Век ХХ и мир.1994. #3-4.WinUnixMacDosсодержание


ОСЛОЖНЕНИЯ
Р у с с к а я  А м е р и к а

Рут Дурлин
В Москву! В Москву!

До того, как я уехала из Штатов, я часто говорила с русскими эмигрантами-друзьями о своем любопытстве и о своей страсти к России - их родине. Они обычно отбивались от моего оживленного настроения одним вопросом: почему? откуда у тебя влечение к стране с таким темным прошлым?
Я с трудом находила, что ответить, кроме: Россия меня притягивает, сама не знаю, почему. Они столько боролись, чтобы уехать из России, что им трудно понять страсть американки к России. Здесь в Москве, когда я говорю: да, мне нравится Россия, люди всегда удивляются: ты что? ты американка и тебе нравится Россия? Даже мы устали от России!
Я часто слышу в Москве: Америка для нас - мечта. На что я вежливо улыбаюсь и отвечаю: Америка не совсем мечта.
В такие моменты я чувствую расстояние между нашими культурами и спрашиваю себя, можно ли увидеть чужую культуру через неискаженные линзы? Или мы всегда будем смотреть на нее из перспективы нашей родной культуры? Принимаем мы или нет наше национальное наследство, оно отражается на нас так, как детство отражается на зрелости.
А что значит слово "культура"? Мы рассматриваем ее на трех уровнях. Первый - культура мира,. культура человечества. Второй - культура отдельного народа, например русская или американская культура. Третий - культура индивидуума, культурный человек, тот, кто знает поэзию, искусство, музыку, литературу и т.д.
Культура - то же, что и индивидуальность своей собственной страны, отражение сложной личности и наследства. У каждой страны, как и у каждого индивидуума, есть свой собственный имидж, который представлен в мире. Этот имидж дает или не дает правдивое представление о личности. Если не дает, человек или государство рационализируют несоответствие до тех пор, пока не будет достигнуто внешнее равновесие.
По нашему мнению, сейчас Россия переживает свой кризис личности. Перед людьми стоят трудноразрешимые вопросы: что такое Россия? Россия, которой мы еще не видели - Россия, свободная от кандалов.
Я не ставлю своей целью ответить на этот вопрос, но я попытаюсь рассмотреть его в трех перспективах: международной, внутренней и индивидуальной.
Переживая кризис личности, человек себя спрашивает: кто же я в отношениях с миром? В данный исторический момент Россия должна играть новую международную роль. Этой ролью не будет уже ни коммунистический интернационализм, ни социализм в одной стране. В советской попытке уменьшить культурные и национальные барьеры между людьми, Россия потеряла чувство своей личности, как потеряли личность бывшие республики социализма.
Сейчас все хотят отстаивать свою национальность. Кровь играет. На этой новой международной сцене какая внешняя политика будет у России, какие союзы у нее будут? Не закроет ли она границы снова, чтобы войти в националистическое русло?
Россия ныне смотрит на Запад с надеждой на экономическую помощь и поддержку - на США, Германию и Японию, вообще на экономические рычаги по отношению к бывшему Советскому Союзу. Как русские чувствуют себя, когда западные державы оговаривают свою помощь, диктуя России, как ей проводить свои реформы? Современное международное положение неудобно для бывшей сверхдержавы.
Когда рухнула берлинская стена, и когда Горбачев и Рейган пожимали руки, американские газеты пестрели заголовками: "Победа над "холодной войной", "Коммунизм разваливается". Довольно эксцентрический вид ситуации, значение которой в готовности американцев злорадствовать. Но что с русской гордостью? Разрешат ли русские люди западным державам унижать Россию после "холодной войны"? Чем больше будет отсутствовать у России свое лицо, лицо в международном плане, тем уязвимее она экономически и политически.
Но как Россия может определить свое международное положение, если она не может решить свои внутренние проблемы? Вот эта стадия и называется "саморассмотрением".
Есть еще одно выражение по-английски "мидлайф крайсис" - кризис в середине жизни, когда человек сам спрашивает, кто я в отношении самого себя, что я могу найти в своем прошлом? Кем желаю я стать? Такой кризис появляется, когда человек вдруг осознает свой возраст - ему 45-50 лет, и он прожил свою взрослую жизнь не так, как ему хотелось бы. Его женитьба распалась, он отчужден от детей, боится стареть и желает снова вернуться в то время, когда жизнь представлялась ему полной бесконечных возможностей.
Что случилось? Он не понимает, как он потерял свой путь и не знает, сможет ли он искупить когда-нибудь свои ошибки. Он себя не узнает, и должен выбрать, каким ему быть.
Как быть, если помнить год 1917-й, когда Россия вступила в революцию и будущее, казалось, так много обещало? Оно принадлежало солидарности, и дети построили бы в нем новый мир. Чудесные идеи, благородные стремления. Почему они не осуществились?
Разрушительный брак социализма и коммунизма закончился болезненным разводом. Что станется с детьми? У каждого ребенка есть собственные впечатления о капитализме, коммунизме, Западе и России, потому что каждый увидел Историю глазами нового поколения. Но среди всех есть некоторые идеализирующие Америку. Торопливое уподобление Западу, святое и несдержанное, похоже на начальные стадии неопытной любви. Я особенно это замечаю среди молодежи, которая ориентируется на Запад в ущерб существующей в России культурной традиции, обществу, долгу, образованию. Итак, мы подошли к конкретному определению культурной личности: индивидуум и его характер, его убеждения, его приоритеты и умственная деятельность, ясность. И мне интересно знать, что будет с русскими юношами, которые ослеплены Америкой, капиталистическим материализмом, которые хотят западного материального благополучия: телевидения, машины, одежды. Конечно, не все из этих вещей настолько плохи, но они меняют человека. Помнит ли еще русская молодежь поэзию, искусство, литературу? Я бы не желала, чтобы у русской молодежи появилось бы такое же интеллектуальное самодовольство, как у американской молодежи.
То, как Россия отразится в ближнем мире, зависит от ее детей, от того, что они выберут. В конце концов, им придется заглянуть в себя, чтобы построить будущее. То, с чего они начинают, - отсталая Россия, в которой ничего не изменилось. Они надеются, что темное прошлое России не приведет ее к темному будущему.
Сейчас я бы могла ответить моим знакомым в Америке. Я бы сказала, что я в России не для того, чтобы ратовать за Америку, а чтобы учиться у России.


В начало страницы
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://old.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/durlin.htm