ДАР СЛОВА #148 (206)
Проективный лексикон русского языка
19 марта 2006



В "Независимой газете", в приложении "Экслибрис" на минувшей неделе (16.3) вышла статья М. Эпштейна "О свойствах ума".


 
               Сложные слова с основами -суй  и суе-

В прошлом выпуске (147) рассматривались слова с первой основой суе-: суечувствие, суесердие. Еще одна основа, которая может выступать как вторая часть сложных слов - "суй". Она используется ныне только в одном редком слове - "рукосуй", которое в Словаре Д. Ушакова определяется как "неуклюжий человек, ротозей", а  у В. Даля вообще не определяется и приводится лишь в составе выражения:  "Чухломский рукосуй, рукавицы за пазухой, а других ищет!"

Очевидно, "рукосуй"  - тот, кто "сует" руки не туда, или тот, кто употребляет их "всуе".  То сует их под юбку соседки - и получает по рукам;  то начинает чинить электроприбор без навыка и сноровки - и получает удар тока; то вертит без цели какую-нибудь вазочку - и она падает и разбивается. Хотя слова "совать" ("сую", "суёт") и "суета" имеют совершенно разные корни и происхождение, в случае с "рукосуем" их значения сближаются: совать не туда = употреблять всуе (т.е. зря, напрасно, не по назначению).

рукосУйство - привычка или свойство употреблять руки всуе, совать их куда не надо.

рукосУйствовать - совать руки не туда, куда полагается, действовать ими всуе.

        Ах ты рукосуй несчастный...  Ну-ка двигай отсюда!

Уж лучше откровенно буйствуй,
но исподволь не рукосуйствуй.


По аналогии можно предложить еще ряд сложных слов со второосновой -суй. Ведь суют куда не надо не только руки, но и другие части тела: нос, и глаза, и уши...

глазосУй - тот, кто сует глаза куда не надо, употребляет их всуе, бегает, блудит глазами.

Перегонов с детства был глазосуем -  бегал глазами, что-то выискивал, чего ум его еще не понимал.

И поделом тебе - не глазосуйствуй. Не запускай глаза за занавеску чужой комнаты или за пазуху милой соседки.


ухосУй  - тот, кто сует ухо куда не надо, подслушивает чужие разговоры.
Ты что тут притаился? Вот я тебя за ухо и отдеру, ухосуй несчастный!


фуесУй -  неразборчивый в половых связях, сующий куда попало свое мужское достоинство.
    Внутренняя рифма (повтор слога "уй") придает этому слову дополнительную выразительность.
До утра шляется по притонам и вокзалам, фуесуй чертов. Ни одну дыру не пропустит мимо.


Для образования прилагательных с тем же значением удобнее поменять местами первую и вторую основы, т.е. поставить суй- на первое место, заменив "й" на соединительную гласную "е", по типу "суеверие", "суесловие".

суерУкий, суенОгий, суенОсый, суеглАзый, суеУхий  - тот, кто сует соответствующие части тела куда не надо, употребляет их всуе.

Попался мне тут один суерукий постоялец - вхожу, а он мою дочку оглаживает. У меня расправа короткая - руку ему поломал.

Какая-то она стала суеногая, бегает целый день по городу, а приходит ни с чем.

Мы с тобой разговариваем или нет? Суеухий какой! Что ты к соседним столикам прислушиваешься?

Этот суеглазый господин здорово у меня схлопочет, если еще раз так на тебя посмотрит.

А хозяйка-то у тебя суеносая,  вот-вот пронюхает, чем ты здесь занимаешься.



суерУчка, суенОжка, суеглАзка - уменьшительно-ласкательное обозначение тех же лиц.
Ах ты моя суеножка, избегалась, измучилась...  нет, чтобы меня спросить, я знаю, где, что и почем.

Эй, суеглазка, ты что на конфеты и торт поглядываешь, ты давай свою кашу ешь, от нее больше пользы!
 

суеглАзие, суеУшие, суенОсие, суенОжие... - склонность совать куда не надо соответствующие части тела, употреблять их всуе.
Прирожденное суеглазие -  черта будущего шпиона или доносчика.
_________________________________________________________________
Афоризм

Хуже жестокосердия только одно - мягкоголовие.
    (Тhere is only one quality worse than hardness of heart, and that is
    softness of head).
    Теодор Рузвельт (Theodore Roosevelt) (1858-1919), 26-ой президент США.
-----------------------------------------------------------------------
Памятка (из прошлых выпусков)

амбиутопИзм (ambiutopianism) - сочетание утопизма и антиутопизма, противоречивое, амбивалентное отношение к будущему.

Утопизм и антиутопизм имеют общие черты: повышенная чувствительность к будущему, острота ожиданий и предчувствий, проектирование образов и моделей, крайне восторженное или настороженное отношение ко всему новому. Амбиутопизм  - это   такое сочетание утопизма и  антиутопизма, которое заряжено всеми их  плюсами и минусами и напряженно переживает именно их обратимость.

Настроение начала 21 в. можно охарактеризовать именно как амбиутопизм, иронико-ностальгическое отношение к утопиям.  Мы не отказываемся от утопий, поскольку они мобилизуют страсть и воображение, но не торопимся их безоглядно осуществлять. Поскольку мы уже имеем позади, в 20-ом веке,  опыт и пламенного утопизма, и не менее убежденного антиутопизма, мы можем измерить тонкость их перегородки. Ведь самое страшное в утопиях, как сказал Н. Бердяев, - то, что они сбываются. Вот почему к каждому нашему утопическому порыву примешивается антиутопический страх, который удерживает нас от поспешно-безоглядных скачков прогресса.  Люди боятся мыслящих машин, вирусов, клонов, искусственных генов, новой расы киборгов, потому что за всем этим чудится  "то самое", "Конец". Наше знание опасностей утопии позволяет нам надеяться их избежать, и  потому мы, амбиутописты, не разделяем ни упований наших дедов, ни скепсиса наших отцов. Мы пытаемся встроить в утопию механизм ее самоограничения, вставить  надежные тормоза в ускоряющуюся машину  прогресса.
Амбиутопизм вообще присущ глубокому, объемному отношению к будущему. Скажем, Т. Мор, автор "Утопии", был, несомненно, утопистом, а Дж. Оруэлл, автор "1984" - антиутопистом. Намного сложнее определить в этих терминах Андрея Платонова, который и мечтает о коммунистическом будущем, и одновременно изображает его в  страшных образах распада. Утопист, коммунист, технофил и технократ, Платонов на основе своих идеалов создал глубочайшую антиутопию голого, "беспредметного"  общества. Его роман "Чевенгур" - яркий пример амбиутопии. (вып. 67)

_________________________________________________________________
Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий. "Слово управляет мозгом, мозг -  руками, руки - царствами"  (Велимир Хлебников).

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Ассоциация Искателей Слов и Терминов (АИСТ) - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.
_________________________________________________________________

Новые публикации Михаила Эпштейна

Книги

Постмодерн в русской литературе (2-ое, дополн. изд.). М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России (1970-1980-е); т. 2. Из Америки (1990-2000-е).  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.  (первый том в авторской серии "Радуга мысли. Собрание работ в семи дисциплинах").

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Статьи:

Русский язык в свете творческой филологии. "Знамя", 1, 2006.192-207.

Слово и молчание в русской культуре.   "Звезда", 10, 2005, 202-222.

Нулевой цикл столетия.  Эксплозив - взрывной стиль 2000-х. "Звезда", 2, 2006.

Эдипов комплекс советской цивилизации. "Новый мир", 1, 2006

Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова
"Вопросы литературы", 6, 2005.

Чуткие люди, читкие книги.  О заслугах читателей перед литературой. "Независимая газета" 8 дек. 2005.

Четыре стороны любви Топос, 12 дек. 2005

Люболь  Топос, 16 дек. 05.

Любовные имена. Введение в эротонимику Топос, декабрь 2005 (в 3 выпусках)

Многообразие любовного опыта. Таланты. Жанры. Стили  Топос, 13 февр. 2006.

Анафраза: языковой феномен и литературный приём. Топос, 28 марта 2005

Культура - это побег... Беседа Маруси Климовой с Михаилом Эпштейном. Части 1-4.  Топос, апрель 2005.

Проективный словарь русского языка. Неология
времени, в кн.  Семиотика и авангард. Антология. Ред.-сост. Ю.С.
Степанов, Н.А. Фатеева, В.В. Фещенко, Н.С. Сироткин. Под общ. ред. Ю.С.
Степанова. М.: Академический Проект; Культура, 2006, сс. 1031-1076.