dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 8 ноября 1999 года

    Революционные праздники, или Укрощенное безумие; Цыганские хитрости, или Нумерология; политически некорректные стихи о неграх; финский полуфабрикат; нам пишут

Место
www.sbor.ru/~peter/

Ноябрьские праздники, бывшие октябрьские, случились. Поэтому Ссылка выходит во вторник (вот кому сочувствует редакция РЖ, оказывается).

Советские праздники (в списке, к которому ведет эта ссылка, не хватает по меньшей мере двух выходных) концентрировались вокруг двух календарных центров: осеннего (октябрь-ноябрь) и весеннего (май). Посередке торчал, как ему и положено Новый Год, а Мужской и Женский дни обеспечивали гладкость перехода. Лето в расписание не входило: в силу наших климатических особенностей оно само по себе воспринимается как большой выходной.

Поскольку праздники - для того чтобы праздновать, прагматически речь шла об изменении мест потребления горячительных напитков. Примерно так получается: на Новый Год пьем дома (не только потому что метели и морозы, но и потому что праздник - домашний); на 23 февраля продолжаем на работе; на 8 марта робко пытаемся переместиться на природу в узком кругу; на майские - перемещаемся окончательно; потом, как и было сказано, лето; далее - возвращение под кров в октябре-ноябре... На парад с ребенком выйти, промерзнуть, а потом, натурально - домой согреться. Алкоголические ритуалы эти можно трактовать по-разному, - например, как способ психофизиологической адаптации государственного культа.

Правильная такая календарная культура. Озвученная божественными стихами, кажется, Маршака, уместно соединяющими климатическую тему с описанием основных праздников.

Впрочем, это отступление, а речь пойдет о другом.

Пытался я для сегодняшнего выпуска найти приличный сайт, посвященный нынешнему Дню Примирения, Согласия и Консенсуса, и не нашел. Тогда решил из результатов поиска выудить что-нибудь достойное. Но вылезали какие-то глупости... То тина, то трава морская. Не в Музей же Ленина вести читателя.

Наконец, обнаружилось нечто, вполне соответствующее, с моей непросвещенной точки зрения, статусу вчерашнего (для первых читателей Ссылки) праздника.

Почему мы так боимся безумия в жизни, и почему оно нас так привлекает в виде текстовом? Вопрос не праздный, кажется. В детстве приходилось мне посещать в Киеве Кирилловскую церковь, расположенную посередь владений одноименной (по-новому - Павловской) больницы - огромной психушки с вольно гуляющими тихими безумцами и маленькой больничной зоной внутри (вышки и проволока имелись, рифмуясь с неподалеку расположенным Бабьим Яром). В самой церкви было тоже странно - врубелевский иконостас и фрески XII века, наполовину отмытые реставраторами, наполовину замалеванные в тот же декадентский период. По выходе из церкви - бьющая в глаза зелень и ужасные сумасшедшие, спрашивающие денег-на-марку-письмо-послать, сигарет, время, дорогу домой, смысл жизни, твое имя. Уж вот так запомнилось, что вижу до сих пор - идет по дорожке женщина нестарая в халате и страшным хриплым голосом поет:

Нагадал мне попугай
Счастье по билетику;
Я до гроба не забуду
Эту арифметику

Боязнь безумия в детстве родственна боязни смерти (неизвестно, какой модус небытия ужаснее) и тоже сочетается с тянущим, властным любопытством.

Много мне потом в жизни приходилось встречать безумных людей. Один утверждал, что ему является Наполеон. Другой - что ему вживили в голову микросхему. Третья - что я на ней жениться должен. Но первый страх, как первая любовь, не забывается. Нагадал мне попугай. Я до гроба не забуду.

А вот произведения безумцев, канонизированные романтиками и модернистами, нас совсем не пугают. Это, возвращаясь к старой теме, что-то вроде зоопарка, клетка для психических расстройств. Дозволенная и даже культурно поощряемая форма. К тому же, всегда можно предположить, что перед нами не клинический случай, а ловкая стилизация.

Впрочем, сайт, о котором тут идет речь, не оставляет места сомнениям. Чистопробный делириум - смесь христианства, коммунистической идеологии и учения Порфирия Корнеевича Иванова "Детка". Как всегда в таких случаях, остановиться в цитатах трудно. Поэтому я так поступил - сперва скопировал большой фрагмент из вступительного документа, а потом купировал его в случайных местах. "Читать!", как говорит один умелый имитатор: Это проза была. А вот стихи. Тоже сильное впечатление производит. Сокращать рука не поднялась. Обратите внимание на удивительное течение времени в этих стихах: К чему я это все? Да все к тому же - революций мы боимся, а вот отметить годовщину рюмкой водки не брезгуем. С праздником, дорогие господа.

(На самом деле, намечается возврат к истокам. Ср. выпуск от 2 февраля 1998 года. Неужто скоро конец Ссылке?)
Слова
Татьяна Николаевна С., вернувшись из Питера рассказала такую примечательную историю.

Она приехала в Питер за час до условленного времени и стала ждать на вокзале обещавшего ее встретить Александра Львовича Ф.

А рядом стоял мужик, к которому подошла цыганка. Обыкновенная цыганка жульнического вида. И стала гадать о жизни, начав с того, что он жить будет до 93 лет.

Тогда Татьяна Николаевна С. отошла в сторонку, чтобы не углубляться в подробности чужой жизни. Тут к ней подошла другая цыганка и стала тоже гадать. Она сказала, что у Татьяны Николаевны С. в жизни два короля, и что жить она будет до 93 лет.

Татьяна Николаевна С. с трудом отбилась от настырной гадалки, а тут как раз подошел Александр Львович Ф., и они вдвоем вышли из здания вокзала.

Спустя полчаса, уже на изрядном отдалении от автовокзала, к ним подошла совершенно третья цыганка и сообщила Александру Львовичу Ф., что он будет жить до 93 лет.

Попробуем разобраться, чем так хороша цифра 93? Исходная модель - "жить тебе до ста лет" требует психологической и естественнонаучной корректировке в рамках постмифологического автовокзала.

Во-первых, необходимо сделать цифру реалистической, то есть - не круглой. Во-вторых, сохранить ее баснословную солидность. Отсюда диапазон - между 90 и 100. Все, что больше 95, исключается, поскольку выглядит, как недолет до ста, обидно прожить 99 лет, например. 95 тоже исключается - как "полукруглое" число. Из оставшихся выбрать легко - сперва руководствуемся еще раз правилом солидности и выбираем большее (93 или 94). Затем возвращаемся к правилу исключения недолета и отбрасываем 94.

Таким образом, применение трех правил в двух циклах оставляет единственно возможную цифру - 93. Интересно, у них совещания проходят производственные по обмену опытом и внедрению новых методов, или это, напротив, передается в виде коллективного бессознательного архетипическим путем?
Игра

Правила игры.

Первый тур прошел успешно для игроков угадывающих и не очень успешно для И. Булкиной, которая водила. От ее пяти баллов ничего не осталось - кузминское стихотворение это слишком известно. Впрочем, многие ошибались, приписывая песенку Долиной и Матвеевой, а то и Дольскому. Откуда взялся Потемкин, я ума не приложу, но и он фигурировал. А средний балл у Кузмина заслуженно высок - 3,97.

Сегодня водит Н. Колпий. Тут все будет сложнее.

*
оценка

ваш email

подпись *

Итоги такие:

6 баллов - Н.Колпий (пять из них зависят от хода этого тура); 1 балл - Igor Astapov, DA, Бродский, Semen Gorbunkov, Леонид, Маша, mm, Савватий, Н.Сорокин.

В копилке у меня всего три задания осталось. Так что пришлите свое:

Текст задания* (ставьте, пожалуйста, перенос в конце строки)


Варианты ответа* (5 имен в алфавитном порядке; ставьте, пожалуйста, перенос после каждой фамилии)

Ваша подпись*

E-mail*

По жизни
Обещанные финские мемуары так и не написались. Вот еще один жанровый эксперимент - публикация набросков вместо текста. По вопросам реконструкции замысла обращаться по адресу roman@admin.ut.ee. Сапиенти сат, наверное, а нам - забава.

- паром "Георг Отс". Это он, я узнаю его. Советская мифология плотна. Одесский анекдот (Жора Уй). Между прочим, ср. эст. ots=конец. Также "Мистер Х". Хрипит баритоном, стучит селезенкой. Плывет четыре часа, чтобы все финны успели напиться.

- конференция как ритуал. Ритуал я это дело, - говорит Н.Н. Импровизация Блюмбаума по мотивам пленарного заседания:

- начинается все с доклада Б.Х. о "Черной курице" Погорельского: "Алеша по доброте сердца спасает черную курицу, которая оказывается переодетым лилипутом". Заканчивается, натурально, дискуссией о помо, в ходе которой встает некая неизбежная феминистка и начинает клеймить культуру белых гетеросексуальных мужчин. Кольцевая композиция, однако.

- сон о стиховеде Семенове, приснившийся в Хельсинки: как будто Семенов работает в школе учителем и рассказывает, что в него там влюбилась старшеклассница. И вот во время поездки в колхоз остальные старшеклассницы все так хитро подстроили, приходят к Семенову и говорят: Вадим Владимирович, там Маша лежит и плачет, вас зовет.

И Семенов рассказывает, что он пошел, а все старшеклассницы убежали и оставили Семенова наедине с влюбленной. И вот, говорит Семенов, лежит эта Маша голая под простыней, плачет и говорит: "Вадим Владимирович, вы думаете, что если вы одетый, так можете надо мной издеваться?"

- Т.В.Ц. спрашивает Наталью: "А как зовут вашу прелестную дочку?" Наталья, подумав, отвечает: "Георгий". Юрочка (Георгий) всякий раз заводит свои детские английские песни на кассетах. В конце концов поют все. А проф. Постоутенко надел на юрочкину плюшевую свинью свои очки и провозгласил ее Палиевским. Долго с ней потом беседовал о мировой литературе, лежа на кушетке, да так и уснул.

- экскурсия в дом-музей художника. В качестве экспоната фигурируют говорящая по-фински печка и ужасные изделия из дерева (еловины). Распивать напитки на улице строго воспрещается.
PostScriptum
Пришло письмо за подписью А. Марининой - в ответ на майское сочинение. В письме говорится так: Нельзя не согласиться с автором письма, оценившим, кстати, мое сочинение на "отлично". Тем временем, я прочитал новый роман Марининой. Называется "Не мешайте палачу". На этот раз - вариации на тему эпилога М&М: как разоблачили шайку гипнотизеров. Там в этом новом романе гэбэшные агенты заставляли людей творить всякие мерзости, чтобы в конце концов президентом кого надо выбрать. А загипнотизировав, убеждали очередного исполнителя своих гнусных воль, что он разговаривал вовсе не с ними, а, например, с клетчатым регентом или с большим черным котом.

Романы эти привозятся из России тартускими путешественниками и потом переходят из рук в руки, как письма счастья. Игра такая - не возвращать их никогда.

Читатели обратили, конечно, внимание, что я не подвел итоги голосования по системе "плюс-минус". Дело в том, что недели маловато. Пока там опять лидируют "Правое дело" с "Яблоком". При этом, заметим, у "Яблока" - ни одного голоса "против". Еще "Отечество" набирает что-то, остальные все - либо по нулям, либо вовсе в минусах. Может, электорат поменять? Как говорит генерал Коржаков: "Шутка".
www.russ.ru следующий выпуск
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100