Век ХХ и мир.1994. #11-12.WinUnixMacDosсодержание


КОНТЕКСТ

Юрий Нечипоренко
Элита как суперэтнос

1

В Колумбийском университете Нью-Йорка читается курс западной культуры, который начинается с Древней Греции, с Гомера: из греческой демократии путем прогресса выводится американская. Публика университетских аудиторий вступает в права наследников античной культуры. Является ли эта публика единственной полномочной наследницей античности? Гомер повествует о нашествии греков на "конкурентов" из малоазийской Трои, греческие мифы созданы не только в напряжении евро-азиатских войн, но и в притяжении шумерско-египетской мифологии. Средиземноморье - колыбель культуры, которая в равной степени принадлежит Западу, Востоку и Югу - море соединяло три части света: Европу, Азию и Африку. Однако именно на Западе (точнее было бы сказать "на севере Средиземноморья") пошел Прогресс.
Прогресс в переводе с латинского "pro-gradi" - по-шагивать или пере-шагивать - хитроумный механизм - вроде шагающего экскаватора. Он сейчас бодро шагает-копает уже на дне бездны, которую успешно вырыл.
Что находят в археологических раскопках? Могилы и пепелища, следы разрушений.
О прогрессе Запада в области морали за последние два столетия Россия смогла судить по трем нашествиям, из которых самое гуманное - наполеоновское - еще несло лозунг освобождения "русских рабов" и кодекс чести. Через сто лет пришли немецкие войска с динамитом и отравляющими газами, а еще менее чем через тридцать лет явились уже те, кто хотел устроить на месте Москвы море и уничтожить значительную часть населения России.
Когда припадочная немецкая элита, которая заразилась верой в Прогресс в самой опасной для окружающих форме - национал- социалистической - расшибла себе лоб об СССР, политики Запада решили свернуть свою любовь к недавним союзникам и запланировали бомбардировки крупных промышленных городов. Видные интеллектуалы Запада встали на защиту Советской России: Эйнштейн писал письма американскому президенту, а Нильс Бор встретился с советскими разведчиками и продиктовал им атомные секреты. Газеты и специалисты спорят о приоритетах и степени важности переданной информации. Очевидно, Бора не интересовал вопрос о том, насколько русские продвинулись без него в деле создания атомной бомбы - он был уверен, что владение секретом ядерного оружия одной стороной создаст слишком большое искушение для его использования.
Симпатии интеллектуалов старшего поколения к России заставили политиков Запада изменить свое отношение к элите: в Америке началась охота на ведьм, во время которой подверглись гонениям и физическому уничтожению люди, имеющие независимые от госдепартамента суждения. Был вытравлен целый слой общественного сознания - из средств массовой информации убирались люди, которых называли "корни травы" (они происходили из народа и, не имея подчас высшего специального образования, оказывали большое влияние на политику своим здравомыслием). Новые плодились почкованием - в университетах можно было контролировать рост поколения инфант-интеллектуалов, для которых абсолютные этические ценности были подменены национальными приоритетами и пропагандистскими клише.

2

Та самонадеянная часть элиты Запада, которая наследовала, немотря ни на что, веру в Прогресс и считает себя обладающей высшим воспитанием, лучшим образованием и самыми современными представлениями о мире, сформировалась в конце ХХ века в новый суперэтнос. Неважно, что живут эти "элитане" в разных странах - нынешние средства связи позволяют им интенсивно общаться, кроме того, они встречаются на светских раутах, международных конференциях, приемах - и страдают одинаковым комплексом избранности по отношению к своим народам.
Элито-центризм пришел на смену архаичному европо-центризму, который показал свою несостоятельность еще в первой мировой войне. Ядро элито-центризма составляют несколько простых "правил игры", из которых первым является принцип "посвящения" (в русском варианте - "блата"), по которому мир делится на своих и чужих и наличие каналов связи и влияния позволяет делать жизнь элиты в целом слабо подчиненной общим законам.
Почему элитан можно назвать именно супер-этносом, а не суперклассом или особой стратой международного сообщества? Дело в том, что для элитан стало правилом вступление в брак с элитанами же, в то время как отношение к средствам производства, сфера деятельности и корпоративные интересы могут для них существенно различаться. Предпочтения при вступлении в брак формирует полиэтническое сообщество, в котором для большинства членов понятие национальности оказывается размыто, утрачено. Суперэтнос активно вбирает в себя национальные элиты и тем самым содействует разрушению норм традиционного общества: по существу, формируется новый Вавилон.
Воспитал свою когорту инфант-интеллектуалов и СССР, однако его элита была эрозирована призраками борьбы за власть и репрессиями, и когда с середины пятидесятых годов начался выход бывших узников лагерей на свободу, в сознание российской элиты все больше стали входить вопросы отношения к прошлому. Российская интеллигенция не столько думала о насущных вопросах общественной эволюции, сколько старалась перерешить больные темы наследия лидеров революции и контрреволюции всех сортов.
Запад не был отягощен (за исключением Германии) подобной рефлексией. В закрытом обществе, которым было российское за "железным занавесом", существовали сакральные, табуированные темы. Напряженность духовной жизни возрастала, приобретая все более религиозные и аскетические черты в адептах и противниках "социализма". Отсутствие реальной информации вело к тому, что разработка теории социализма производилась чудаками.
Как и Византия, полиэтническая теократия в СССР вкупе со странами социализма противостояла миру Запада, наследнику Священной Римской Империи, и в этом противостоянии обе стороны оперировали декларативными лозунгами, скрывающими суть психологического, этического и эстетического различия между двумя системами ценностей. Догмы марксизма сыграли дурную роль в противостоянии двух систем: битва проходила на "западном" поле смыслов. Естественно, что Запад оказался победителем.
Инфант-элита СССР сдала приоритеты государства под щедро оплачиваемые крики об ужасах коммунизма. В результате из сытой страны с достижениями в области высоких технологий и социальной справедливости СССР превратился в груду обломков с разгулом нищеты и преступности и прогрессирующим параличом промышленности. Криминальные элиты обвели вокруг пальца инфант-элиту интеллектуалов, "купив" их на лозунги борьбы с прошлым. Объявив черным период в восемьдесят лет, порвав связь времен и смыслов истории, устроив "социокультурный сброс" (по С.Кургиняну), криминальные элиты тем самым устроили фактически дыру во времени гораздо большей глубины . *
Для того, чтобы осознать механизм такого сброса, следует обратить внимание на само понятие современности как на соединение в данный момент, в данное время всех ранее прожитых времен. Те или иные времена прошлого активизируются в настоящем, если общественное внимание привлекать к ним как к образцам. Образцом для России 1992 года была представлена Россия 1913 года: так произошел отказ от восьмидесяти военных и советских лет. Но отказ от любой части реально пережитого и пренесшего свой опыт прошлого чреват отказом от памяти и опыта вообще; ткань истории пошла "по швам".
Пропаганда ценностей "дикого капитализма" ведет к реализации дикости доисторической. Вся русская культура летит в тартарары, обрезанная до времен хаоса, битв титанов и танталов, еще не усмиренных олимпийскими богами.

3

Россия обладает своей частью культурного и духовного наследия Средиземноморья, она является прямой наследницей античности - и имеет свою многовековую традицию понимания и реализации демократии, справедливости и законности. Уже один тот факт, что корни православия - византийские, греческие (даже русский язык обрел письменные формы на греческий лад), заставляет усомниться в претензиях Запада на однозначную трактовку этих понятий в рамках европо-центризма или его модернизированных версий. Общественное мнение Запада продемонстрировало двойную мораль и почти полное непонимание октябрьских событий в Москве, когда криминальная элита закрепила свою бесконтрольную власть в России. Представление событий не в этическом и юридическом, а в политическом ключе демонстрирует зашоренность мышления средств массовой информации и торжество старых пропагандистских клише.
Проблема криминализации российской элиты неразрывно связана с вопросами морали и нравственности, которых инфант-интеллектуалы чураются (так не любит ребенок скучных уроков). Разработка принципов нравственного мышления требует изживания комплекса избранничества, отказ от которого равносилен духовному подвигу. (Любопытно, что эквивалент слову "подвиг" в английском языке отсутствует.)
Разложение элит - болезнь общая, старая и известная. С религиозной, этической и юридической точек зрения основа этой болезни - порок и грех, отсутствие чести и ответственности. Предупреждают и изживают эти пороки в каждой культуре по-своему, но провоцирование греховности в политических противниках, игра на низких сторонах человеческой души - предмет спекуляции восточных и западных спецслужб. Разложение элит, которое велось противниками в холодной войне, дало свои результаты. Мир криминализуется - холодная война сменяется войной уголовной, всплеск которой заметен и в Америке, и в Западной Европе. Декларация принципов типа "политика и мораль несовместны" и стремление политизировать общество равносильны его аморализации.
У российского и западного общественного мнения сходные противники - антиобщественные силы, криминальные элиты. Транснациональные, мировые криминальные элиты имеют одни и те же цели и методы и, несмотря на некоторую конкуренцию за сферы влияния, вполне способны составить аналог "договора об общественном согласии", в котором уровень социальной нестабильности будет соответствовать алчности заинтересованных сторон.
В августе 1991 года информация о содержании телефонных переговоров между членами ГКЧП поступала 19 августа непосредственно из американского посольства поддерживаемому США президенту России. Немудрено, что это государство было разрушено. Ответственность за разрушение Советского Союза - империи, которую в его границах создавали Петр I и Екатерина II, падает на элиту России/СССР.
Десакрализация, рассекречивание истинных тайн и ложная сакрализация - образование тайн мнимых - идет полным ходом. Новая варваризация грозит Москве как никогда явственно. Под лозунгом борьбы с коммунизмом произведены необратимые изменения не в политической, а в нравственной и физической жизни людей. Начало вымирания населения России - сигнал такого изменения ситуации. Если национальные элиты Запада предпочитают контакты с криминальными элитами осколков СССР, то они выбирают наилучший способ обострения ситуации, поддерживая самонадеянных создателей free-market мифологии и сквозь пальцы глядя на деятельность транснациональных авантюристов, зарабатывающих деньги на крахе России.
Россия может усвоить догматы free-market подобно тому, как она "переварила" и усвоила на свой лад марксизм, превратив его в псевдоправославное учение. Однако в этом случае ее будущее может быть реализовано в самой неожиданой форме - например, государства криминально-корпоративного типа, где "блат" будет пронизывать все общество. Фиктивный капитализм, о построении которого готова уже рапортовать Западу фиктивная же либеральная буржуазия, происходящая из коридорных интриганов ЦК, в реальности может вылиться в "элитную малину" такого масштаба и жестокости, по сравнению с которой сицилийская будет считаться уличной шпаной. Титаны и танталы выйдут отвоевывать место под солнцем у нынешних богов, и социализм будет вспоминаться, как золотой век человечества.
Эпоха пост-модерна подразумевает радикальный плюрализм и возврат к ценностям традиционной культуры на новом уровне осмысления. Полицентризм в области культуры означает для Запада признание прав византийской традиции на полномочное наследование цивилизационного богатства Средиземноморья. Более того, ускоренное сошествие в бездну с помощью технического Прогресса наводит на мысль, что пора вернуться назад и оглядеться. Может быть, путь ортодоксальной веры, по которому вслед за Грецией пошла Россия, путь духовности, где превалируют интуитивные и мистические начала, в отличие от лого-центричной рациональной культуры Запада открывает возможности для выживания и развития всех наследников Средиземноморской цивилизации? Речь идет не столько о религии, сколько о нравственном мышлении, разумном самоограничении и психологии нестяжательства - тех "духовных технологиях", которые разработаны православными богословами и философами.


* Более подробно об этом см. в моей статье "Новая формация - эманативный форматизм", Россия ХХI век, # 11-12, 1994
Вернуться


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #11-12. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #11-12
Контекст.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/11-12/nechip.htm