографию Гиллельсона о Вяземском продали, в этом - издание самого Вяземского из "Библиотеки поэта". Кому, интересно, язвительный князь там так насолил? Городская же библиотека, некогда носившая имя Гоголя, а теперь переименованная в честь Оскара Лутса, выставила на продажу десятитомник произведений о Ленине для детей. Я не удержался - купил один том, из которого и выписываю самому себе в назидание (половина третьего ночи):И уж безо всякого отношения к текущей жизни (разве что каламбурно развивая тему режима); просто к характеристике жестокосердия прислужников царизма. Письмо Анне Ильиничне из петербургского дома предварительного заключения:
1919 ИЛИ 1920 Прошу разбудить меня не позже 10 час. утра. Сейчас 4 1/4, я спать не могу; вполне здоров. Иначе потеряю зря и завтрашний день и останусь без положенного режима. ЛенинВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - МАРИИ ИЛЬИНИЧНЕ И НАДЕЖДЕ КОНСТАНТИНОВНЕ. МОСКВА.Если случится быть еще как-нибудь здесь, - принеси мне, пожалуйста, карандаш с графитом, вставляемым в жестяную ручку. Обыкновенные карандаши, обделанные в дерево, здесь неудобны: ножа не полагается. Надо просить надзирателя починить, а они исполняют такие поручения не очень охотно и не без проволочек...
Так вышло, что чудесная программка, присланная мне читателем, взявшим на себя труд облегчить жизнь моим домашним, выкинула стихотворение, которое я знаю. Так что у меня есть время поразмыслить над двумя другими (что-то не очень активны оказались игроки), а у всех остальных - шанс отыграть очки у Инны Булкиной. Строки о деньгах, очевидно, - намек на кредиты МВФ:
Пришлите свое задание: Результаты перед итогами первого тура: И. Булкина - 5 баллов;
http://www.ut.ee/~sunny/
Семенов верен себе - все валит в одну кучу: беседу с диаконом Андреем Кураевым, отзыв на диплом Игоря Карловского, стихотворение с аккордами под титулом "Песни из альбома" (песня хорошая, кстати, протяжная), статью о Бродском, новеллу о коварстве декораторов и прочие мелочи. Вид на фотографии у Семенова, впрочем, - совсем как в жизни. Задумчивый вид серьезного человека.
Желающим познакомиться поближе с легендарным стиховедом Семеновым рекомендую взглянуть на его записные книжки.
По поводу новой системы оценок многие сочувствовали. А. Козлов пишет:По поводу последней ссылки, той части, что касается новой шкалы оценок: Вам не приходила в голову мысль: как оценить степень усвоения предмета? Очевидно, это можно сделать лишь приблизительно - к чему тогда такая "точность" 91%-100%? А если даже предположить такой прибор (как "ИзПиТал", или "Мензура Зоили"). Картина маслом: заходит мальчик в темную комнату-коробку, за ним закрывается дверь, тихое жужжание, на экране цифра - 90.5%. Что делать с этим мальчиком? Оценка A или B? Это напоминает мне (простите за сравнение) пакет с майонезом, на котором написано Срок хранения: - при температуре от -10 C до -6 C включительно - 30 дней, - при температуре от -6 C до -2 C включительно - 20 дней, - при температуре от -2 C до 0 C включительно - 10 дней. Меня еще в детстве возмущал цинизм слова "включительно". Претензия на абсолютную (математическую) точность, в то время как реально оценить лишь порядок величины. А еще наблюдение без комментария: если раньше старались как-то анализировать причины слабости или силы знаний, то в современном варианте ограничились констатацией конечного результата.
Проценты эти, конечно, для тестов сделаны. "В каком году родился Лермонтов? Варианты - 1614, 1814, 2014". У меня по более или менее точной шкале оценивается лишь один предмет - стиховедение. Все остальное - на глазок. Вот тебе и наука. Тот же А. Козлов описывает еще один несуществующий сайт:Пришла в голову мысль о котенке - еще об одном. Сколько раз, заходя на замечательный сайт, видишь там ачепятки, портящие положительное впечатление от сценария. Так и хочется помочь, поработать бесплатным корректором этого сайта. Итак. Захожу я на зарегистрированный котенком сайт, вижу там "анавас" вместо "ананас", делаю какие-то пассы (максимально похожие на реальное исправление текста), вследствие чего автору отсылается пакет, содержащий место (документ, слово, координаты), вариант для исправления, ссылку на меня. Далее. Автор периодически запускает несложную "авторскую" часть, которая показывает все предложения, Accept, Reject. Возможности можно наращивать - Accept All From This Corrector и т.д. Сразу вижу проблемы - конкурирующие предложения о коррекции. Ну да это уж мелочи. Мысли навеяны каким-то плаг-ин'ом (сложно пишется слово), позволявшим оставлять комментарии о документе из Сети на некотором сервере. Эти комментарии видны всем остальным обладателям плаг-ин'а.
Оно конечно, но по мне так можно просто собрать список и послать автору. А он уж сам пусть вносит. И плагинов никаких не надо. Впрочем, может быть, я и ошибаюсь. Ау, Фродо? Как там наши котята? В этот выпуск не влезли финские заметки. В следующем - непременно.