Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонки

Все темы | Информация о проекте | Новости сервера | Форум | Карта | Поиск | Архив | Подписка | События | Реклама | Журнальный Зал | Перевод недели
/ Сегодня / Перевод недели < Вы здесь
Циничное кино
Сэнди Стар

Дата публикации:  12 Августа 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Каким образом этот непочтительный насмешник Майкл Мур смог стать заметной фигурой в мире СМИ? Ни много ни мало - новой надеждой левых сил на то, что им удастся устранить президента США Джорджа У. Буша с поста президента?

Стоило ему получить "Оскара" за документальный фильм о культе огнестрельного оружия "Боулинг для Колумбины" и "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале за антибушевский документальный фильм "Фаренгейт 9/11", как Мур и его проекты приковали к себе пристальное внимание прессы. Не так давно фотография Мура появилась на обложке журнала "Таймс" (12.07.2004), а интриги вокруг рейтинга и проката фильма были описаны в мельчайших деталях. А когда появились слухи, что Мур собирается снимать документальный фильм о Тони Блэре (Мур сначала их опроверг, а потом сделал предположение, что в конце концов, возможно, он и снимет такой фильм), то каждая подробность этих достаточно малозначимых событий удостоилось подробного освещения в прессе, как будто они представляли собой нечто действительно важное 1.

Чем же Мур привлек такое внимание к своей персоне? Нет никакого сомнения в том, что он весьма искушен в делах, касающихся саморекламы, но это не объясняет полностью того, что произошло. Критики заметили склонность Мура преувеличивать противодействие сил, объединившихся с целью не дать ему донести свое послание до широкой публики. Так, например, он утверждает, что издательский дом Harper Collins препятствовал распространению его книги "Тупые белые люди", а также заявляет, что компания Walt Disney и некий извечный противник Мура ("лицо, связанное с Белым домом") попытались противостоять выпуску в широкий прокат фильма "Фаренгейт 9/11" 2. С помощью намеков на заговор и самовосхваления Муру удается поддерживать имидж радикала, в то время как на самом деле он, как никто другой, серийный продукт массовой культуры.

Горстка консервативно настроенных чудаков, которые на самом деле попытались добиться запрета на показ фильма "Фаренгейт 9/11" в США, фактически сыграли Муру на руку, позволив ему представить себя жертвой несправедливых гонений 3. В действительности же Мур - выразитель широко распространенных взглядов на мир политических игр. В частности, его недоверие к любым (политическим или деловым) привилегированным кругам, которые не могут найти оправдания своему существованию с моральной точки зрения, воплощает в себе отчетливую тенденцию нашего времени относиться ко всему с большой долей цинизма. Ничто так не подвергается безоговорочному осуждению Мура, как неприкрытое честолюбие.

Фильм "Фаренгейт 9/11" вызвал такую бурную реакцию потому, что политические события, произошедшие в мире после избрания Джорджа Буша-младшего президентом США, излагаются в нем созвучно широко распространенным взглядам на политику. Вряд ли фильм можно назвать большим достижением (поскольку он основывается по большей части на мистификации, а не на знании фактов), но в известном смысле это все же достижение. Любой, даже самый аполитичный человек, не имеющий собственной позиции по отношению к президенту Буша, терактам 11 сентября, последовавшей за ними войне с террористами в Афганистане и Ираке, посмотрев "Фаренгейт 9/11", поймет, как все эти события связаны между собой, и найдет оправдание своему негодованию.

Движения против мирового капитализма, глобализации и войн также возникли на волне всеобщего недовольства политикой сильных мира сего. Однако без опоры на серьезные идеи, которые могли бы подвести под них солидную идеологическую базу, они утратили свой размах и смысл. На волне общего нарастания напряженности перед ноябрьскими выборами фильм "Фаренгейт 9/11", с его новой, необычной трактовкой злоключений и несчастий, пришедшихся на период правления администрации Буша, воспринимается людьми как повод дать выход своему так долго сдерживаемому раздражению.

Критики Мура идут по его стопам

В фильме утверждается, что Буш обманом завладел президентским креслом, ничего не предпринял для предотвращения терактов 11 сентября (а возможно, имел к ним некоторое отношение), а войны, последовавшие за нападением на США, он затеял, преследуя коммерческие интересы, связанные с нефтью. При этом была разрушена вполне благополучная страна Ирак и безо всякой необходимости посланы на смерть простые американцы (трудяги и бедняки), которых призвали в армию для участия в войне, развязанной под надуманным предлогом. Картина, которую живописует Мур, изобретательно выстроена таким образом, чтобы придать и жертвам теракта 11 сентября, и американским военным, и народам Афганистана и Ирака равный статус - статус жертв и выставить администрацию Буша их общим врагом. Сам фильм и творчество Мура в целом вращаются вокруг одной темы - превращения жертв и их страданий в нечто священное.

В конце концов, это ведь тот же самый человек, который всякий раз, когда пытается что-то доказать, "прячется за спины" покалеченных, осиротевших и погибших. В фильме "Боулинг для Колумбины" он, преисполненный важности и самодовольства, заявляется в главный офис сети универмагов "Kmart", везя перед собой в инвалидном кресле подростка, пострадавшего от огнестрельных ранений, и требует, чтобы магазины этой сети прекратили продавать патроны. А затем размахивает фотографией убитого ребенка перед лицом бывшего актера, ныне президента Национальной стрелковой ассоциации Карлтона Хестона. Когда же Хестон поворачивается и уходит, Мур просто оставляет фотографию на лужайке у его резиденции. В фильме "Фаренгейт 9/11" Мур с бесконечными подробностями рассказывает об одной женщине, чей сын был убит в Ираке, показывая, как она рыдает сначала у себя дома, а потом плачет перед Белым домом.

Все работы Мура строятся на исходной предпосылке, что жертвы имеют больше моральных прав, чем кто бы то ни было, и обладают особым влиянием просто в силу того, что их сделали жертвами. Такой подход оказывает медвежью услугу самим обездоленным, поскольку Мур показывает их горестное положение в таких кричащих красках и с такими неприкрытыми эмоциями, что это не позволяет относиться к их несчастьям сколько-нибудь осмысленно. Такое решение может показаться сострадательным, но на самом деле он лишь следствие эгоистического желания Мура продемонстрировать собственную нравственную состоятельность. Это прослеживается во всех работах Мура, в его покровительственной манере в отношении безутешных людей, рассказывающих перед камерой о своем горе, в его хвастливых репликах: "Я вынул все, что у меня было в кармане, и отдал ему [бездомному]"; "Все пять новых сотрудников, которых я нанял за последнее время, - чернокожие") 4.

Во всех работах Мура заметно также модное в наши дни "настроение самобичевания". Словно он просит прощения за то, что он белый: "Назовите любую проблему - болезни, страдания или беспросветную нищету миллионов людей, - и я спорю на десять долларов, что смогу доказать: они происходят от белого человека". Или за то, что он мужчина: "Назовите мне хотя бы одну женщину, которой пришла бы в голову идея уничтожить весь человеческий род!" Или кается в обжорстве: "Если все мы будем меньше есть и пить, то проживем гораздо дольше". А также в загрязнении окружающей среды: "Я просто ходячий экологический кошмар". Он никогда не упускает случая поиздеваться над Америкой. Вот как он отреагировал на решение правительства Великобритании принять участие в войне в Ираке: "Ваш народ читает! Англичане думают! Они обсуждают политические события и знают, где находится Ирак. Может, вы по ошибке думаете, что правите американцами?" 5

Критики Мура идут по его стопам и совершают те же самые ошибки. Они нападают на него с аргументами, основанными на чувствах и предубеждениях, а не на разуме, и один в один повторяют бессмысленные нападки Мура на них самих, как, например, в новом документальном фильме "Майкл Мур ненавидит Америку" или в новой книге "Майкл Мур - жирный, тупой белый человек". Или до бесконечности занимаются "фискингом". Это такой способ, часто используемый в Интернете, при котором педантично, пункт за пунктом опровергаются факты (этот метод назван по имени корреспондента газеты "Индепендент" Роберта Фиска, представителя журналистов правого крыла, которые пишут в режиме он-лайн) 6.

Мур уже предпринял меры, чтобы изничтожить подобную вульгарную критику своей вульгарной работы, и сделал все возможное, чтобы фильм "Фаренгейт 9/11" было бесполезно подвергать "фискингу". Недаром он хвастается, что все факты, упоминаемые в фильме, до мельчайших деталей перепроверены тремя группами юристов и авторитетными экспертами журнала "Нью-Йоркер". И чтобы доказать всему миру приверженность принципам свободы слова и открытых дискуссий, он грозит: "На любые попытки втянуть меня в судебные разбирательства я отвечу решительным отпором", а если его критики "будут продолжать клеветать на него... он подаст на них в суд" 7.

Мура обвиняют в том, что он манипулирует фактами и людьми, и даже, как это ни смешно, в том, что его работы подобны пропагандистским произведениям нацистской Германии. Такие обвинения таят в себе опасность превращения Мура в демоническую личность только из-за того, что у него имеется своя собственная, отличная от других точка зрения. На самом деле нет ничего страшного в том, что чрезмерно самоуверенный индивидуум снимает тенденциозные и пристрастные документальные фильмы. Попытка его остановить будет означать всего-навсего, что вы с известной долей скепсиса относитесь к способности людей смотреть, видеть и самостоятельно делать выводы.

Проблема с фильмами Мура не в том, что они пристрастны, а в том, что в них не дается политическая оценка происходящему.

Чувство снисходительного презрения чувствуется в том, что некоторые критики проводят параллель между фильмом "Фаренгейт 9/11" и картиной Мела Гибсона "Страсти Христа". Возможно, оба фильма действительно объединяет напористый, "убойный" подход к проблеме, но на самом деле в основе нашего неприятия лежит страх, что подобное творение, выражающее чьи-то непоколебимые и излишне решительные взгляды, может спровоцировать неадекватные реакции типа погромов. Только если в случае фильма Гибсона нас страшит опасность оголтелого антисемитизма, то в случае Мура - это яростный антиамериканизм.

Повторюсь: дело не в том, что фильмы Мура тенденциозны и пристрастны, а в том, что они не дают политическую оценку происходящему. Естественно, Мур ставит перед собой определенные политические цели, но в то же время дает понять, что не добивается от нас политических суждений, а наоборот, хочет, чтобы его фильмы рассматривались как культурное явление и воспринимались как развлечение. Когда репортер CNN напомнил ему о "грубых неточностях и ошибках" в книге "Тупые белые люди", Мур ответил: "Это юмористическая книга о политике... Какие могут быть неточности в комедии?" 8

С одной стороны, Мур явно надеется, что фильм "Фаренгейт 9/11" "заставит народ проявить активность и проголосовать в ноябре" и поможет, таким образом, сместить Буша с его поста (совершенно очевидно: это политическая цель). А с другой стороны, он настаивает, что делает свои фильмы, прежде всего, в развлекательных целях. Это подтверждается тем, что он любит использовать в съемках молодых актеров, часто дает саркастический закадровый комментарий, а также использует эффектное музыкальное сопровождение, которое недвусмысленно дает понять, какой именно эмоции в данный момент он добивается от зрителя 9.

Путаница в отношении того, как следует воспринимать творчество Мура, и определила в большой степени реакцию зрительской аудитории на его фильм "Фаренгейт 9/11". Когда фильм завоевал "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале, председатель жюри Квентин Тарантино сказал Муру, что ему "присудили главный приз совсем не из-за политики", а затем заявил репортерам, что решение жюри никоим образом не связано со "всем этим политическим дерьмом". В ставшей широко известной обзорной статье кинокритика Тая Бэрра ("Бостон Глоуб") это утверждение оспаривается. Тай Бэрр полагает, что фильм "Фаренгейт 9/11" можно считать чем угодно, но только - во имя всего святого! - не документальным кино. Это просто оскорбление для настоящего документального кинематографа" 10.

Смешение развлекательности и политики отличало работы Мура на протяжении всей его карьеры с тех пор, когда в 1990-х он создал сатирическое телевизионное шоу "ТВ Нация" с участием своей жены Катлин Глинн. И Мур, и Глинн с удовольствием рассуждают о своем решении проблемы смешения жанров: "...Раньше в эфире никогда не было ничего подобного шоу "ТВ Нация". То ли это новости... то ли развлекательная программа". В свое время Мур заявил, что согласен с Ноамом Чомски в том, что необходимо "найти способ сделать политические игры такими же захватывающими и привлекательными, как спорт". А вот какое наставление он дает тем, кто выступает против президента Буша: "В полный голос заявляйте о себе! Используйте юмор, плакаты, уличные театральные представления, инсценированные судебные процессы" 11. Такой подход вполне соответствует карнавальному стилю современных демонстраций, когда красочность действа становится важнее принципа.

Во всем этом виден прием, прослеживаемый в культуре, когда недовольство по поводу политических интриг можно высказывать, не выставляя на свет собственные моральные принципы и убеждения. Не исключено, что интерес человечества к политике уже отживает свой век и на смену ему приходит интерес к культуре. Возможно, поэтому такой неряшливо сделанный образчик развлекательного кино на политическую тему, как "Фаренгейт 9/11", вызвал большой отклик у широкой аудитории - гораздо больший, чем любая современная политическая программа.

"Является ли Мур новым типом политика? - задается вопросом один из комментаторов. - Предлагает ли он новый путь продвижения вперед, который обычные политики еще не осознали?" 12 К сожалению, политики, похоже, уже следуют примеру Мура, сбрасывая с себя оковы официоза и условностей и обращаясь к обществу на языке эмоций с позиции страдающих жертв. Наша задача состоит в том, чтобы найти альтернативу тем жалким оправданиям политических игрищ, которые нам предлагают Майкл Мур и Джордж У. Буш.

Примечания:

Вернуться1 "Режисер Мур намерен снимать о Блэре", BBC News, 12 июня 2004; "Режисер Мур опровергает слухи о том, что он будет снимать фильм о Блэре", BBC News, 13 июня 2004; "Майкл Мур, возможно, снимет фильм о Блэре", BBC News, 7 июля 2004.

Вернуться2 "Белый дом "попытался заблокировать фильм", BBC News, 16 мая 2004. См. Майкл Мур. "Тупые белые люди... и другие жалкие оправдания такого положения страны!". - "Penguin", 2004 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)).

Вернуться3 "Общественные группы требуют запрета фильма Мура", BBC News, 18 июня 2004.

Вернуться4 Майкл Мур. "Умерьте пыл! Беспорядочные угрозы со стороны невооруженного американца". - "Pan Books", 2002 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)); Майкл Мур. "Тупые белые люди... и другие жалкие оправдания такого положения страны!". - "Penguin", 2004 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)). "Муру нравится "сострадание напоказ", как сказал Патрик Вест". См. Брендан О'Нил. "Слезы толпы"; Патрик Вест. "Я знаменитость, которой на все наплевать, уведите меня отсюда".

Вернуться5 Майкл Мур. "Тупые белые люди... и другие жалкие оправдания такого положения страны!" - "Penguin", 2004 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)); Майкл Мур. "Чувак, где моя страна?" - "Penguin", 2004 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)).

Вернуться6 См. сайты Micheal Moore Hates America, MooreWatch, MooreLies, MooreExposed, Bowling for Truth, and Centigrade 9/11 websites; Gone to the blogs, by Brendan O'Neill; Дэвид Т. Харди и Джейсон Кларк. "Майкл Мур - жирный, тупой, белый человек" (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)).

Вернуться7 Майкл Мур. "Первая незабываемая неделя с "Фаренгейт 9/11"; Филип Шенон. "Выдержат ли факты Майкла Мура проверку?". - "New York Times", 20 июня 2004.

Вернуться8 "Lou Dobbs Moneyline", CNN, 12 апреля 2002.

Вернуться9 Шарлотта Хиггинс. "Фильм "Фаренгейт 9/11" может зажечь костер под Бушем". - "Guardian", 17 мая 2004.

Вернуться10 "Фильм Мура выиграл приз в Каннах", BBC News, 23 мая 2004; Тай Бэрр. "Ненависть Мура к Бушу - движущая сила его фильма "Фаренгейт 9/11". -"Boston Globe", 23 июня 2004.

Вернуться11 Майкл Мур и Катлин Глинн. "Приключения в "ТВ Нации". - "Pan Books", 2002 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)); Майкл Мур. "Тупые белые люди... и другие жалкие оправдания такого положения страны!". - "Penguin", 2004 (книгу можно купить через Amazon (Англия) или Amazon (США)).

Вернуться12 Джеки Эшли. "Сила смеха". - "Guardian", 20 мая 2004.

написать отзывнаписать отзыв
поставить закладкупоставить закладку