dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 27 декабря 1999 года

    Опрос; транспортная разведка; на какую букву?; со дня рождения Пушкина прошло 204 дня; Р. о парикмахерских и рукоблудии; с новым годом!

PostScriptum
Традиционный предновогодний опрос, немного отличающийся от прошлогоднего, впрочем:

1. Вы читаете "Бессрочную Ссылку"




2. Вы попали в Бессрочную Ссылку

3. Сначала выпуски были

4. Лучший раздел Ссылки -

5. Худший раздел колонки -

6. Наиболее запомнившиеся материалы (опишите просто, о чем там было)

7. Отдельно хочу присовокупить нижеследующее:

ваш email

подпись *

Глупости
К вопросу о Ленине, всегда оплачивавшем проезд (из позапрошлого выпуска).

Ю.Н., которого я опять с удовольствием цитирую, написал: За три месяца, пока действовал мой автобусный проездной, у меня его ни разу не проверили. Вообще тут у нас с этим дело смешно - все зависит от маршрута. Наш почему-то считается бесперспективным.

В последний день, впрочем, вошла в автобус юркая пожилая женщина неприметной наружности, огляделась, облизала губы и извлекла из сумочки удостоверение.

Как живут контролеры общественного транспорта, интересно? Каково их социальное самочувствие? Дружат ли они друг с другом, разговаривают ли о случаях удачной охоты на зайцев?

Контролер, с одной стороны, представитель власти, с другой - никакой реальной властью он не наделен. Ревизор, который может обернуться Хлестаковым. Резонно поэтому распространение слухов о мнимых контролерах, зарабатывающих на жизнь самочинным сбором штрафов.

Такая двусмысленная профессия диктует две возможные стратегии поведения, реализованные в разных типах контролеров.

1. Контролер-Штирлиц. Это - контролер, притворяющийся пассажиром. Он должен быть неприметным и не выделяться из массы. Иной раз это - молодой человек с журналом и грустным взглядом, иной раз - девушка в вязаной шапочке, а то и бодрый пенсионер. Контролер-штирлиц обычно, садясь в транспорт, не сразу принимается контролировать, а приглядывается сперва к пассажирам, проезжает остановку-другую и лишь потом, вооруженный наблюдениями, принимается когтить заранее намеченную жертву. Конечно, ошибки бывают (когда с проездным оказывается пассажир), но зато каково психологическое напряжение. Штирлиц работает в детективном жанре.

Кстати, разоблачив зайца, штирлиц теряет к нему интерес (сюжет иссякает); поэтому наши тартуские контролеры (штирлицы по преимуществу) легко выпускают безбилетника или принимают от него мелкую сумму вместо грозно обещанных объявлением 666 средних дневных зарплат.

2. Контролер-Рэмбо предпочитает жанр боевика. Рэмбо не ходит один - их всегда несколько, они не скрываясь заходят во все двери и начинают зачистку транспортного средства от безбилетников. Обычно это ражие молодые люди военизированного вида. Автоматов у них, правда, нету, но они легко домысливаются. Иногда, говорят, действительно, контролерам придается ОМОН и четыре БТР (сопровождающие трамвай по пятам и отстреливающие отступающих зайцев).

Впрочем, военизированность контролеров-рэмбо - явление нового времени. В городе Черновцы летом 1981 года нас подвергли именно такому групповому штрафованию. Мы там в области фольклор собирали и возвращались домой, а билета автобусного не купили. Рэмбо тогдашнего образца представляли собой цыганский табор шумных и злобных теток. Они тянули нас, бедных первокурсников, за рукава, блистали зубами металлическими, грозились карами небесными и требовали позолотить ручку.

Позолотили, конечно. И затем отправились гулять по улице О.Кобылянской, где в витрине магазина "Политическая литература" висел плакат, изображающий Л.И.Брежнева, поливающего из огромной лейки крошечное растение. Плакат нам, впрочем, не продали, сказав, что это - оформление витрины.

Есть еще третий тип - контролер-адмирал. В наших широтах он не представлен, зато процветает в странах Западной Европы. Там у них контролеры обязаны в форме ходить, но форма эта - не камуфляж наших рэмбо, а что-то вроде именно оперения опереточного адмирала. Перчатки белые, эполеты всякие, шляпа с плюмажем, кортик, шпага, подзорная труба, брегет...

Такого адмирала видно заранее. В Италии, помню, подростки высматривали их при подъезде к остановкам, а высмотрев, кидались компостировать билеты.

Несерьезный там у них народ, все более по части костюмированных драм.

Ту же классификацию можно распространить на политических деятелей. Брежнев был адмиралом. Ельцин всегда выступал как типичный рэмбо. Путин являет собой чистой воды штирлица.
Слова
Я тут все пересказывал куски своих лекций (преимущественно о Толстом), а потом задумался - интересно ли это кому-нибудь и понятен ли вообще наш жаргон? Лена Погосян провозгласила меня, правда, популяризатором нашей веселой науки, но сам я в себе таких сил не чувствую.

Вот стишок, который я уже третий год с вариациями и с удовольствием разбираю со студентами. Потому что он мне нравится, честно говоря. И потому что для анализа удобен. И потому что, женись Пушкин на Олениной, его бы точно не подстрелил Дантес.

Правда, может в этом случае А.С. в холеру 1830 помер бы - и не было бы нам ни всадника, ни дочки...

Обращаюсь к верным читателям Ссылки, не пожалевшим предновогоднего времени для того, чтобы открыть эту страницу - попробуйте что-нибудь об этих стихах написать, учитывая при этом тот способ говорения о художественных текстах, который я, согласно Е.А.Погосян, тут пытался навязывать публике.

В конце концов, юбилейный-то год или забыли уже? Поскольку формы режут строки, шлите письма по старинке.
Выписка
Голосование для читателей Ссылки - на какую букву начиналось нецензурное ругательство?

Имя*

E-mail

Игра

Правила игры.

В игре у нас перерыв по техническим причинам. Однако ответов на задание предыдущей недели я больше не принимаю (не было таких полномочий от автора задания). В новом тысячелетии возобновим.

Пришлите свое задание:

Текст задания*


Варианты ответа* (5 имен в алфавитном порядке; ставьте, пожалуйста, перенос после каждой фамилии)

Ваша подпись*

E-mail*

По жизни
Все ближе я к провозглашенному идеалу "Ссылки" как журнала. Вот и Р. прислал, например, тоже проникновенное эссе о парикмахерских, которым и завершаю 1999 год.


Парикмахерская есть почему-то место совершеннейшей экзистенциальной суггестии. Дети их не зря необъяснимо боятся. Конечно - тебя раздевают, изменяют. А дети, как известно, самые великие и самые чуткие консерваторы.

В отрочестве, когда страх стыда становится непременно основным содержанием душевной жизни, парикмахерская - неизбежное надругательство. День, после посещения парикмахерской, мучителен, встреча с одноклассниками - изо всех сил стараясь не покраснеть, как будто ничего не произошло, кожа под чужими тебе теперь волосами мучительно помимо воли двигается. Выглядишь окончательно глупо - особенно это якобы нейтральное выражение лица "а что тут такого?" и предательская его готовность начать помимо воли виновато улыбаться, признавая справедливость еще не прозвучавшей насмешки. - Именно поэтому учителя так боролись в советских школах за то, чтобы ученики (мальчики) стриглись чаще, а мальчики боролись наоборот. Все это было просто на просто одним из фронтов секретной войны с буйным гормональным ростом.

Это, кстати, навело меня еще на один важный вопрос: почему мужской онанизм гораздо более укоренен в мифологии стыда, чем женский? Женский выглядит как бы невольным, почти экстатическим, а потому естественным. Мужской - регулярен, рационалистичен, это череда осознанных преступлений, постепенно превращающихся в особую тайную жизнь. Кстати, и со стрижкой. Женщины предаются стрижке со страстью, мужчины воспринимают ее как наказание.

Нет ужаснее собственного отражения в парикмахерском зеркале. В обычной жизни мужчина жестами, словами, упругостью движений или - на худой конец - умом и остротами и прочими способами изобретательного либидо имеет возможность постоянно компенсировать естественную ущербность своего лица. В парикмахерской он всех этих возможностей садистически лишен. Тягостность ситуации усугубляет безразмерность парикмахерского зеркала. Потом в глаз непременно попадает капелька воды или кусочек волоса и невыносимость дуэли с собственной рожей приобретает физиологический характер.

Нет, я даже писать больше об этом тягостном предмете не желаю. Когда-нибудь потом, когда не надо будет стричься. Конечно, весь этот буржуазный джаз - дорогой салон, модная визажистка, примочки и прибамбасы компенсируют декларированный комплекс, но - и лишают отрочества.

Кауль, кстати, передавала тебе как раз вчера пламенный привет... Приезжай.

С наступающим всех! Если вернусь из Москвы, напишу, как там было.
www.russ.ru следующий выпуск
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100