dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 15 ноября 1999 года

    "Что делать?" или "что делает?"; новый жанр; отходы педагогического производства; ни музыки, ни мысли; продолжатель своих злодеяний, медицинские советы; что пишут о нас, местных

Слова
Шутка, которая вызвала к жизни эту бессмысленную заметку, принадлежит Н.Н. и формулируется примерно так:

"Что делать?" - это только часть вопроса, над которым более века бьется русская интеллигенция. Полностью вопрос звучит так: "Что делать? или Что делает?"

Далее Н.Н., разбрасывая папиросный пепел, рисовал ужасную картину: в этот самый момент, говорил он, десятки лучших сынов нашей родины занесли пальцы над клавиатурами пишущих машинок и замерли, отвечая в уме на этот проклятый вопрос.

Персоналок тогда, действительно, еще не было. И спеллчекеров, соответственно, в ТэБээМах не водилось.

Вспомнил я об этой апофегме своего сангвинического приятеля, зайдя случайно на один коммерческий сайт и прочитавши там в заметке о музыкальном творчестве Ани Герасимовой таковые слова (касающиеся не Умки, а ее телевизионных антагонистов): Мне показалась избыточной такая концентрация мягких знаков, и я, как это у нас, здешних, водится, вступил в краткую и бессмысленную переписку с автором (автор отвечал мне в духе кн. Вяземского, отстаивавшего свое романтическое право на собственную орфографию). Ну и Бог с ним, конечно. А мне наука: не заниматься педагогической деятельностью на добровольных началах.

А вот, подумалось мне, интересно поглядеть, как с этим делом обстоят дела в целом тут у нас, здешних. И завел я, как у нас, здешних, водится, сменившую дизайн Альтависту (Яndex тут не годится - умничает).

Занятные результаты выходят. Оказывается, в разных глаголах ошибки встречаются с разной частотой. Так на 84120 случаев написания "хочется" приходится 720 случаев с предательским мягким знаком (отношение равно 0,008559201141227). А вот для глагола "кончается" оно значительно меньше ( 0,0007327200195392).

А еще занятнее поглядеть на страницы, где встречаются какие-нибудь оснащенные излишней мягкостью монстры, и попытаться придумать для них общий сюжет. Ну возьмем, например, именно что слово "встречаються". Анекдоты я отсеиваю. Оставшиеся страницы, кажется, образуют некоторый узор, который ждет своего Борхеса (орфографию и пунктуацию сохраняю везде):

1. Загадочные советы веб-мастеру, переведенные вроде бы с аглицкого (http://www.omskcity.com/~lol/how.htm): 2. Интервью неизвестных мне авторов А. Валентинова и Г. Л. Олди (http://kulichki.rambler.ru/sf/oldie/int_01.htm): 3. Описание игры STARCRAFT +54 (http://www.newgames.ru/rv/rv16.htm): 4. Обращение некоего Jet'а в Военно-историческом форуме РЖ (http://www.russ.ru/forums/war-ist3/2794.htm): Что сей сон значит? Как связать порнографию, Югославию, военные игры и шаманскую практику? Пишите письма!
Глупости
Сегодня представляю новый жанр. Давненько я этого не делал.

Замучавшись загрузкой бесконечных баннеров, я не выдержал и поставил наконец полезную бесплатную программу, эту чуму устраняющую (очень рекомендую). За неделю работы уже 7157 гнусных рекламных полосок ею остановлено.

Эх, хорошо бы такую штуку - да на телевизор.

Лев Толстой, неожиданно оказавшийся героем сегодняшнего выпуска, как известно, любил не только детей, но и описания привычных объектов с точки зрения незнакомого с этими объектами наблюдателя. Шкловский придумал для этого приема странное слово "остранение": Поглядим остраненным взглядом на телевизионную рекламу. Оптимальным здесь будет жанр пересказа при котором сюжет рекламы будет излагаться максимально упрощенно и суммарно. Желательно также лексическое остранение, максимально обобщающее героев ("мужик", "одна баба", "старуха", "пацан"). Приношу извинения читателям, которые отечественного ТВ не смотрят - дальнейшие примеры этого нового жанра для них маловразумительны. Остальным предлагаю игру - угадайте, о каких сюжетах идет речь (указывать надо рекламируемый продукт):

1. Как пацан у одного мужика жувачку забрал, а ему дал за это бутерброд с луком.

2. Как одна баба от мужика убегала и стекло заморозила.

3. Как мужик жувачку жевал, его за это молнией по зубам долбануло, а баба над ним смеялась.

4. Как один негр слепым притворялся, а девка при нем штаны надевала.

5. Как мужики в капюшонах в поле работали, а один пацан тупой фантик в ворота совал.

Имя*

E-mail

Предлагаю читателям "Ссылки" поупражняться в этом жанре. Отгадывать будем вместе.

Имя*

E-mail

Выписка
Выписка с комментарием (из текущей педагогической практики).

Повесть Толстого "Два гусара" делится на нумерованные главки, которым предшествует ненумерованый зачин, состоящий из одного безумного и прекрасного предложения: Перед нами два параллельных атрибутивных ряда, относящиеся к настоящему и прошлому и противопоставленные друг другу. Обсуждаются дороги, освещение, мебель и, наконец, обитающие в этой культурной среде герои. Занимательны ряды противопоставлений, выстраиваемые Толстым. Газ и стеарин - новомодные и "искусственные" - противопоставлены "естественным" материалам прошлого. Дороги нынешнего века - "железные" и "шоссейные" (родовые технические определения, выраженные относительными прилагательными); дороги прошлого, напротив, описаны с помощью прилагательных качественных (они "грязные" или "пыльные", но при этом по-домашнему "мягкие"). Железной дороге потом у Толстого достанется отдельно (я имею в виду не столько "Анну Каренину", сколько "Крейцерову сонату", в которой обнаруживается целый монолог о преимуществах старой езды на лошадях перед бесчеловечной тряской паровозов).

В нашем отрывке бросается в глаза краткость перечисления атрибутов современного мира и распространенность описания прошлого; причем речь идет не только о понятной подробности экзотического исторического описания.

Современность описывается как набор существительных (вещи и герои) с ироническими определениями. Даже в нелакированности мебели видится некая неполноценность, не говоря уж о низких пружинных диванах, располагающих, очевидно, к праздности (ср. у Жванецкого: "И самовар у нас электрический, и сами мы какие-то неискренние"). Единственный глагол в этом перечислении безличен ("развелось"). Наполняющие современность вещи не имеют друг к другу никакого отношения.

Прошлое, напротив, представляет собой мир, где центральны именно глаголы. Дороги важны не сами по себе, а как повод для поездки; мебель расставляют, свечи освещают балы и семейные собрания, герои и вещи - все вовлечено в единое сюжетное поле. Прошлое, говорит Толстой, было временем глагольным, временем действия. В прошлом атрибуты - принадлежность сюжетов, человеческого мира. В настоящем они приобретают равное с героями значение разрозненных элементов сомнительного качества. Эпическое прошлое окрашено в интимные домашние тона ("наши отцы", "наши матери") и снабжено личными метками - именами героев (в противоположность анонимному настоящему).

В этом зачине содержится свернутая композиционная схема "Двух гусаров" (в прошлом происходят события, в настоящем все сюжетные линии уходят в песок). И, конечно, концептуальная схема будущей эпопеи проглядывает.
Игра

Правила игры.

Вот что написал по поводу предыдущего задания приславший его Н. Колпий:

Я и сам умею объяснить так доходчиво, когда автора знаю. А вот угадать не смог. Конечно, сказывается и моя ориентация на (все еще) прошедшее столетие: я слишком плохо знаком со стихами этих самых, предложенных Н. Колпием в качестве возможных, авторов. Самое смешное, что с вагиновскими-то стихами - лучше всего. Но, конечно, в объеме "Опытов..." Так что от правильного варианта я сразу отказался. Затем отсеял Поплавского и Божнева (тоже почуял тут отечественный продукт), оставшихся авторов (Шагинян и Ивнева) я повзвешивал на ладонях, поцокал языком и решил поставить на "зеро". В роли "зеро" была Шагинян, поскольку ее стихов я вовсе не помнил (а ивневские вспоминались, по крайней мере про голубка - их Анненков цитирует, не похожи совсем).

Надо сказать, что стихи Вагинова не понравились народу. Народ оценил их низко. В среднем получилось у народа 2.4 балла за некорректных негров. А Булкина, которая все свои баллы кузминские потеряла, вообще написала: Сейчас поглядим. Выпали стихи, присланные М. Сазоновым:

*
оценка

ваш email

подпись *

Закидали парижскими нотами...

Результаты:

5 неверных баллов - М. Сазонов;

4 верных балла - Н.Колпий;

2 честных балла - Н.Сорокин;

1 балл - Igor Astapov, DA, Бродский, Semen Gorbunkov, Kuznetsov, Леонид, Маша, mm, pshusha, Савватий.

Н. Колпий удачно сыграл. Пришлите и вы свое задание, а то всего два в запасе:

Текст задания* (ставьте, пожалуйста, перенос в конце строки)


Варианты ответа* (5 имен в алфавитном порядке; ставьте, пожалуйста, перенос после каждой фамилии)

Ваша подпись*

E-mail*

Закладки

Стал я разные виртуальные сообщества изучать в предвкушении будущей Рутении. Вот, набрел, во-первых, на дивную страницу

http://www.postman.ru/~ameller
А. Меллера - борца с антинародным режимом. Там особенно замечательна подборка Песен Сопротивления. С портретами авторов. Например, вот

Поет свердловчанка из екатеринбургского театра, например, такие энергические слова (не могу не привести полный текст одной песни): Вот за последний эпитет - все отдать.

И еще один, смежной тематики коллективный сайт мной обнаружен:

http://www.rusmedserv.com/board/ -
"Дискуссионный клуб" Русского медицинского сервера. Вот пример переписки оттуда: Вот ведь, казалось бы, - сугубо практическое дело. А и тут заводятся свои герои и антигерои, вроде этого самого Дворянчикова, личность и самое имя которого возбуждают в докторах немалые страсти.

А вот Толстой в медицину не верил, почитая ее справедливо сугубо семиотической дисциплиной.

И наконец, последнюю ссылочку по теме, не зная того, подкинул Куб:

http://www.virtual.ru/vculture/seminar/toc.html
Материалы семинара "Виртуальная коммуникация в сети Интернет". Набежали, понимаешь, специалисты разного профиля и давай нас, здешних, анализировать. Что касается аддикции, не знаю - не доктор. Даже не Дворянчиков. А вот на вопрос "устная или письменная" у меня свой ответ имеется. Но никто у меня не спрашивает, так что и излагать не стану.
PostScriptum
Кирку поздравляю с днем рождения. В следующий раз обещаю без Льва Толстого обойтись и что-нибудь придумать для оживления колонки, страдающей в последнее время от моей диссертации.

Женя Малкин прислал вот такое письмо, прямо касающееся статьи В.А. Успенского о лесных сраках, помянутой мной в позапрошлый раз: Вот так и переправляю, тестируя заодно плотность среды, созданной этой Ссылкой.
www.russ.ru следующий выпуск
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100