Век ХХ и мир.1994. #1-2.WinUnixMacDosсодержание


РЕДАКЦИОННОЕ

В этой рубрике мы публикуeм авторские программы, гуманитарные проекты, "идеи"...

Программа "Новый миф"


Группа "Новый миф" ставит перед собой цель понять особенности сознания людей, живущих в поле интервенции средств массовой информации.
Информация может быть эмоциональна. В ней выделяются структуры интерпретаций - разъяснений, которые ведут к созданию сложной ясности: освещение событий под углом одной точки зрения создает миф. Мифы апеллируют к подсознанию человека более, чем к его сознанию. "Ловцы душ" творят стереотипы - психологические установки, не позволяющие воспринимать сведения, которые не укладываются в рамки заданных мифов.
Разные позиции освещения (пропаганды) и различные точки зрения наблюдателя приводят к формированию индивидуальных мифов.
Какие мифы будут приживаться в сознании людей и какие будут отвергнуты? Ответ на этот вопрос зависит от глубинных свойств общественной психологии - от национального архетипа.
Группа "Новый миф" ставит перед собой целью представить в явном виде те свойства, которые присущи национальному архетипу русского народа, и те ценности, носителями которых являются средства массовой информации.
Такой подход реализован в исследовании причин неврозов у детей Ириной Медведей и Татьяной Шишовой в их "Книге для трудных родителей": оказалось, что психика детей сопротивляется навязыванию "новых мифов" - о сексуальном раскрепощении и т.д.
В России происходит "сражение культур", в котором общественно-ориентированная система ценностей "социализма" переживает натиск индивидуально-ориентированных ценностей "капитализма". Это сражение втягивает в себя все население и требует от каждого человека самоидентификации, самоосознания. Декларируемый кризис системы ценностей, смысла жизни и т.п. требует анализа этих понятий с точки зрения культуры.
Необходимы представления о вариантах выбора ценностей.
С этой целью мы хотим в явном виде сформулировать те системы ценностей, между которыми происходит выбор, не исходя из набора политических клише, а основываясь на культуре и истории русского народа.
Наша задача - представить этот выбор как возможность сделать осознанную ставку на тот или иной "милый сердцу" миф.
Этот подход позволяет ощутить дух более кардинальных ценностей, которые лежат в основании мифологий и религий.
Группа предполагает проведение ряда концептуальных акций и освещение результатов своей работы в публикациях, выставках и книгах, где будут использованы представления, созданные в круге ее общения.
Группа открыта для сотрудничества и предполагает два объединяющих принципа: членом ее может считать себя каждый, кто
1) привержен заповеди "Не убий" и убежден в приоритете и ценности человеческой жизни по сравнению с любым, самым увлекательным мифом, и
2) обладает наблюдениями и идеями, выходящими за рамки сообщений СМИ.

Автор программы - Юрий Нечипоренко


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #1-2. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #1-2
Редакционное.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/1-2/program3.htm